Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ВКС РФ снимают с "Раптора" шапку-невидимку: чего боятся американские пилоты


22 ноября 2017 года Дмитрий Юров, Телеканал "Звезда"


История с боевым применением первого в мире серийного истребителя пятого поколения F-22 похожа на шпионский фильм - минимум данных, максимум заявлений, и никаких деталей. Однако первые вылеты и выполнение боевых задач в сложных условиях заставили американских летчиков пожаловаться на недостатки конструкции собственных самолетов и «невидимость» истребителей российского производства.

Первый из «Локхидов»

Повышенное внимание со стороны прессы, военных экспертов и пилотов строевых авиационных частей, увы, не помогли «Раптору» поучаствовать в боевых действия до официального завершения серийного производства. И хотя принятый на вооружение в 2005 году самолет неоднократно называли лучшим в классе малозаметных истребителей, сомнения относительно реальных «стелс-возможностей» в адрес нового истребителя появились практически сразу.

Свое первое боевое применение F-22 увидел лишь 9 лет спустя принятия на вооружение - только в сентябре 2014 года Пентагон официально подтвердил, что для ударов по террористическим группировкам на территории Сирии привлекаются истребители этого типа.

Предполагалось, что поступление F-22 в войска ознаменует собой новую эпоху в американских ВВС - боевую машину пятого поколения планировалось использовать для разведывательных и ударных миссий, а сам истребитель называли в качестве вероятного кандидата на замену сразу нескольких самолетов - F-15 (включая несколько модификаций), F-16, а также стелс-бомбардировщиков F-117А.

Однако превратиться в полностью эффективный ударный малозаметный самолет «Раптор» не может из-за целого вороха технических проблем, большинство из которых «всплыло» ровно в тот момент, когда истребитель начали активно «гонять» на задания.

Я вас не слышу!

Авторитетное американское издание Aviation Week опубликовало мнение одного из летчиков 95-й истребительной эскадрильи ВВС США, расквартированной на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ, согласно которому гипоксия больше не лидирует в списке самых страшных проблем при проведении боевых операций с участием истребителей F-22. Сведения о том, что БРЭО американского истребителя пятого поколения имеет большие сложности с обработкой тактической информации, стали известны задолго до первых поставок истребителей F-22 в строевые части и полетов в зоне боевых действий.

Уже после насыщения строевых авиационных частей машинами нового типа выяснилось, что разработанная для обмена информацией система распределения тактической информации (JTIDS), настроенная на малозаметных истребителях в основном «на прием», не позволяет оперативно работать с принимаемыми на борт данными и применять высокоточные боеприпасы по нужным целям.

Много лет спустя, уже в рамках боевого применения машин выяснилось, что наиболее удачное аппаратное решение для JTIDS - специальный канал связи Link16, который служит для оперативного обмена информацией, сильно ограничивает боевую эффективность истребителей F-22 и по-прежнему не позволяет летчику оперативно получать/подтверждать данные о цели. Оперативную обстановку, а также любые другие данные о цели летчики F-22 вынуждены докладывать через наименее защищенный канал связи и бортовую радиостанцию, в безопасность передачи данных по которым, согласно сообщению Aviation Week, не очень верят сами. При этом, по мнению экспертов, максимально эффективное применение F-22 в рамках выполнения «профильных» боевых задач по-прежнему возможно лишь при соблюдении целого ряда условий.

«В полной мере возможности "Раптора" раскрываются только при использовании внешней "подсветки" целей самолетами ДРЛО и при отсутствии у противника современных эшелонированных средств ПВО, а также комплексов РЭБ. Сам по себе этот самолет не способен противостоять развитым системам ПВО и истребителям - без внешнего целеуказания он будет "выдавать" себя излучением БРЛС, а малозаметность самолета реализована в сантиметровом диапазоне волн, в то время как для наземных радаров метрового диапазона он по-прежнему уязвим», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» инженер-авиастроитель Сергей Иванов.

Старый пес - новые трюки

Военные эксперты считают, что вновь обнаруженные конструктивные недоработки «Рапторов» не являются принципиально новыми сложностями для ВВС США, все эти проблемы давно известны, просто достоянием общественности эти сведения долгое время не становились из-за отсутствия боевой работы и применения F-22 на реальных ТВД. При этом российские истребители Су-30/Су-35 американскими военными и экспертами никогда как «стелс-машины» не позиционировались, хотя оба истребителя могут выполнять боевые задачи в «особых» режимах.

Для скрытого поиска и захвата цели Су-30 и Су-35 оснащены оптико-локационными станциями, позволяющими поражать как крупные летательные аппараты - истребители и самолеты других типов, так и БПЛА на значительном удалении от цели. При этом истребители могут не задействовать бортовую РЛС и до последнего скрывать местоположение борта.

Подобных возможностей F-22 лишен - еще в рамках ОКР разработчики приняли решение отказаться от оптико-локационных систем в пользу других, пассивных средств обнаружения противника и мощной (активной) бортовой РЛС, закладывая в концепцию F-22 применение управляемых ракет с дальних дистанций.

Обращает на себя внимание и другое обстоятельство - истребители ценой в $150 млн за единицу не приспособлены к ночным полетам - на F-22 не установлен комплекс датчиков, позволяющий заблаговременно производить идентификацию целей, а сами летчики лишены системы нашлемного целеуказания и управления вооружением, что значительно усложняет и делает более опасной даже рядовые вылеты. По сути, о присутствии в небе российских истребителей пилоты F-22 узнают не с помощью бортового оборудования на своем самолете, а от наземных станций слежения или других средств контроля за воздушным пространством.

Эксперты отмечают, что большинства из этих проблем лишены истребители предыдущего поколения - F-15 и F-16, однако использовать авиацию предыдущего поколения для полетов в воздушном пространстве Сирии ВВС США не решаются, поскольку такие машины уязвимы даже для относительно устаревших комплексов ПВО.

Ввиду отсутствия технической готовности к боевым действиям не применяется для ударов по объектам террористов и «наследник» F-22  - самолет пятого поколения F-35, с которым уже по традиции связан один из недавних громких скандалов.

Последствия

Глава Военного комитета НАТО Петр Павел 25 октября 2017 года выступил с неоднозначным заявлением, в котором предупредил, что власти Турции неизбежно столкнутся с «последствиями» покупки комплексов ПВО С-400 в России. Если не считать намеков на отказ от интеграции систем этого типа в региональную ПВО НАТО, главную опасность российские комплексы ПВО представляют прежде всего для перспективных истребителей F-35, которые активно распродаются всем союзникам США по Альянсу.

Как считают эксперты, граничащая с истерикой реакция руководства НАТО на закупки Турцией оборонительных систем противовоздушной обороны российского производства может «вскрыть» реальные показатели «малозаметности» и боевой эффективности новых американских истребителей пятого поколения.

«Тревога для американских авиастроителей состоит в том, что они хоть примерно, но представляют себе параметры работы российских РЛС из состава комплекса С-400, и прекрасно знают, что для таких многодиапазонных комплексов понятие "невидимый" не существует как таковое», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» радиофизик, кандидат математических наук Владимир Лабунский.

Сложности с обнаружением российских истребителей Су-30 и Су-35, которые по боевым возможностям не уступают американским F-22, не последние для американских летчиков. Очевидно, что за более чем десятилетний срок боевой службы «Рапторы» так и не были доработаны по ключевым направлениям, включая бортовое радиоэлектронное оборудование, системы связи и управления вооружением. А значит, считать F-22 пригодным к боевой службе по-прежнему нельзя.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBgQGx
Рекомендуется: http://freelance.youdo.com/turnkey/cms/joomla/flan/price/, без комиссии сервиса!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer