Изменилось ли что-либо за год? Казалось бы, нет. Проект как был «заморожен», так и остался. Однако изменилась внешняя обстановка, и довольно существенно.
Что крайне важно, так это прошедшее в мае 2016 г. совещание по вопросам развития авиастроения, на котором Президент Российской Федерации особое внимание уделил созданию отечественного пассажирского регионального самолета вместимостью 50-60 человек, в первую очередь, для районов Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Учитывая планы газификации этого обширнейшего по площади региона, постоянно растущую стоимость привозного (особенно в Заполярье) традиционного авиатоплива, возрождение проекта самолета Ту-136 на СПГ может стать актуальным. К тому же стоит также учитывать экологические проблемы, так как «парниковый эффект» при использовании СПГ значительно ниже по сравнению с нефтяным топливом.
Сегодня уместно напомнить о заключении ЦАГИ на техническое предложение по «криоплану» Ту-136 (письмо от 31.11.01 г. № 02-1С-83), в котором отмечается: «ЦАГИ считает инициативу ОАО «Туполев» по созданию нового регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива актуальной и перспективной».
Отдаю себе отчет, что могут найтись скептики, несогласные с таким мнением. Они, возможно, считают, по меньшей мере, его преждевременным и требующим, в случае его реализации, определенных материальных затрат на освоение новой в авиастроении технологии ради сравнительно небольшого количества необходимых для нашей страны самолетов.
Давайте попробуем оценить меняющуюся с каждым годом внешнюю обстановку. Ведь авиационного керосина (имея в виду нефть) становится все меньше и меньше, при этом, он все дороже и дороже. А каковы запасы газа у матушки-природы?
Запасы природного газа (трлн куб.м)
Что крайне важно, так это прошедшее в мае 2016 г. совещание по вопросам развития авиастроения, на котором Президент Российской Федерации особое внимание уделил созданию отечественного пассажирского регионального самолета вместимостью 50-60 человек, в первую очередь, для районов Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Учитывая планы газификации этого обширнейшего по площади региона, постоянно растущую стоимость привозного (особенно в Заполярье) традиционного авиатоплива, возрождение проекта самолета Ту-136 на СПГ может стать актуальным. К тому же стоит также учитывать экологические проблемы, так как «парниковый эффект» при использовании СПГ значительно ниже по сравнению с нефтяным топливом.
Сегодня уместно напомнить о заключении ЦАГИ на техническое предложение по «криоплану» Ту-136 (письмо от 31.11.01 г. № 02-1С-83), в котором отмечается: «ЦАГИ считает инициативу ОАО «Туполев» по созданию нового регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива актуальной и перспективной».
Отдаю себе отчет, что могут найтись скептики, несогласные с таким мнением. Они, возможно, считают, по меньшей мере, его преждевременным и требующим, в случае его реализации, определенных материальных затрат на освоение новой в авиастроении технологии ради сравнительно небольшого количества необходимых для нашей страны самолетов.
Давайте попробуем оценить меняющуюся с каждым годом внешнюю обстановку. Ведь авиационного керосина (имея в виду нефть) становится все меньше и меньше, при этом, он все дороже и дороже. А каковы запасы газа у матушки-природы?
Запасы природного газа (трлн куб.м)
Иран | 33,6 |
Россия | 32,9 |
Австралия | 17,5 |
США | 8,5 |
Саудовская Аравия | 8,23 |
Эмираты | 6,09 |
Венесуэла | 5,56 |
Нигерия | 5,15 |
Алжир | 4,5 |
Катар | 3,59 |
Китай | 3,3 |
Понятно, почему в свое время (конец 80-х гг. прошлого столетия), когда появился наш экспериментальный самолет Ту-155 на СПГ (МосАэрошоу, Ницца, Прага), им весьма заинтересовались многие страны, в т. ч. Китай, Япония, Австралия…
Ныне Китай развивает внутренние региональные авиаперевозки. Лишний раз напоминать о газотрубопроводе не буду. Австралия с Новой Зеландией «опекают» Океанию с бесчисленным количеством вулканических (!) островов и несметным числом людей, которые регулярно общаются, не переправляясь по морю на джонках, но летая на самолетах.
Недавно промелькнуло сообщение о том, что Саудовская Аравия решила стать на промышленные рельсы и, учитывая свои немалые финансовые возможности, а также деловые связи, развивать производство на основе нанотехнологий.
Вот и возникает вопрос, а не предложить ли этим (а возможно, и другим) странам совместную разработку и, главное, производство и продажу газового криоплана на основе Ту-136? А то ведь кто-нибудь перехватит это направление. Не опоздать бы…