Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ограниченно годен. Истребители F-35 продолжают "душить" пилотов ВВС США


27 октября 2017 года Андрей Коц, РИА Новости


Темно-серый угловатый самолет-"невидимка" быстро набирает высоту. Пилот плавно берет на себя ручку управления, поглядывая на показания приборов и контролируя воздушное пространство, — все как учили в летной школе. Однако рутинный тренировочный полет едва не заканчивается трагедией: офицер ВВС США внезапно чувствует, что не может дышать. Посадить борт на аэродром ему удается с огромным трудом, на остатках силы воли.

Представитель Пентагона Джо Деллаведов в четверг сообщил, что пилоты новейших истребителей пятого поколения F-35А продолжают испытывать кислородное голодание. С июня этого года было зафиксировано уже пять случаев гипоксии. Точную причину установить до сих пор не удалось. Эти машины уже давно изо всех механических сил пытаются угробить своих пилотов — во время их опытной эксплуатации были выявлены десятки недочетов. О нерешенных проблемах проекта F-35, пагубно влияющих на его боевые качества, — в материале РИА Новости.

Летающая проблема

Самолет Lockheed Martin F-35 Lighting II ("Молния") — второй серийный истребитель пятого поколения в мире после своего старшего "брата" F-22 Raptor. Последних было построено 187 единиц: их дальнейшее производство в американском правительстве сочли нерентабельным — машина получилась слишком дорогой даже для США. F-35 был задуман как более дешевая и технологичная альтернатива "Раптору". Тем не менее стоимость программы разработки "Молнии" оказалась ненамного меньше затрат на проект создания F-22: 55 миллиардов долларов против 66 миллиардов. При таких затратах F-35 вышел на редкость сырым и проигрывает по своим боевым возможностям не только "Раптору", но и многим самолетам поколения 4++.

Первый серьезный звоночек прозвенел в 2011 году во время испытаний прототипа F-35C — модификации для ВМС США. Истребитель восемь раз подряд завалил посадку на имитатор палубы — не мог зацепиться гаком за тросы авиафинишера. Причиной были названы серьезные конструктивные просчеты. Исправить их удалось только значительной доработкой машины. Тем не менее полностью избавиться от проблем не удалось. В начале 2017 года Пентагон сообщил, что 78 пилотов палубного истребителя жаловались на сильную боль при взлете с авианосца из-за вибрации кресла. В сеть попало видео, как летчики бьются головой о фонарь кабины. С одного из них даже слетел дорогущий высокотехнологичный шлем за 400 тысяч долларов, разработанный специально для F-35.

Возникли проблемы и с F-35B — версией истребителя для Корпуса морской пехоты США. Этот самолет обладает возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки, благодаря специальному двигателю-вентилятору за кабиной пилота, обеспечивающему вертикальную тягу. Испытания этой машины в 2015 году показали ее неготовность вследствие ряда ошибок, допущенных еще на стадии проектирования. В частности, из-за большого веса дополнительного движка дальность полета "бэшки" существенно ниже, чем у базовой версии для ВВС США F-35A, — 1670 километров против 2200. То же касается и запаса топлива — шесть тонн против восьми. Подобными болезнями, связанными с малым боевым радиусом, страдал и единственный советский серийный самолет с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, который флотские летчики со свойственным им юмором окрестили "истребителем защиты мачты". Кроме того, крылья F-35B не складываются, что затрудняет его корабельное базирование.

Есть и существенные конструктивные недостатки, характерные для всех трех модификаций истребителя. В 2015 году Пентагон был вынужден запретить пилотам с массой тела до 61 килограмма летать на этих машинах. Дело в том, что в катапультируемых креслах пилотов, разработанных специально для F-35 британской компанией Martin-Baker, во время испытаний обнаружили неисправность, которая могла привести к тяжелой травме или даже гибели пилота. Возникли проблемы и другого рода. Более чем у 150 единиц F-35 был обнаружен серьезный дефект в топливной системе: клапаны сброса давления оказались бракованными. Естественно, детали пришлось менять, "заземлив" перед этим весь флот "Молний". Такие меры принимали довольно часто. К примеру, летом 2014 года полеты F-35 приостановили после того, как за неделю едва не разбились два самолета: у одного загорелся двигатель на взлете, второй совершил вынужденную посадку из-за утечки топлива.

Поколение "пять-минус"

Тем не менее Вашингтон не намерен отказываться от F-35. Этому отчасти способствуют огромные деньги, уже затраченные на проект, а также лоббисты "Молнии" в сенате, конгрессе и военно-промышленном комплексе страны. Впрочем, рано или поздно F-35 доведут до ума. Деваться некуда, ведь на вооружение ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты планируется поставить 2443 истребителя этого типа. Общая стоимость проекта (вместе с закупками) может перевалить за 400 миллиардов долларов! Вместе с тем боевая эффективность этих самолетов вызывает большие сомнения, причем у самих американцев.

Так, еще в 2015 году новейший F-35 проиграл учебный воздушный бой истребителю F-16, принятому на вооружение еще в 1979 году. "Молния" оказалась слишком неповоротливой, и более легкий "старичок" тут же зашел условному противнику в хвост. Критику вызвала и спорная малозаметность истребителя. Эксперт американского издания Defense News в 2016 году утверждал, что F-35 невидим только для радаров ПВО США. Российские РЛС работают в другом диапазоне частот и, как утверждает аналитик, с легкостью возьмут истребитель на сопровождение. Позже австралийский военный эксперт Карло Копп, сравнивший возможности ЗРС С-400 "Триумф" и самолетов F-35, пришел к неутешительному выводу: истребители пятого поколения США физически неспособны эффективно противостоять этому комплексу.

Российские же специалисты неоднократно критиковали саму характеристику F-35 как "машины будущего". Во-первых, истребитель неспособен лететь на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, что сильно повышает расход топлива. А возможность бесфорсажного сверхзвука — одно из требований к самолету пятого поколения. Во-вторых, истребитель не обладает сверхманевренностью — в отличие, например, от российских Су-35 "семейства" 4++.

"Бой двух современных самолетов можно условно разделить на два этапа, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик России генерал-майор Владимир Попов. — Первый — обнаружение истребителя противника на большой дистанции и его атака дальнобойной управляемой ракетой класса "воздух — воздух". Это достаточно эффективное оружие, которое, однако, не гарантирует попадания. Особенно по самолету с современными системами радиоэлектронного противодействия, способными "обмануть" ракету. В этом случае истребители идут на сближение, и начинается второй этап — маневренный воздушный бой на ближней дистанции. Здесь в ход уже идут ракеты малой дальности и пушки. Тут-то и раскрываются все преимущества двигателей с всеракурсным управляемым вектором тяги, которые есть у Су-35, но нет у F-22 и F-35".

Конечно, не стоит закидывать "Молнию" шапками. Возможно, со временем из нее выйдет боеспособная и высококлассная машина. Однако на ближайшие годы удел американских самолетостроителей — не совершенствование готового истребителя, а доведение его до "товарного" вида. Детские болезни характерны для любой новой боевой техники. Проблема в том, что F-35, летающий уже 11 лет, "ребенком" не является. Да и его "лечение" обходится американским налогоплательщикам в совсем не детскую сумму.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer