Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не опоздать бы…


06.09.16 15:19 Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


Весной 2015 года в журнале «АвиаСоюз» №2 2015 г. была опубликована статья автора этих строк «Хватит догонять». В ней, помимо других вопросов, связанных с отечественным авиастроением, говорилось о проекте самолета Ту-136, который использует в качестве энергоносителя сжиженный природный газ (СПГ).


Александр Шенгардт, советник генерального директора ПАО «Туполев», Лауреат Ленинской премии, Заслуженный конструктор РФ, в 1975-2011 гг. – главный конструктор самолета Ту-154

Изменилось ли что-либо за год? Казалось бы, нет. Проект как был «заморожен», так и остался. Однако изменилась внешняя обстановка, и довольно существенно.

Что крайне важно, так это прошедшее в мае 2016 г. совещание по вопросам развития авиастроения, на котором Президент Российской Федерации особое внимание уделил созданию отечественного пассажирского регионального самолета вместимостью 50-60 человек, в первую очередь, для районов Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Учитывая планы газификации этого обширнейшего по площади региона, постоянно растущую стоимость привозного (особенно в Заполярье) традиционного авиатоплива, возрождение проекта самолета Ту-136 на СПГ может стать актуальным. К тому же стоит также учитывать экологические проблемы, так как «парниковый эффект» при использовании СПГ значительно ниже по сравнению с нефтяным топливом.

Сегодня уместно напомнить о заключении ЦАГИ на техническое предложение по «криоплану» Ту-136 (письмо от 31.11.01 г. № 02-1С-83), в котором отмечается: «ЦАГИ считает инициативу ОАО «Туполев» по созданию нового регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива актуальной и перспективной».

Отдаю себе отчет, что могут найтись скептики, несогласные с таким мнением. Они, возможно, считают, по меньшей мере, его преждевременным и требующим, в случае его реализации, определенных материальных затрат на освоение новой в авиастроении технологии ради сравнительно небольшого количества необходимых для нашей страны самолетов.

Давайте попробуем оценить меняющуюся с каждым годом внешнюю обстановку. Ведь авиационного керосина (имея в виду нефть) становится все меньше и меньше, при этом, он все дороже и дороже. А каковы запасы газа у матушки-природы?

Запасы природного газа (трлн куб.м)
 
Иран 33,6
Россия 32,9
Австралия 17,5
США 8,5
Саудовская Аравия 8,23
Эмираты 6,09
Венесуэла 5,56
Нигерия 5,15
Алжир 4,5
Катар 3,59
Китай 3,3
 
Понятно, почему в свое время (конец 80-х гг. прошлого столетия), когда появился наш экспериментальный самолет Ту-155 на СПГ (МосАэрошоу, Ницца, Прага), им весьма заинтересовались многие страны, в т. ч. Китай, Япония, Австралия…

Ныне Китай развивает внутренние региональные авиаперевозки. Лишний раз напоминать о газотрубопроводе не буду. Австралия с Новой Зеландией «опекают» Океанию с бесчисленным количеством вулканических (!) островов и несметным числом людей, которые регулярно общаются, не переправляясь по морю на джонках, но летая на самолетах.

Недавно промелькнуло сообщение о том, что Саудовская Аравия решила стать на промышленные рельсы и, учитывая свои немалые финансовые возможности, а также деловые связи, развивать производство на основе нанотехнологий.

Вот и возникает вопрос, а не предложить ли этим (а возможно, и другим) странам совместную разработку и, главное, производство и продажу газового криоплана на основе Ту-136? А то ведь кто-нибудь перехватит это направление. Не опоздать бы…



комментарии (0):













Материалы рубрики

Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками



Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer