Российский вертолет Ми-8 разбился в Гренландском море у Шпицбергена, на его борту находилось восемь человек. Поиски вертолета осложняются плохой погодой.
О крушении российского вертолета у берегов Шпицбергена 26 октября сообщилв своем twitter-канале норвежский спасательный центр.
"Российский вертолет, восемь человек на борту, упал в море в 2-3 километрах от Баренцбурга. Спасательная служба Северной Норвегии координирует операцию", - было указано в сообщении.
О пропаже вертолета в Гренландском море стало известно вечером по местному времени.
"Вертолет, скорее всего, направлялся из (российского) поселка Пирамида в Баренцбург. Он пропал и потерпел крушение около 15:35 по местному времени (16:35 мск. - ИФ)", - сообщали норвежские спасатели.
Позднее в МЧС РФ подтвердили падение российского вертолета.
"На территории Норвегии в пределах двух километров от острова Шпицберген упал российский вертолет", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Северо-Западного регионального центра МЧС России.
В свою очередь генконсул РФ на Шпицбергене Вячеслав Николаев не исключил аварийную посадку вертолета.
"Мы знаем, что вертолет не вошел в зону объективного контроля. Разбился он или совершил аварийную посадку, я пока сказать точно не могу. Сейчас этими вопросами занимается служба спасения и соответствующая служба на руднике Баренцбурга", - сказал российский генконсул.
Между тем, источник в международных службах авиационного поиска и спасения заявил "Интерфаксу", что из-за погодных условий шансы на выживание экипажа и пассажиров минимальны.
"Температура воды в районе падения около ноля градусов, метеоусловия - сильный ветер и снег - неблагоприятны для выживания на протяжении более получаса", - сказал источник.
В метеорологических службах "Интерфаксу" также подтвердили, что в момент инцидента в районе Баренцбурга были сложные погодные условия.
"Над Шпицбергеном и западнее циклон, фронтальная зона, и ситуация непростая - особенно для вертолета на момент перелета. Плюс достаточно сложный аэропорт, бухта", - сказал собеседник агентства.
По его словам, температура у земли в момент инцидента была нулевой или слабоотрицательной. Была низкая, практически 10-балльная облачность и шел снег. Кроме того, ситуацию мог осложнить ветер.
На борту – ученые и экипаж
В пресс-службе Минэнерго заявили, что на борту Ми-8 находились три сотрудника НИИ Арктики и Антарктики, а также пять членов экипажа.
"В Арктике потерпел крушение вертолет, находившийся в лизинге у "Арктикугля", - сказали в Минэнерго.
Министерство обнародовало имена находившихся на борту людей. Это сотрудники НИИ Арктики и Антарктики Олег Голованов, Николай Фатеев, Максим Каулио, а также экипаж: командир Евгений Баранов, второй пилот Владимир Фролов, бортмеханик Алексей Поуляускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Королев.
Эту информацию подтвердил и Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), рассказав подробности полета.
"На борту воздушного судна во время полета находились пять членов экипажа и трое научных сотрудников "ААНИИ" Росгидромета, выполнявших работы в рамках деятельности Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген. Научная группа возвращалась из поселка Пирамида, расположенного в 78 км от конечного пункта полета - поселка Баренцбурга, после выполнения плановой серии гидрологических наблюдений и отбора проб в рамках программы экологических исследований", - сообщила пресс-служба института.
Заместитель генерального директора авиакомпании "Конверс Авиа" Дмитрий Желязков заявил, что собственником Ми-8, с которым произошло ЧП, является ФГУП "Арктикуголь", а компания "Конверс Авиа" является эксплуатантом судна.
"Вертолет принадлежит "Арктикуголь", а мы его обслуживаем, являемся его эксплуатантами. Вертолет базируется на Шпицбергене", - сказал собеседник Дмитрий Желязков.
Возбудят и проверят
Сразу после того, как стали известны названия компаний, причастных к ЧП, на произошедший инцидент отреагировали надзорные и следственные органы.
Так, пресс-служба Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР сообщила, что по факту крушения вертолета с россиянами на Шпицбергене возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть более двух лиц).
В Минтрансе РФ также сообщили, что компанию "Авиационная компания Конверс Авиа" проверят на предмет соблюдения правил безопасности полетов.
"По поручению министра транспорта РФ Максима Соколова Росавиация и Ространснадзор подключились к выяснению причин авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ ЗАО "Авиационная компания Конверс Авиа" возле острова Шпицберген", - сказали "Интерфаксу" в Минтрансе.
Там отметили, что Ространснадзор - управление Госавианадзора по Центральному федеральному округу – проведет внеплановую проверку компании "Конверс Авиа" на предмет соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, с учетом особенностей полетов над морем и в Северном регионе в осенне-зимних условиях.
Причины падения
Говоря о причинах падения, источник в международных службах авиационного поиска и спасения сообщил "Интерфаксу", что спровоцировать катастрофу могли некорректные действия пилотов в сложных метеоусловиях.
"Метеослужбы фиксировали сложную обстановку по маршруту полета Пирамида - Баренцбург, которые требовали от экипажа высоких навыков пилотирования в арктической зоне и соответствующего налета в полярных широтах. Сильные снег и ветер, океаническая поверхность в условиях сумерек могли повлиять на принятие пилотами решений во время полета", - сказал источник.
Он не исключил, что пилоты могли столкнуться с соматографической иллюзией, либо с другим психологическим явлением, которое побудило их совершить некорректные действия в воздухе.
Версия технической неисправности воздушного судна также рассматривается, но она маловерятна.
"Вертолет был произведен в 2013 году, должным образом и своевременно обслуживался. Тем не менее, отказ техники со счетов сбрасывать нельзя, но он маловероятен. Авиакомпания и фрахтователь - трест "Арктикуголь" имеют достаточный ресурс для обслуживания воздушных судов и внимательно следят за их состоянием. Ранее инцидентов с воздушными судами, находящимися на балансе "Арктикуголь", на Шпицбергене не происходило", - сказал источник.
Он сообщил, что утром 27 октября в район предполагаемого крушения направилось норвежское спасательное судно с водолазами, которые имеют сертификат для глубоководных работ. В районе поиска задействовано еще шесть норвежских спасательных судов.
"Получены заверения от российской стороны о готовности направить в район поиска самолет Ил-76 с группой спасателей и водолазов", - сказал источник.
Генконсул РФ на Шпицбергене Вячеслав Николаев также заявил, что поиски потерпевшего накануне крушение российского вертолета близ Шпицбергена продолжаются и ведутся они на воде.
"Продолжаются поиски упавшего вертолета, проводятся они на воде. Глубина фьорда в том месте, по предварительным данным, более 200 метров", - рассказал он.
Другими сведениями в российской дипмиссии пока не располагают.
Спасатели из Норвегии помогают в поисках российского вертолета Ми-8, потерпевшего крушение в районе норвежского архипелага Шпицберген, сообщает агентство "Ассошиэйтед Пресс".
К поискам вертолета подключена субмарина на дистанционном управлении, отмечается в сообщении. По данным спасателей, поиск "пока не дал никаких результатов".
СК "АльфаСтрахование" является страховщиком вертолета, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе компании. В частности, в компании была застрахована ответственность перевозчика перед пассажирами за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу, экипаж и сам вертолет по авиакаско.
Согласно российскому законодательству, родственники пострадавших пассажиров могут получить от компании до 2 млн рублей, при смерти пассажира - 2,025 млн рублей.
Шансы на спасение
Между тем, руководитель спасательной операции Норвегии Туре Хонгсет рассказал норвежскому телеканалу NRK, что спасатели убеждены: разбившийся вертолет или его останки находятся на дне моря. Об этом свидетельствуют пятна топлива на воде, поднимающиеся со дна пузырьки воздуха и наличие крупного объекта на дне, который показывает эхолот.
В то же время норвежские спасатели еще надеются на спасение экипажа.
"Отчеты и наблюдения, сделанные в этом районе, указывают на то, что произошло худшее. Но мы знаем, что на вертолете такого типа есть спасательный плот на борту. Никогда нельзя сдаваться слишком рано, есть еще надежда", - сказал пресс-секретарь поисковой службе Норвегии Гейр Мортенсен.