Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космодром Куру: Как европейские спутники летают на российских ракетах


25 октября 2017 года REGNUM


Расположенный во Французской Гвиане космодром Куру является одним из наиболее оптимальных мест для запуска спутников на геостационарную орбиту — благодаря своему близкому расположению к экватору Земли при прочих равных он позволяет выводить на орбиту больше полезного груза при меньших энергозатратах, чем на многих других космодромах мира. В связи с этим Куру всегда привлекал клиентов из Европы, США, Японии и множества других стран. И несмотря на то, что Россия стала сотрудничать с Гвианским космическим центром в Куру сравнительно недавно, российские ракеты «Союз-СТ» стали одними из основных используемых здесь носителей, сообщили корреспонденту ИА REGNUM на космодроме.

Один из крупнейших мировых провайдеров космических пусков АО «Арианэспас» работает в Куру с заказами под три типа ракет — «Арианы», «Веги» и российские «Союзы» (тяжёлый, лёгкий и средний класс соответственно). В 2007 году началось строительство российской стартовой площадки — с мобильной башней обслуживания, которая позволяет проводить сборку ракеты-носителя «Союз-СТ» и головной части в вертикальном положении. В октябре 2011 года здесь состоялся первый старт ракеты «Союз» с территории Южной Америки, и к настоящему моменту российские «Союзы» успешно выводили спутники на околоземную орбиту уже 17 раз.

«Европейцам, безусловно, хватает и своих ракет, но когда речь идёт о запуске очень дорогостоящего объекта, который начнёт работать только, когда он выйдет на околоземную орбиту, важно, чтобы запуск был максимально надёжен и в то же время недорог. Это сочетание качества, надёжности и стоимости и привлекает в Роскосмосе всех зарубежных клиентов», — прокомментировал генеральный директор ПАО ОМЗ Михаил Смирнов.

В настоящее время в Куру хранится ракета «Союз-СТ», которая была сюда доставлена с АО «РКЦ «Прогресс» из Самары. Носитель, который уже прошёл все необходимые испытания, в готовом виде содержится в ангаре и ждёт свой очередной полёт в первом квартале 2018 года. В грядущем году должно состояться три запуска российской ракеты. Последний раз «Союзы» запускали в Куру в мае (всего два раза в 2017 году).

Российскими ракетами на орбиту выводят, как правило, европейские спутники. Однако это не мешает специалистам из России полностью брать на себя подготовку ракет к запуску и всю эксплуатацию отечественного наземного оборудования.

Российскому производителю заказывают ракету-носитель и платят за услуги по запуску, и специалисты включаются в работу уже на этапе монтажа, ввода в эксплуатацию и первичных испытаний. В свою очередь, сами запуски космических аппаратов осуществляются совместными европейско-российскими пусковыми расчётами.

Важную роль в техническом обеспечении запусков играет принадлежащая Газпромбанку Группа «Объединённые машиностроительные заводы». ОМЗ постоянно сотрудничает с Роскосмосом, поставляя оборудование нескольких предприятий на космические объекты России и зарубежных стран. Такое предприятие ОМЗ, как «Криогенмаш», обеспечивает систему заправки жидким кислородом и жидким азотом целый ряд космодромов мира, на некоторых — это и водородные системы.

«Уникальность того оборудования, что мы здесь представляем, заключается в конструкторских особенностях и условиях эксплуатации, в том уровне температур, при которых система работает и в которых находятся технические газы перед заправкой. Это криогенная система приема и хранения жидкого кислорода и азота, системы заправки данными криогенными продуктами ракет при подготовке их к пуску», — указал генеральный директор ПАО ОМЗ Михаил Смирнов.

Система «Криогенмаша» в Куру обеспечивает заправку ракет жидким кислородом и азотом. К старту ракеты здесь хранят около 700 тонн жидкого кислорода и более 80 тонн жидкого азота. В среднем на заправку одной ракеты здесь расходуется около 200 с небольшим тонн.

Основная заправка ракеты жидкими газами идёт в течение 40 минут. Если кислород нужен для того, чтобы обеспечить горение керосина, то азот требуется для обеспечения нескольких задач — он создаёт избыточное давление в топливных баках, а также обеспечивает продувку всех систем и, соответственно, общую безопасность.

Как пояснил корреспонденту директор по стратегическому развитию ПАО «Криогенмаш» Александр Мазин, запуски в Куру отличаются не только рентабельностью, но и сравнительной экологичностью.

«Существуют виды ракетного топлива, которые являются очень токсичными, поэтому каждый потенциально неудачный пуск подобной ракеты — это экологическая катастрофа. Керосин с кислородом — гораздо более экологичный вариант. Да и кислород остаётся одним из наиболее эффективных окислителей. Среди тех, что можно использовать в реальных условиях, есть и более эффективные, но они требуют слишком больших мер предосторожности», — указал он.

Температуры, при которых хранятся эти газы в виде криогенной жидкости — — 196 градусов и — 183 градуса для азота и кислорода соответственно. Система криогенных резервуаров «Криогенмаша» обладает экранно-вакуумной изоляцией, которая минимизирует потери жидкости в процессе хранения и загрузки на уровне не более 0,1% в сутки.

Наконец, с целью обеспечения безопасности на пусковой площадке предусмотрена возможность аварийного слива из ракеты всего запаса закачанного в неё сжиженного газа — 200 тонн, — через специальную дренажную систему.

Системы «Криогенмаша» есть в целом ряде стран — например, российское предприятие изготовило систему обеспечения криогенного разгонного блока ISRO центра «SHAR» в Индии, систему заправки жидким кислородом и термостатирования международного проекта «Sea Launch» (Морской старт), использовалась система термостатирования «Криогенмаша» и для старта южнокорейской ракеты KSLV. Всего «Криогенмаш» произвёл около 30 аналогичных заправочных систем — помимо самих стартовых комплексов на 8 космодромах в разных странах мира, такие системы используются и на многих стендах испытания ракетных двигателей.

«В России мы одни из лучших в этой области. Что же до сравнения с иностранцами, то у нас был очень интересный пример: мы поставляли ёмкости для хранения жидкого водорода в Европу. Делали по европейским нормам, под контролем их инженеров. В ходе испытаний по коэффициенту испаряемости система показала такие результаты, что иностранные коллеги сказали — такого просто нигде больше нет, над нами будут смеяться. Поэтому давайте «загрубим» показатель на порядок, потому что на практике никто системы с такой высокой изоляцией не делает. Но русские инженеры с этим справились. Хорошая, интересная, уникальная система — она до сих пор работает в Германии», — рассказал директор по стратегическому развитию ПАО «Криогенмаш» Александр Мазин.

Таким образом, российские производители оборудования для космической отрасли остаются среди передовых предприятий мира в своей сфере. В настоящее время помимо систем для стартовых комплексов ОМЗ работает над рядом иных контрактов, в том числе над разработкой имитаторов космоса — испытательных стендов для спутниковых систем (его стоимость порядка 2 млрд рублей). Кроме того, группа компаний продолжает работу с ЦЭНКИ (Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) по крупным долгосрочным контрактам на срок от пяти до семи лет.

«Зарубежные коллеги, естественно, обладают аналогичными системами. Тем не менее, мы можем с гордостью сказать, что мы ни в чём не уступаем, а, может быть, в чём-то и являемся первопроходцами. Давайте вспомним первые пуски, старты, где они были, у кого их было больше всего. А также то, как быстро развивалась космонавтика и где был её центр», — отметил генеральный директор ПАО ОМЗ Михаил Смирнов.

«Криогенмаш» является крупнейшей компанией в России по производству технологий и оборудования разделения воздуха, снабжению техническими газами. Помимо изготовления систем заправки ракет жидкими криопродуктами, «Криогенмаш» принимал активное участие во внедрении кислородно-конвертерного способа выплавки стали, строительстве ТОКАМАК-7 и ТОКАМАК-15, разработал и изготовил целый ряд уникального оборудования, — в том числе для жидкого водорода и жидкого гелия.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBvSvc
Перетяжка диванов на http://remont.youdo.com/furniture/hauling/sofas/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer