О том, что РФ и Индия продолжают вместе работать над созданием истребителя пятого поколения (FGFA), во вторник сообщили в «Рособоронэкспорте». «В настоящее время действует российско-индийское межправительственное соглашение, и есть обязательства, в соответствии с которыми совместный проект по созданию самолета реализуется сторонами по согласованным этапам и срокам»,— подчеркнули в компании. Так в «Рособоронэкспорте» ответили на публикацию Defensenews об отказе Индии от участия в проекте FGFA: ссылаясь на доклад командования ВВС Индии, портал уточнил, что решение было принято якобы из-за несоответствия программы «техническим требованиям Индии». В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству от официальных комментариев воздержались.
Соглашение по FGFA было подписано в 2007 году и считалось одним из ключевых направлений сотрудничества Москвы и Дели в рамках политики Make in India («Сделай в Индии»). Планировалось, что российская сторона в лице «Сухого» представит свои наработки по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации, а индийская Hindustan Aeronautics локализует производство на своих мощностях. Однако дальше разговоров дело так и не пошло: стороны уже десять лет обсуждают облик самолета (был даже заключен отдельный ОКР) и пытаются согласовать финансовые параметры. Источник “Ъ” в сфере ВТС отмечает, что на Индию оказывается «внешнее воздействие». «Особенно на HAL сильно давят американцы — с истребителем F-35, но в сотрудничестве с РФ заинтересована сама Индия — как в плане поставок техники, так и в плане локализации»,— говорит он. Собеседник “Ъ”, близкий к российско-индийской межправительственной комиссии, подтверждает факт «недобросовестной конкуренции» в Индии: «Никакой локализации от США они никогда не получат, мы же готовы пойти на трансферт технологий. Если откажутся, то сами будут виноваты, мы-то ничего не проиграем».
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Дели вряд ли будет выходить из проекта, но необходимость для индийцев затягивать его реализацию действительно есть. «С FGFA им торопиться некуда, а проблема в том, что в бюджет ВВС Индии на закупку летательных аппаратов ежегодно закладывается только $2,5 млрд, которых им просто-напросто не хватает»,— подчеркивает он. Господин Макиенко отмечает, что в 2016 году министры обороны Индии и Франции подписали контракт на поставку 36 истребителей Rafale для ВВС Индии на сумму €7,8 млрд (примерно $9,2 млрд), ежегодная выплата по которым примерно по $2 млрд. «Проект Rafale просто сожрал финансы на истребители пятого поколения для Индии»,— говорит он.
В «Рособоронэкспорте», впрочем, уверены в крепости отношений между Москвой и Дели по линии ВТС, приводя в пример договоренности по совместному производству вертолетов Ка-226. Речь идет о совместном предприятии Indo-Russian Helicopters Private Limited индийской HAL, «Рособоронэкспорта» и «Вертолетов России» для организации сборки Ка-226Т в Бангалоре. Соглашение предусматривает глубокую локализацию производства в Индии, а также создание мощностей по обслуживанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению техсопровождения этого типа вертолетов. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что возможно даже увеличение сборки до 200 вертолетов в течение девяти лет (см. “Ъ” от 18 августа).
Однако на этом, по сути, твердые контракты заканчиваются. По данным “Ъ”, несмотря на высокую степень готовности, до сих пор не подписаны соглашения по поставке 48 вертолетов Ми-17В-5 на сумму около $1,3 млрд и нет документа на поставку ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356. Два других перспективных контракта — на поставку от четырех до шести дивизионов зенитных ракетных систем С-400 и десятилетнего лизинга второй атомной субмарины проекта 971 «Щука-Б» — находятся в стадии обсуждения. Один из источников “Ъ” считает, что помимо противодействия третьих стран ВТС двух стран осложняется «внутрииндийскими течениями». Так, например, в сентябре новым министром обороны стала Нирмала Ситхараман, которая «еще не до конца вошла в курс дела». Придать ускорение подвисшим проектам российская сторона попробует в ближайшее время. По сведениям “Ъ”, это может произойти уже в декабре, когда вице-премьер Дмитрий Рогозин приедет в Дели для обсуждения промышленной кооперации и ВТС.
Соглашение по FGFA было подписано в 2007 году и считалось одним из ключевых направлений сотрудничества Москвы и Дели в рамках политики Make in India («Сделай в Индии»). Планировалось, что российская сторона в лице «Сухого» представит свои наработки по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации, а индийская Hindustan Aeronautics локализует производство на своих мощностях. Однако дальше разговоров дело так и не пошло: стороны уже десять лет обсуждают облик самолета (был даже заключен отдельный ОКР) и пытаются согласовать финансовые параметры. Источник “Ъ” в сфере ВТС отмечает, что на Индию оказывается «внешнее воздействие». «Особенно на HAL сильно давят американцы — с истребителем F-35, но в сотрудничестве с РФ заинтересована сама Индия — как в плане поставок техники, так и в плане локализации»,— говорит он. Собеседник “Ъ”, близкий к российско-индийской межправительственной комиссии, подтверждает факт «недобросовестной конкуренции» в Индии: «Никакой локализации от США они никогда не получат, мы же готовы пойти на трансферт технологий. Если откажутся, то сами будут виноваты, мы-то ничего не проиграем».
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Дели вряд ли будет выходить из проекта, но необходимость для индийцев затягивать его реализацию действительно есть. «С FGFA им торопиться некуда, а проблема в том, что в бюджет ВВС Индии на закупку летательных аппаратов ежегодно закладывается только $2,5 млрд, которых им просто-напросто не хватает»,— подчеркивает он. Господин Макиенко отмечает, что в 2016 году министры обороны Индии и Франции подписали контракт на поставку 36 истребителей Rafale для ВВС Индии на сумму €7,8 млрд (примерно $9,2 млрд), ежегодная выплата по которым примерно по $2 млрд. «Проект Rafale просто сожрал финансы на истребители пятого поколения для Индии»,— говорит он.
В «Рособоронэкспорте», впрочем, уверены в крепости отношений между Москвой и Дели по линии ВТС, приводя в пример договоренности по совместному производству вертолетов Ка-226. Речь идет о совместном предприятии Indo-Russian Helicopters Private Limited индийской HAL, «Рособоронэкспорта» и «Вертолетов России» для организации сборки Ка-226Т в Бангалоре. Соглашение предусматривает глубокую локализацию производства в Индии, а также создание мощностей по обслуживанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению техсопровождения этого типа вертолетов. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что возможно даже увеличение сборки до 200 вертолетов в течение девяти лет (см. “Ъ” от 18 августа).
Однако на этом, по сути, твердые контракты заканчиваются. По данным “Ъ”, несмотря на высокую степень готовности, до сих пор не подписаны соглашения по поставке 48 вертолетов Ми-17В-5 на сумму около $1,3 млрд и нет документа на поставку ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356. Два других перспективных контракта — на поставку от четырех до шести дивизионов зенитных ракетных систем С-400 и десятилетнего лизинга второй атомной субмарины проекта 971 «Щука-Б» — находятся в стадии обсуждения. Один из источников “Ъ” считает, что помимо противодействия третьих стран ВТС двух стран осложняется «внутрииндийскими течениями». Так, например, в сентябре новым министром обороны стала Нирмала Ситхараман, которая «еще не до конца вошла в курс дела». Придать ускорение подвисшим проектам российская сторона попробует в ближайшее время. По сведениям “Ъ”, это может произойти уже в декабре, когда вице-премьер Дмитрий Рогозин приедет в Дели для обсуждения промышленной кооперации и ВТС.