Новые правила провоза багажа и ручной клади начали обсуждать ещё летом. Чиновники и представители отрасли провозглашали: чтобы в стране могли развиваться компании-лоукостеры, надо на законодательном уровне регламентировать так называемые безбагажные тарифы. Ведь могут же европейцы за 10 евро улететь из Барселоны в Париж – чем мы хуже?
Однако, как водится, забота об удобстве путешествий для россиян оказалась только предлогом. Постепенно в ходе обсуждений в новые правила затесались ещё и ограничения на провоз ручной клади. Более того, появились ещё и предложения сократить список вещей, разрешённых к провозу в салоне самолёта – вплоть до верхней одежды.
«Новые правила пока вызывают больше вопросов, чем дают ответы, – констатирует главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. – Хотелось некоего улучшения, более комфортного законодательства, но данные правила, по-моему, ещё больше запутали ситуацию».
Пять кило в дорогу
Главным нововведением, превратившимся теперь уже в главную проблему для пассажиров, стали изменения в порядке перевозки ручной клади. Теперь её минимальный вес сократился до 5 килограммов. Позволить вам везти больше или нет – отныне решает авиакомпания. Естественно, что большинство основных перевозчиков тут же сделали установленный минимум максимумом.
Кстати, законодатели подредактировали и список предметов, которые авиакомпания обязана допустить к провозу помимо ручной клади. На юридическом языке это называется «вещи при пассажире». Самое главное, из этого списка по непонятным причинам исчезли ноутбуки и фотоаппаратура. То есть провозить их по-прежнему можно, но отныне они будут «съедать» ваши законные 5 килограммов.
Что интересно: авиакомпания вправе на своё усмотрение увеличить разрешённый вес бесплатной ручной клади. А вот взять с вас деньги за дополнительные килограммы перевозчики не могут. Потому вы либо укладываетесь в положенные 5 килограммов (или больше – если авиаперевозчик установил свои правила), или сдаёте вещи в багаж. «Ручная кладь теперь может быть либо бесплатная, либо – никакая. Это недостаток новых правил, – рассказал «Нашей Версии» председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков. – Непонятно и то, почему ушли от детального регулирования разрешённой ручной клади для разных типов воздушных судов. У нас 99% авиаперевозок осуществляют самолёты, где реально на одного пассажира провезти 8–10 килограммов ручной клади».
Поскольку этого сделано не было, у авиакомпаний появилась возможность для дополнительного заработка: не влезающие в ручную кладь вещи станут дополнительным местом багажа, за которое придётся доплатить. Похоже, что не стоит гадать, в чьих интересах принимались новые правила и кто оказался их лоббистом.
Картина, корзина, картонка
Другая проблема касается пересмотра списка вещей при пассажире. Здесь вообще появилась путаница. Так, в перечень наконец включили рюкзаки. «Помните нашумевшие конфликты с «Победой» из-за того, что в их правилах было указано: дамскую сумочку провозить можно, а сумочку в виде рюкзачка нельзя, потому что это уже не сумочка, а рюкзак, – говорит Роман Гусаров. – Сейчас прописали, что их брать с собой можно. Но ведь рюкзак рюкзаку рознь. Также опять не было конкретизировано, что такое вообще дамская сумочка. Получается, что авиакомпания на своё усмотрение может ввести ограничения».
Действительно, в новых правилах говорится, что размеры тех же рюкзаков авиакомпания может определить на своё усмотрение. А вот, например, про количество цветов в букете или лекарства, которые теперь тоже разрешены к провозу, ничего подобного не сказано. Потому формально пассажир может спокойно пройти на борт самолёта с 5 килограммами ручной клади, прихватив одновременно с собой коробку с диетическим питанием, мешок с таблетками, коробку с цветами, костыли, инвалидную коляску и ещё до кучи затариться парой-тройкой бутылок в Duty Free. При этом профессиональные фотографы будут вынуждены сдавать кофр с дорогостоящей аппаратурой в багаж, где грузчики будут бросать его на ленту: ведь весит он куда больше 5 килограммов, а опция по доплате за перевес разрешённой ручной клади формально отсутствует.
«Я не знаю, с кем консультировался Минтранс, корректируя эти нормы. Всем хотелось, чтобы они стали лучше, а в итоге, по-моему, они стали только хуже», – резюмирует Роман Гусаров.
Цены – на взлёт!
Но, самое главное, новые правила перевозки ручной клади ровным счётом никак не влияют на развитие лоукостеров. Да, в новой редакции ФАП появились пункты, разрешающие продавать дешёвые билеты без багажа. Но и здесь, как выясняется, возникнут проблемы. «Надо понимать, что цены как росли, так и будут расти. Более того, за минувшие три года стоимость авиабилетов росла в 2 раза медленнее инфляции, – рассуждает Роман Гусаров. – Поэтому, конечно же, безбагажный тариф вряд ли окажется дешевле. Скорее ранее действовавший тариф теперь просто станет безбагажным».
В пользу этой версии говорит и статистика. По данным наших источников в отрасли, по итогам этого года рост пассажиропотока составит почти 21%, а вот выручка упадёт. Это связано с тем, что у авиакомпаний выросли расходы: увеличились цена на топливо, а также размер лизинговых платежей. Эти убытки перевозчикам надо как-то компенсировать. Учитывая, что пассажиров становится больше, есть смысл мало-помалу повышать цену – хотя бы через хитрые маркетинговые манёвры, связанные с лавированием вокруг разных тарифов.
Кстати, отследить, стали ли теперь авиакомпании предлагать дешёвые билеты, фактически невозможно. «Не существует никакой статистики о реально использованных авиакомпаниями тарифах. Также неизвестно, сколько реально стоили билеты по определённому направлению каждой авиакомпании в каждый конкретный день, – поясняет Кирилл Янков. – А пока таких данных нет, все разговоры о том, дешевле стали билеты или дороже, непроверяемы. А то авиакомпании могут заявлять, что они предложили билеты за 999 рублей, а потом выяснится, что такой билет был продан только один на этот рейс, зато остальные стоили по нескольку тысяч».
По словам эксперта, мониторинг ценообразования на билеты может сделать Федеральная антимонопольная служба, она же может и собрать чёткую и объективную статистку по стоимости билетов. Впрочем, надеяться на ФАС вряд ли стоит – опыт показывает, что, несмотря на многочисленные скандалы, по-настоящему действенно ведомство ещё не наказывало перевозчиков, ограничиваясь выписыванием скромных штрафов. Может, стесняется?
СПРАВКА
Какой теперь бывает багаж
Отныне у авиаперевоз-чиков могут быть два вида тарифов: с включённым бесплатным багажом и без багажа. Вес бесплатного багажа не может быть менее 10 килограммов. Увеличивать ли эту норму – решает сам авиаперевозчик. Безбагажные тарифы предусматривают взимание дополнительной платы за багаж. Люди, путешествующие вместе, могут объединить сумму норм бесплатного багажа каждого из пассажиров. Важно, что при этом общий вес каждой единицы багажа не может превышать 30 килограммов.
Сколько можно везти ручной клади
Минимальный установленный вес ручной клади – 5 килограммов. Увеличивать ли норматив – решает сам авиаперевозчик. Бесплатная ручная кладь сверх нормы
* Рюкзак (вес и габариты устанавливает авиаперевозчик), или дамская сумка, или портфель (про размер и вес этих предметов отдельных пояснений нет).
* Букет цветов. * Верхняя одежда.
* Детское питание для ребёнка на время полёта.
* Костюм в портпледе.
* Устройства для переноса ребёнка (детская люлька, удерживающие системы для детей до двух лет, детская коляска и другие устройства) – разрешённые габариты устройств оставлены на усмотрение авиакомпаний.
* Лекарства и специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полёта.
* Костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска – габариты всех этих приспособлений должны позволять разместить их в салоне самолёта на полках над сиденьем или под сиденьем впереди стоящего кресла.
* Товары из Duty Free – вес и габариты устанавливает авиаперевозчик.
Однако, как водится, забота об удобстве путешествий для россиян оказалась только предлогом. Постепенно в ходе обсуждений в новые правила затесались ещё и ограничения на провоз ручной клади. Более того, появились ещё и предложения сократить список вещей, разрешённых к провозу в салоне самолёта – вплоть до верхней одежды.
«Новые правила пока вызывают больше вопросов, чем дают ответы, – констатирует главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров. – Хотелось некоего улучшения, более комфортного законодательства, но данные правила, по-моему, ещё больше запутали ситуацию».
Пять кило в дорогу
Главным нововведением, превратившимся теперь уже в главную проблему для пассажиров, стали изменения в порядке перевозки ручной клади. Теперь её минимальный вес сократился до 5 килограммов. Позволить вам везти больше или нет – отныне решает авиакомпания. Естественно, что большинство основных перевозчиков тут же сделали установленный минимум максимумом.
Кстати, законодатели подредактировали и список предметов, которые авиакомпания обязана допустить к провозу помимо ручной клади. На юридическом языке это называется «вещи при пассажире». Самое главное, из этого списка по непонятным причинам исчезли ноутбуки и фотоаппаратура. То есть провозить их по-прежнему можно, но отныне они будут «съедать» ваши законные 5 килограммов.
Что интересно: авиакомпания вправе на своё усмотрение увеличить разрешённый вес бесплатной ручной клади. А вот взять с вас деньги за дополнительные килограммы перевозчики не могут. Потому вы либо укладываетесь в положенные 5 килограммов (или больше – если авиаперевозчик установил свои правила), или сдаёте вещи в багаж. «Ручная кладь теперь может быть либо бесплатная, либо – никакая. Это недостаток новых правил, – рассказал «Нашей Версии» председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков. – Непонятно и то, почему ушли от детального регулирования разрешённой ручной клади для разных типов воздушных судов. У нас 99% авиаперевозок осуществляют самолёты, где реально на одного пассажира провезти 8–10 килограммов ручной клади».
Поскольку этого сделано не было, у авиакомпаний появилась возможность для дополнительного заработка: не влезающие в ручную кладь вещи станут дополнительным местом багажа, за которое придётся доплатить. Похоже, что не стоит гадать, в чьих интересах принимались новые правила и кто оказался их лоббистом.
Картина, корзина, картонка
Другая проблема касается пересмотра списка вещей при пассажире. Здесь вообще появилась путаница. Так, в перечень наконец включили рюкзаки. «Помните нашумевшие конфликты с «Победой» из-за того, что в их правилах было указано: дамскую сумочку провозить можно, а сумочку в виде рюкзачка нельзя, потому что это уже не сумочка, а рюкзак, – говорит Роман Гусаров. – Сейчас прописали, что их брать с собой можно. Но ведь рюкзак рюкзаку рознь. Также опять не было конкретизировано, что такое вообще дамская сумочка. Получается, что авиакомпания на своё усмотрение может ввести ограничения».
Действительно, в новых правилах говорится, что размеры тех же рюкзаков авиакомпания может определить на своё усмотрение. А вот, например, про количество цветов в букете или лекарства, которые теперь тоже разрешены к провозу, ничего подобного не сказано. Потому формально пассажир может спокойно пройти на борт самолёта с 5 килограммами ручной клади, прихватив одновременно с собой коробку с диетическим питанием, мешок с таблетками, коробку с цветами, костыли, инвалидную коляску и ещё до кучи затариться парой-тройкой бутылок в Duty Free. При этом профессиональные фотографы будут вынуждены сдавать кофр с дорогостоящей аппаратурой в багаж, где грузчики будут бросать его на ленту: ведь весит он куда больше 5 килограммов, а опция по доплате за перевес разрешённой ручной клади формально отсутствует.
«Я не знаю, с кем консультировался Минтранс, корректируя эти нормы. Всем хотелось, чтобы они стали лучше, а в итоге, по-моему, они стали только хуже», – резюмирует Роман Гусаров.
Цены – на взлёт!
Но, самое главное, новые правила перевозки ручной клади ровным счётом никак не влияют на развитие лоукостеров. Да, в новой редакции ФАП появились пункты, разрешающие продавать дешёвые билеты без багажа. Но и здесь, как выясняется, возникнут проблемы. «Надо понимать, что цены как росли, так и будут расти. Более того, за минувшие три года стоимость авиабилетов росла в 2 раза медленнее инфляции, – рассуждает Роман Гусаров. – Поэтому, конечно же, безбагажный тариф вряд ли окажется дешевле. Скорее ранее действовавший тариф теперь просто станет безбагажным».
В пользу этой версии говорит и статистика. По данным наших источников в отрасли, по итогам этого года рост пассажиропотока составит почти 21%, а вот выручка упадёт. Это связано с тем, что у авиакомпаний выросли расходы: увеличились цена на топливо, а также размер лизинговых платежей. Эти убытки перевозчикам надо как-то компенсировать. Учитывая, что пассажиров становится больше, есть смысл мало-помалу повышать цену – хотя бы через хитрые маркетинговые манёвры, связанные с лавированием вокруг разных тарифов.
Кстати, отследить, стали ли теперь авиакомпании предлагать дешёвые билеты, фактически невозможно. «Не существует никакой статистики о реально использованных авиакомпаниями тарифах. Также неизвестно, сколько реально стоили билеты по определённому направлению каждой авиакомпании в каждый конкретный день, – поясняет Кирилл Янков. – А пока таких данных нет, все разговоры о том, дешевле стали билеты или дороже, непроверяемы. А то авиакомпании могут заявлять, что они предложили билеты за 999 рублей, а потом выяснится, что такой билет был продан только один на этот рейс, зато остальные стоили по нескольку тысяч».
По словам эксперта, мониторинг ценообразования на билеты может сделать Федеральная антимонопольная служба, она же может и собрать чёткую и объективную статистку по стоимости билетов. Впрочем, надеяться на ФАС вряд ли стоит – опыт показывает, что, несмотря на многочисленные скандалы, по-настоящему действенно ведомство ещё не наказывало перевозчиков, ограничиваясь выписыванием скромных штрафов. Может, стесняется?
СПРАВКА
Какой теперь бывает багаж
Отныне у авиаперевоз-чиков могут быть два вида тарифов: с включённым бесплатным багажом и без багажа. Вес бесплатного багажа не может быть менее 10 килограммов. Увеличивать ли эту норму – решает сам авиаперевозчик. Безбагажные тарифы предусматривают взимание дополнительной платы за багаж. Люди, путешествующие вместе, могут объединить сумму норм бесплатного багажа каждого из пассажиров. Важно, что при этом общий вес каждой единицы багажа не может превышать 30 килограммов.
Сколько можно везти ручной клади
Минимальный установленный вес ручной клади – 5 килограммов. Увеличивать ли норматив – решает сам авиаперевозчик. Бесплатная ручная кладь сверх нормы
* Рюкзак (вес и габариты устанавливает авиаперевозчик), или дамская сумка, или портфель (про размер и вес этих предметов отдельных пояснений нет).
* Букет цветов. * Верхняя одежда.
* Детское питание для ребёнка на время полёта.
* Костюм в портпледе.
* Устройства для переноса ребёнка (детская люлька, удерживающие системы для детей до двух лет, детская коляска и другие устройства) – разрешённые габариты устройств оставлены на усмотрение авиакомпаний.
* Лекарства и специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полёта.
* Костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска – габариты всех этих приспособлений должны позволять разместить их в салоне самолёта на полках над сиденьем или под сиденьем впереди стоящего кресла.
* Товары из Duty Free – вес и габариты устанавливает авиаперевозчик.