Как рассказали «Известиям» в АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, производитель «Cуперджетов») проект модернизации готов, и компания в конце ноября приступает к обновлению авионики на всем парке российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Функции программного обеспечения будут расширены для контроля возможных отказов бортовых систем и передачи параметров наземным техническим службам. Новая функциональность уже успешно прошла тестирование и была сертифицирована в России и Европе.
— Такой подход позволит обеспечить постоянный контроль технического состояния систем и статуса самолетов SSJ100 в эксплуатации, — отметил представитель ГСС. — При возникновении отказов в полете и получении информации о них наземные технические службы будут своевременно информированы о необходимости работ по устранению неисправностей.
На данный момент в России аналогов разрабатываемой системы нет, заявили в ГСС. В режиме реального времени будут отслеживаться более 16 тыс. возможных технических отказов в самолете. Эта цифра была названа представителями «Гражданским самолетов Сухого» на специализированной научно-технической конференции в начале ноября (доклад ГСС есть в распоряжении «Известий»).
Для передачи данных будет использована ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) — цифровая система связи, применяемая в авиации для передачи коротких сообщений при помощи спутниковой, либо УКВ-связи. С помощью ACARS будет транслироваться не только информация о проблемах, но и сообщения системы оповещения экипажа об отказах и некоторых эксплуатационных условиях (Crew Alerting System). Также обновленная бортовая система обеспечит мониторинг параметров в режиме реального времени.
В настоящий момент «Суперджеты» передают на землю только отчеты о статусе полета и короткие текстовые сообщения системы мониторинга состояния самолета (Aircraft Condition Monitoring System).
Планируемая к внедрению новинка сейчас находится в опытной эксплуатации у одного из российских перевозчиков, использующих SSJ100. По словам представителя ГСС, рассматривается вопрос интеграции данной программы в единое информационное пространство компании. В частности, ее привязка к системе мониторинга складов даст возможность оперативно получать информацию о наличии запчастей.
Независимый эксперт Антон Лавров рассказал «Известиям», что внедрение системы повысит безопасность полетов на самолетах SSJ100.
— Подобные системы сейчас массово внедряются в гражданской авиации, — рассказал Антон Лавров. — Лидер в этой области — компания Airbus, которая устанавливает их на самые современные авиалайнеры А380 и А350. Подобные комплексы многократно выручали экипажи в критических ситуациях. Они значительно повысят безопасность эксплуатации «Cуперджетов». Но если на межконтинентальных гигантах это оправдано, то не совсем понятно: зачем контролировать тысячи параметров для достаточно небольшего регионального самолета.
Первый полет SSJ100 состоялся в мае 2008 года. В 2011 году начала эксплуатация первого серийного экземпляра. Сейчас российские и иностранные авиакомпании эксплуатируют 104 таких самолета. За шесть лет эксплуатации в парке «Суперджетов» возникало большое количество различных отказов. Основные проблемы связаны с механизацией крыла, системами уборки шасси и кондиционирования воздуха. Согласно официальной статистике ГСС, количество отказов и неисправностей на 1 тыс. часов полета в июне 2017 года составило 89,6 — на 40% меньше показателя июля 2016 года.
— Такой подход позволит обеспечить постоянный контроль технического состояния систем и статуса самолетов SSJ100 в эксплуатации, — отметил представитель ГСС. — При возникновении отказов в полете и получении информации о них наземные технические службы будут своевременно информированы о необходимости работ по устранению неисправностей.
На данный момент в России аналогов разрабатываемой системы нет, заявили в ГСС. В режиме реального времени будут отслеживаться более 16 тыс. возможных технических отказов в самолете. Эта цифра была названа представителями «Гражданским самолетов Сухого» на специализированной научно-технической конференции в начале ноября (доклад ГСС есть в распоряжении «Известий»).
Для передачи данных будет использована ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) — цифровая система связи, применяемая в авиации для передачи коротких сообщений при помощи спутниковой, либо УКВ-связи. С помощью ACARS будет транслироваться не только информация о проблемах, но и сообщения системы оповещения экипажа об отказах и некоторых эксплуатационных условиях (Crew Alerting System). Также обновленная бортовая система обеспечит мониторинг параметров в режиме реального времени.
В настоящий момент «Суперджеты» передают на землю только отчеты о статусе полета и короткие текстовые сообщения системы мониторинга состояния самолета (Aircraft Condition Monitoring System).
Планируемая к внедрению новинка сейчас находится в опытной эксплуатации у одного из российских перевозчиков, использующих SSJ100. По словам представителя ГСС, рассматривается вопрос интеграции данной программы в единое информационное пространство компании. В частности, ее привязка к системе мониторинга складов даст возможность оперативно получать информацию о наличии запчастей.
Независимый эксперт Антон Лавров рассказал «Известиям», что внедрение системы повысит безопасность полетов на самолетах SSJ100.
— Подобные системы сейчас массово внедряются в гражданской авиации, — рассказал Антон Лавров. — Лидер в этой области — компания Airbus, которая устанавливает их на самые современные авиалайнеры А380 и А350. Подобные комплексы многократно выручали экипажи в критических ситуациях. Они значительно повысят безопасность эксплуатации «Cуперджетов». Но если на межконтинентальных гигантах это оправдано, то не совсем понятно: зачем контролировать тысячи параметров для достаточно небольшего регионального самолета.
Первый полет SSJ100 состоялся в мае 2008 года. В 2011 году начала эксплуатация первого серийного экземпляра. Сейчас российские и иностранные авиакомпании эксплуатируют 104 таких самолета. За шесть лет эксплуатации в парке «Суперджетов» возникало большое количество различных отказов. Основные проблемы связаны с механизацией крыла, системами уборки шасси и кондиционирования воздуха. Согласно официальной статистике ГСС, количество отказов и неисправностей на 1 тыс. часов полета в июне 2017 года составило 89,6 — на 40% меньше показателя июля 2016 года.