Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты в старых очках


21 ноября 2017 года Канащенков Анатолий, Военно-промышленный курьер


России необходимо иметь соответствующие перспективным авиационным комплексам средства поражения и управления вооружением, чем и определяется боевая эффективность.


Анатолий Канащенков, руководитель Научного центра специальных радиоэлектронных систем и менеджмента Московского авиационного института

Возросшие скоростные и маневренные возможности самолетов, вертолетов и БЛА, характеристики авиационных средств поражения (АСП) требуют соответствующей информационной поддержки. Носитель и его оружие должны быть «зрячими».

Для оптимизации финансовых, материальных, человеческих ресурсов и временных затрат целесообразно выделить наиболее принципиально важные направления, определяющие облик современных средств управления вооружением (СУВ) и прежде всего бортовых радиолокационных систем (БРЛС).

Удовлетворение требований повышения качества информационного обеспечения может осуществляться разными способами. Пока еще не полностью исчерпало свои возможности эволюционное развитие СУВ, улучшение показателей эффективности традиционных режимов и способов обработки данных продолжается. Но на практике авиационные комплексы оснащены БРЛС и в целом СУВ третьего-четвертого поколений, которые ввиду присущих им недостатоков не отвечают требованиям разрабатываемых авиационных комплексов. Поэтому все сильнее необходимость революционных изменений уже на базе конструкторских решений с использованием принципиально новых подходов.

Чем боевая авиация располагает сейчас? До сих пор находищиеся в эксплуатации СУВ третьего поколения слабо приспособлены к модернизации как аппаратурного состава, так и математического обеспечения. Структура систем недостаточно рациональна. Однако и в четвертом поколении не удалось решить ряд проблем, имевших место ранее. Так, точность решения боевых задач осталась почти на том же уровне, мало изменились показатели надежности, эксплуатационные характеристики. Осуществлен возврат к не оправдавшему себя еще в первом поколении подходу, связанному с искусственным делением на подсистемы по физическому принципу действия, а не по решаемым задачам. Низкий уровень цифровизации снижает возможности аппаратной и функциональной интеграции. Недостатки и проблемы, характерные для СУВ четвертого поколения, приводят к существенному удорожанию стоимости их эксплуатации и неудовлетворительному использованию тактических возможностей носителя. Например, СУВ вертолета Ка-52 (четвертое поколение) имеет низкие показатели надежности – 120–150 часов на отказ, солидный вес – 140 килограммов, высокую стоимость жизненного цикла и другие проблемы, присущие БРЛС разработки конца 90-х.

Разработанная Московским авиационным институтом радиолокационная система МБРЛС МФ2 и ее модификации поколения «4++» соответствуют принципам построения радиолокационных систем пятого поколения, обеспечивают высокий уровень надежности. Они в два с половиной раза компактнее, весят 33–35 килограммов, имеют вдвое меньшую стоимость жизненного цикла, высокий уровень цифровизации, аппаратурной, функциональной интеграции и существенно большую помехозащищенность.

Семейство МБРЛС, созданное в МАИ, имеет модификации Ка, Х и Кu-диапазона, внутривидовую и межвидовую унификацию, может размещаться на различных летательных аппаратах, не нарушая схемотехнических решений. Сохраняя модульность построения, обладая стандартными внутренними и внешними интерфейсами, система легко адаптируется к летательным аппаратам любого типа. Замена антенной системы на активную фазированную (АФАР) или пассивную решетку (ФАР) для Ка-диапазона волн переводит эти БРЛС в разряд, соответствующий пятому поколению.

Создание многодиапазонной МБРЛС является технологическим прорывом – в ней сочетаются такие важнейшие свойства, как многофункциональность, масштабируемость, модульность и другие возможности. Из соответствующих компонентов можно собирать МБРЛС с требуемыми характеристиками и адаптировать ее для различных носителей. Такой совокупностью указанных выше свойств не обладает ни одна из известных российских РЛС.

Приходится сожалеть, что темпы обновления и модернизации радиолокационных систем на летательных аппаратах очень низкие, приблизительно раз в 10–15 лет и реже. Это не позволяет в полной мере использовать возможности современных носителей, снижает и боевую, и экономическую эффективность. Основных причин несколько. Это недооценка роли и важности радиолокационных систем и в целом СУВ в повышении боевой и экономической эффективности летательных аппаратов, как следствие – недостаточное финансирование программ по ускорению оснащения ЛА новыми средствами управления вооружением. Усугубляет ситуацию отставание в разработке интегрированной высокочастотной элементной базы для радиолокационных систем и приборов специального авиационного назначения.

Мало внимания уделяется потенциалу исторически сложившихся школ в авиационной радиолокации – таких предприятий, как корпорация «Фазотрон-НИИР», Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова, Государственный рязанский приборный завод... Попытки создания аналогичного оборудования на других предприятиях, не имеющих достаточного опыта, как минимум существенно увеличивают сроки. Поэтому следует прежде всего укреплять исторически сложившиеся научные школы в области авиационной радиолокации. Также необходимо больше внимания уделять специализирующейся на авиатехнике вузовской науке, где имеются большие теоретические и практические возможности ускорения создания качественных авиационных РЛС нового поколения.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbhTW
Установка входных дверей на http://remont.youdo.com/doors/entrance-doors/.
Семейная фотосессия на http://ekb.youdo.com/photo/studijnaya/semejnaya/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer