Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вспоминая прошлое, смотрим в будущее


21 сентября 2016 года Александр Шенгардт, Журнал "АвиаСоюз"


Шесть десятилетий назад в сентябре и октябре 1956 г. начались регулярные полеты с пассажирами на внутренних и международных линиях на первом в мире пассажирском реактивном самолете Ту-104. 

Об этом эпохальном событии в мировой авиации и его влиянии на современное развитие авиации размышляет известный авиаконструктор, участник создания самолета Ту-104 Александр Сергеевич Шенгардт.

Пилотируемый экипажем летчика-испытателя ОКБ А.Н. Туполева Юрия Алашеева первый полет пассажирский реактивный самолет Ту-104 совершил 17 июня 1955 г. Без преувеличения можно сказать, что это событие стало эпохальным в мировой авиации. 

Ту-104 был создан коллективом нашего конструкторского бюро на базе реактивного бомбардировщика Ту-16. А годом позже – 15 сентября 1956 г. (60 лет назад!!!) рейсом Москва–Иркутск (командиром корабля был Е.П. Барабаш) начались регулярные пассажирские перевозки на реактивной технике. Менее чем через месяц, 12 октября 1956 г., состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу (командир корабля Б.П. Бугаев, будущий министр гражданской авиации СССР). 

Мы оказались в этом отношении первыми в мире, несмотря на то, что британские авиационные специалисты несколько ранее создали реактивный пассажирский самолет «Комета» и даже приступили к пассажирским перевозкам. Но… (ох уж эти «но») наши коллеги поторопились и не провели в надлежащем объеме обязательные испытания, в том числе, на прочность сравнительно большой по объему герметичной кабины. Неизвестно чем была вызвана такая торопливость, но она привела к следующим одна за другой жестоким катастрофам в полете с гибелью всех пассажиров.

Они, эти катастрофы, вызвали остановку начавшихся было перевозок на внушительное время. Обидно, но ведь в ту пору, быть может, не в полном объеме, но специалисты-авиационщики и, особенно, материаловеды знали и о концентрации напряжений, и об усталости металла при циклических нагрузках. Поторопились …и отстали. 

Конечно, не обошлось без довольно, порой резких, высказываний о «сточетверке». Мол, «взяли и переделали из бомбардировщика» и т. д. и т. п. Знали бы наши критики, сколько труда, изобретательности и творческих находок было вложено в этот корабль. А поистине грандиозный объем испытаний: и прочностных, и системно-стендовых, и летных!

Обычно, вспоминая прошлое, говорят о самом событии, забывая об окружающей обстановке. Напомню. В разгар холодной войны СССР продолжал наращивать бурными темпами мирную жизнь. А она требовала ускоренного передвижения людей на обширнейшей территории. Железная дорога, в ряде мест однопутная, не справлялась с людским потоком. Нужны были средства быстрого передвижения. Вслед за Ту-104 появились турбовинтовые самолеты Ил-18, Ан-10. Страна стала во всех отношениях авиационной. Но для самолетов нужна была соответствующая наземная инфраструктура. Так одна отрасль стала требовать развития другой. Страна мужала, ее хозяйство совершенствовалось. Требовался самолет для регионов. Им стал Ту-124 – уменьшенный вариант Ту-104. Уже в 1960 г. «малую тушку» запустили в серийное производство на Харьковском авиационном заводе.

Шли годы. Для авиаперевозчиков стало уже неудобно планировать потоки пассажиров, имея в распоряжении три разнотипных самолета: один с большой дальностью, другой – неприхотливый к аэродромам и великолепными взлетно-посадочными характеристиками, третий – с большой крейсерской скоростью.

Наступило время создания самолета, вобравшего в себя все три превосходных качества своих предшественников. Таким самолетом стал Ту-154. Но это, как говорит ведущий популярного телесериала Леонид Каневский, «уже другая история». Скажу лишь, что самолеты Ту-154 вместе с Ту-134, вышедшем на замену Ту-124, в 80-е гг. выполняли в общесоюзном Аэрофлоте две трети объема всех пассажирских авиаперевозок, принося ему три четверти прибыли.

Появление «сточетверки» на базе военной машины имело еще одно большое значение, не только не теряющее свою роль сегодня, но и, я уверен, необходимое в будущем. Дело в том, что многие системы и узлы на том и другом самолете просто одинаковы. А пассажирский самолет в обыденной жизни, естественно, имеет больший налет по сравнению с военным. Следовательно, на нем быстрее выявляются особенности и порой недостатки: конструктивные и производственные. И тут уже задача разработчика и производителя авиатехники быстро все учитывать и устранять. В том числе, и при различных модернизациях с применением новых комплектующих и т. д.

Такое «отслеживание реальных условий эксплуатации» переносится и на боевую технику, обеспечивая ее высокую исправность и готовность к выполнению задания. На мой взгляд, это очень важно, и не следует разработчика боевой техники лишать возможности создавать массовые пассажирские машины (вовсе не на базе военных самолетов, но сохраняя авторский почерк во многих конструктивных решениях).

Но все это о сегодняшнем дне. А что будет завтра? 

Какие бы трудности нас не ожидали, но Наука и Техника всегда будут шагать вперед, дружно взявшись за руки. Судя по всему, следует ожидать в нашей отрасли, как появления новых направлений, так и сокращения привычных старых.

Безусловно, экологические требования приведут к применению в авиации альтернативного топлива. Сначала это будет, по всей вероятности, сжиженный природный газ, а затем жидкий водород, а позже (кто знает – может быть, и параллельно) – полностью электрический самолет. Ведь в этом направлении сделаны уже первые шаги.

Отечественный холдинг «Технодинамика» работает над заменой гидроприводов на электрические в системе уборки-выпуска шасси. Американцы на самолете Boeing 787 в такой системе уже провели частично замену гидравлики на электрику. А компания Aero Electric Aircraft представила полностью электрический самолет Sun Flyer. 

Безусловно, еще один серьезный толчок вперед связан с развитием беспилотной авиации. Не исключена возможность появления этого направления в крупных конструкторских бюро.

Или будем ждать нашего объединения в Жуковском?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн



Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2quo
Доставка продуктов из магазина Зеленый Перекресток: http://courier.youdo.com/store-delivery/green-perekrestok/
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer