"Такие заявления в условиях наличия 50% доли государственного "Аэрофлота" на рынке идут только во вред рынку", - считает Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер". По его мнению, высока вероятность того, что рынок будет продолжать консолидироваться. "С другой стороны, сейчас мы видим активное восстановление рынка, и банкротства авиакомпаний будут скорее происходить из-за конкретных просчетов руководства компаний, а не общей конъюнктуры", - полагает эксперт. При этом аналитик отмечает, что банкротство любой компании на рынке не является смертью рынка. "Слабые игроки уходят, их место занимают более живучие. Или же слабых игроков лечат, чтобы они стали сильными. Главное, чтобы сохранялась свободная конкуренция рынка без монопольных тенденций, особенно без монополий с участием государства. В противном случае может быть рост неэффективности, за который в конечном итоге будут расплачиваться пассажиры", - пояснил г-н Бушуев.
"В зоне риска находятся большинство авиакомпаний страны, комментирует Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. - К сожалению, государство и чиновники не хотят понимать этого и занимаются лишь поиском решений по ликвидации последствий банкротств авиакомпаний. А надо заниматься разработкой мер по предотвращению этих банкротств".
В зоне риска находятся большинство авиакомпаний РоссииПо мнению г-на Гусарова, в первую очередь надо принять пакет мер по предотвращению банкротств авиакомпаний: "Дело в том, что та ситуация, которая сложилась в авиаотрасли, возникла не по вине авиакомпаний, а из-за внешних факторов. И авиакомпании никак не могли на это повлиять. До 2014 года авиаперевозки в стране росли быстрыми темпами, авиакомпании делали большие инвестиции в приобретение самолетов, обучение персонала и т.д., чтобы это спрос удовлетворить. Но затем случилось то, что случилось. Стагнация и спад, двукратная девальвация рубля, падение платежеспособности населения, закрытие Египта, Турции, Украины (более 10% рынка авиаперевозок). За три года рост инфляции вдвое опередил рост цен на авиабилеты. Авиакомпании накопили долги и убытки. В этой ситуации государство должно осознать свою ответственность за эту ситуацию и предоставить авиакомпаниям налоговые льготы и другую финансовую поддержку для сохранения устойчивости. Иначе "парад банкротств" не прекратится".
"Полагаю, что у нас все авиакомпании находятся в зоне риска. Кроме, конечно, "Аэрофлота" - его государство поддержит в любом случае, - согласен Алексей Захаров, независимый эксперт. "Потери среди перевозчиков, полагаю, будут. Во-первых, количество перевозимых пассажиров растёт, хотя экономических предпосылок к этому нет - а это признак "мыльного пузыря". Во-вторых, некоторые авиакомпании сводят концы с концами только за счёт государственных программ субсидирования авиаперевозок. А состояние бюджета страны сейчас далеко от идеального, и суммы, выделяемые по этим программам, могут быть существенно урезаны", - поясняет эксперт. По мнению Алексея Захарова, в условиях "динамичного" рынка (а наш рынок а/перевозок именно таков) не так-то просто даже разработать систему критериев, которые объективно оценивали бы финансовое состояние компании и сигнализировали о её приближении к "красной черте". Кроме того, эксперт считает, что необходимо желание властей обеспечить объективный финансово-экономический мониторинг авиакомпаний: "У нас же, увы, даже система контроля безопасности полётов не выдерживает никакой критики".
Илья Кабачник, заместитель гендиректора "АльфаСтрахование" по авиационному страхованию, добавляет: "Не до конца понятно, зачем делаются подобные заявления. Если какие-то компании на самом деле находятся в "зоне риска" - то нужно принимать меры по их оздоровлению, поведать о предпринимаемых мерах общественности. Если хотят предупредить пассажиров - что бы они не пользовались услугами данных авиакомпаний, сдали или не покупали на их рейсы билеты - назовите их имена прямо и озвучьте это свое намерение прямо. Если же никаких мер предпринимать не планируется - подобные заявления могут трактоваться исключительно как признания должностным лицом своей некомпетентности". Эксперт подчеркивает, что проблема не в том, что компании уходят: "Ведь банкротство - это нормальный экономический процесс. В тоже время у нас нет условий поощряющих появление новых бизнесов - и это замыкает процесс, и приводит к возможности появления и создания монопольных игроков на любом из рынков".
"Про десять компаний не скажу, но посмотрев для сравнения отчетность авиакомпаний с большой долей задержанных рейсов, думаю, штук пять в очереди за "ВИМ-Авиа" стоит, -прогнозирует Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ". - Тут как раз две из них недавно решили объединить в одну. Не будем показывать пальцем, чтобы не получить очередного предписания ФАС".
"В зоне риска находятся большинство авиакомпаний страны, комментирует Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. - К сожалению, государство и чиновники не хотят понимать этого и занимаются лишь поиском решений по ликвидации последствий банкротств авиакомпаний. А надо заниматься разработкой мер по предотвращению этих банкротств".
В зоне риска находятся большинство авиакомпаний РоссииПо мнению г-на Гусарова, в первую очередь надо принять пакет мер по предотвращению банкротств авиакомпаний: "Дело в том, что та ситуация, которая сложилась в авиаотрасли, возникла не по вине авиакомпаний, а из-за внешних факторов. И авиакомпании никак не могли на это повлиять. До 2014 года авиаперевозки в стране росли быстрыми темпами, авиакомпании делали большие инвестиции в приобретение самолетов, обучение персонала и т.д., чтобы это спрос удовлетворить. Но затем случилось то, что случилось. Стагнация и спад, двукратная девальвация рубля, падение платежеспособности населения, закрытие Египта, Турции, Украины (более 10% рынка авиаперевозок). За три года рост инфляции вдвое опередил рост цен на авиабилеты. Авиакомпании накопили долги и убытки. В этой ситуации государство должно осознать свою ответственность за эту ситуацию и предоставить авиакомпаниям налоговые льготы и другую финансовую поддержку для сохранения устойчивости. Иначе "парад банкротств" не прекратится".
"Полагаю, что у нас все авиакомпании находятся в зоне риска. Кроме, конечно, "Аэрофлота" - его государство поддержит в любом случае, - согласен Алексей Захаров, независимый эксперт. "Потери среди перевозчиков, полагаю, будут. Во-первых, количество перевозимых пассажиров растёт, хотя экономических предпосылок к этому нет - а это признак "мыльного пузыря". Во-вторых, некоторые авиакомпании сводят концы с концами только за счёт государственных программ субсидирования авиаперевозок. А состояние бюджета страны сейчас далеко от идеального, и суммы, выделяемые по этим программам, могут быть существенно урезаны", - поясняет эксперт. По мнению Алексея Захарова, в условиях "динамичного" рынка (а наш рынок а/перевозок именно таков) не так-то просто даже разработать систему критериев, которые объективно оценивали бы финансовое состояние компании и сигнализировали о её приближении к "красной черте". Кроме того, эксперт считает, что необходимо желание властей обеспечить объективный финансово-экономический мониторинг авиакомпаний: "У нас же, увы, даже система контроля безопасности полётов не выдерживает никакой критики".
Илья Кабачник, заместитель гендиректора "АльфаСтрахование" по авиационному страхованию, добавляет: "Не до конца понятно, зачем делаются подобные заявления. Если какие-то компании на самом деле находятся в "зоне риска" - то нужно принимать меры по их оздоровлению, поведать о предпринимаемых мерах общественности. Если хотят предупредить пассажиров - что бы они не пользовались услугами данных авиакомпаний, сдали или не покупали на их рейсы билеты - назовите их имена прямо и озвучьте это свое намерение прямо. Если же никаких мер предпринимать не планируется - подобные заявления могут трактоваться исключительно как признания должностным лицом своей некомпетентности". Эксперт подчеркивает, что проблема не в том, что компании уходят: "Ведь банкротство - это нормальный экономический процесс. В тоже время у нас нет условий поощряющих появление новых бизнесов - и это замыкает процесс, и приводит к возможности появления и создания монопольных игроков на любом из рынков".
"Про десять компаний не скажу, но посмотрев для сравнения отчетность авиакомпаний с большой долей задержанных рейсов, думаю, штук пять в очереди за "ВИМ-Авиа" стоит, -прогнозирует Алексей Калачев, аналитик ГК "ФИНАМ". - Тут как раз две из них недавно решили объединить в одну. Не будем показывать пальцем, чтобы не получить очередного предписания ФАС".