Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В названии проекта Китай стоит на первом месте


2 октября 2017 года Ольга Самофалова, Взгляд


Российско-китайский конкурент «Боинга» и «Аэрбаса» получил собственное имя – CR929. Китайского в этом названии действительно больше. Однако этому есть логичное объяснение. Именно китайский рынок должен будет поглотить почти тысячу этих инновационных широкофюзеляжных самолетов, которые разработают российские умы. В конечном счете в выигрыше от этой кооперации останутся обе стороны.

В Шанхае в штаб-квартире Китайской корпорации гражданского авиастроения (COMAC) состоялась церемония присвоения названия российско-китайскому широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету. Семейство лайнеров официально назвали просто и технично – CR929. Буквы C и R обозначают соответственно China и Russia. Цифры имеют некое символическое значение: число 9 в китайской культуре означает вечность. Число 2 несет практическое значение нумерации. Китайцы назвали свой первый узкофюзеляжный самолет С919.

ОАК и COMAC также представили логотип совместного предприятия CRAIC, используемый в ливрее лайнера. Логотип представляет собой два равных крыла, которые движутся равномерно слева направо. Это символизирует соразвитие и вектор движения вперед. Цвета, в которых выполнены крылья, символизируют участников проекта: красный – Китай, синий – Россия.

«Название технично, от него и не ждешь особой красоты: Китай, Россия, номер модели. Всем понятно и удобно, – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Ливрея выглядит симпатично, но немного обидно, что российский флаг там плохо считывается, основное пространство занимает китайская символика. Но, в общем, и в названии проекта Китай стоит на первом месте».

Для России это будет уже третий лайнер, созданный после распада Советского Союза. Первый – это региональный самолет SSJ-100 (вместимостью до 100 кресел), его китайский конкурент – ARJ-21. Однако SSJ-100 можно назвать пробой пера, потому что самолет получился не слишком превосходящим своих конкурентов. Зато Россия подтвердила всему миру, что делать самолеты по-прежнему умеет, восстановила свои компетенции и возможности. Благодаря этому проекту Россия также научилась современным схемам обслуживания и продаж самолетов. 

И уже следующим этапом взялась за более сложную задачу – создание самолета классом выше: МС-21 вместимостью 150–200 кресел. Это среднемагистральный лайнер, представитель самого популярного в мире сегмента самолетов, на который приходится львиная доля мировых продаж.

Но главное, что при создании МС-21 Россия замахнулась на производство принципиально нового с технической точки зрения самолета, превосходящего по своим характеристикам именитых конкурентов. Это инновационный самолет, который обещает превзойти конкурирующие модели от «Боинга» и «Аэрбаса» по целому ряду параметров. Особое внимание конкурентов приковано, например, к композитному крылу МС-21. Российская технология изготовления крыла отличается от того, что есть за рубежом. У Boeing-787 Dreamliner и А350 тоже крылья композитные, но российские технологии дешевле и позволяют сделать крыло легче.

В итоге МС-21 выведет российскую гражданскую авиацию на новый уровень – не просто мировой, а выше мирового. Из числа учащихся и догоняющих Россия благодаря этому лайнеру перейдет в разряд лидеров, у которых учатся.

Правда, рядом снова идут китайцы со своим конкурентом МС-21 – самолетом С919. Эти самолеты даже свои первые полеты совершили почти в одно и то же время. Однако российский лайнер на голову выше китайского конкурента. Мало того, что в С919 будут те же двигатели, что и на американских и европейских конкурентах – A320 и B737. У российского же самолета будет собственный новейший и более экономичный двигатель. Плюс китайцы используют традиционный материал и в фюзеляже, и крыло обычное, металлическое. Тогда как МС-21 на 40% будет состоять из композитного, более легкого, материала.

Наконец, следующий тип лайнеров, широкофюзеляжный дальнемагистральный (280 пассажиров и дальность полета 12 тыс. км) – поистине наиболее сложный продукт, Россия и Китай решили создавать не по отдельности, а вместе. И теперь понятно, почему Китай решил взять в партнеры Россию. Геополитическая дружба, конечно, важна, но

Пекин признает технологическое превосходство российской авиационной отрасли над китайской и верит в то, что с китайскими деньгами у двух стран получится разрушить многолетнюю дуополию «Боинга» и «Аэрбаса» в этом сегменте рынка.

«Следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности. Мы приложим все усилия, чтобы сделать CR929 примером успешного сотрудничества России и Китая в современном мире», – заявил председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн.

Россия теоретически могла бы создать и сама такой тип самолета, но это слишком дорого и рискованно. Расходы на разработку лайнера оцениваются в 13 млрд долларов, плюс еще 7 млрд планируется потратить на маркетинг, поддержку продаж, а также создание системы поставок запчастей. По текущему курсу 20 млрд долларов – это почти 1,2 трлн рублей. Для сравнения: вложения в разработку МС-21 оцениваются в общей сложности в 245 млрд рублей.

Разделить финансовые риски с партнером – традиционный выход для таких проектов. Не менее важно и то, что сам Китай обеспечит самолет огромным рынком сбыта. России такие самолеты тоже нужны, но в относительно небольшом количестве. Поэтому даже если предположить, что Запад решит бойкотировать российские самолеты по своим внутренним или политическим причинам, то CR929 все равно не пропадет. Китай точно купит российско-китайский лайнер, а не американский или европейский.

Поэтому вполне логично, что в названии самолета и ливреи превалирует китайское, и завод по производству самолета будет размещен в Китае, а не в России. Зато в России будет находиться инженерный центр, который будет проектировать лайнер. Москва возьмет на себя основную техническую часть, то есть поставщики в основном будут российскими, они будут собирать детали на территории России, а это огромное подспорье для отечественного авиапрома.

Впрочем, в Китае кроме окончательной сборки будут также собирать фюзеляж по лицензии, но крыло точно будет строить российская сторона. Держателем сертификата типа на самолет будет российская ОАК. А на COMAC будут возложены продажи самолета.

«На самом деле ни мы без Китая, ни Китай без нас эту модель создать бы не смогли. У нас слабое финансирование, зато отличные инженерные умы. Китай очень заинтересован в том, чтобы получить наши идеи, и в этом, безусловно, есть свой риск, как это всегда бывает с Китаем. Ну и, конечно,

Китаю очень нужен свой дальнемагистральный самолет – у него огромный рынок перевозок, и он точно так же, как и Россия, хочет иметь свою модель, а не покупать их в США», – согласен Андриевский.

Наконец, специально для этого самолета партнеры могут вместе создать собственный тяжелый двигатель с тягой 35 тонн. ПД-14 с тягой 14 тонн соответственно для МС-21 Россия уже создает. По сути, ПД-14 – это первый со времен распада СССР двигатель для гражданской авиации, созданный в России фактически с нуля. В ноябре 2015 года уже начались его летные испытания. Этот турбореактивный двигатель называют революционным, потому что здесь отработано множество технологий и новшеств, продвинувших отечественную инженерную науку вперед. И на его основе может быть создан новый двигатель – ПД-35 для широкофюзеляжного лайнера. На первом этапе, как ожидается, CR929 будет оснащаться импортным двигателем (либо General Electric, либо Rolls-Royce). Но на втором этапе – после 2030 года – уже российским ПД-35.

Пока CR929 существует лишь в виде макета в масштабе 1:10. Однако первый полет, по последним данным, должен состояться в 2025 году. Сроки, конечно, сдвигаются. Сначала говорили, что лайнер взлетит в 2022-м, потом – в 2024-м. Впрочем, для таких амбициозных проектов спешка ни к чему, и перенос сроков при создании нового самолета абсолютно нормальная история и для «Боинга», и для «Аэрбаса».

План продаж до 2045 года, то есть примерно за 19–20 лет с момента начала продаж, на уровне 800–1000 CR929. Такие продажи определенно будут говорить о коммерческом успехе самолета.

Можно сравнить с продажами широкофюзеляжных лайнеров европейцами и американцами. На конец 2016 года в копилке «Аэрбаса» было заказов на 816 самолетов A300/310. Самым успешным в этом сегменте оказался A330, на который было сделано более 1,6 тыс. заказов. На A340 и A380 заказов было по 300–400 на каждый лайнер, на A350 – вдвое больше. Широкофюзеляжные самолеты «Боинга», судя по заказам, были успешней европейских конкурентов. Так, на Boeing 747 было получено твердых контрактов более чем на 1,5 тыс., на Boeing 767 и на Boeing 787 – примерно по 1,2 тыс. заказов на каждый. 

Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, о котором в декабре 2016 года писали «Ведомости», CR929 в базовой версии на 280 пассажиров будет стоить 113,5–117,8 млн долларов. Для сравнения: Boeing 787-8 стоит от 222 млн долларов, в версии 787-9 – от 264 млн долларов, а в версии 787-10 и вовсе от 300 млн долларов. Таким образом, российско-китайский лайнер будет более чем на 50% дешевле американского.

И Россия, и особенно Китай смогут сэкономить огромные средства на закупку собственных самолетов вместо импортных.

Не говоря уже о важности проекта для России с точки зрения импортозамещения. По плану, до 2045 года этот проект по созданию и продаже самолета должен принести 123 млрд долларов выручки и 9,6 млрд долларов чистой прибыли. Доли в СП у ОАК и COMAC паритетные – 50% на 50%. 

Что касается этапов работы над программой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, то к текущему моменту стороны уже разработали концепцию семейства, определили предварительные характеристики воздушного судна. Ближайшие планы – переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования.

Партнеры уже начали вкладывать средства. Так, в 2016–2017 гг. в бюджете России предусмотрено на НИОКР для этого проекта 1 млрд рублей (основная часть – на этот год), в 2018 году – 3,9 млрд рублей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта



Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9fZ9
По ссылке http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, варианты по ссылке.
Переезд на дачу недорого - смотрите на этом http://perevozki.youdo.com/pereezd/cottage/tag/nedorogo/.
Юридические услуги: https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer