Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэропорт Симферополя перешел под контроль Ковальчука и его партнера


26 августа 2016 года Сергей Титов, РБК


Крымские власти передали контроль в аэропорту Симферополя банку «Россия» Юрия Ковальчука и его партнеру. Частные инвесторы смогут претендовать на доходы аэропорта, только когда достроят новый терминал, говорит местный чиновник.

Новые владельцы

Аэропорт Симферополя перешел в управление ООО «Международный аэропорт Симферополь», сообщил РБК совладелец этой компании Олег Жестков. Жестков в марте 2016 года стал независимым директором Российского национального коммерческого банка (РНКБ), системообразующего банка для Республики Крым.

Изначально аэропортом управляло одноименное АО, на 100% принадлежащее правительству Крыма. Но теперь ООО получило весь имущественный комплекс аэропорта, утверждает бизнесмен. В конце июня сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Сделка произошла в рамках инвестсоглашения по строительству нового пассажирского терминала симферопольского аэропорта, пояснил РБК советник главы Крыма Сергея Аксенова по транспорту Анатолий Цуркин. Он подтвердил, что новой компании (ООО «Международный аэропорт Симферополь») власти передали все имущество аэропорта, получив взамен 49-процентную долю. Остальное (51%)  — у инвесторов в новый терминал, добавил он. Факт объединения активов в аэропорту Симферополя подтверждает и источник, близкий федеральному Министерству транспорта.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Международный аэропорт Симферополь» на 100% принадлежит компании «Аккорд инвест», которую в 2014 году учредил Жестков. Но с тех пор его доля в компании снизилась: с 16 августа 51% «Аккорд инвеста» через «Аккорд Холдинг» принадлежит этому предпринимателю (его эффективная доля 31%) и банку «Россия» (20%), крупнейшим акционером которого является Юрий Ковальчук с долей около 40%. А еще 49% «Аккорд инвеста» получили власти Крыма (через АО «Международный аэропорт Симферополь»).

После того как сделка по передаче имущества аэропорта была закрыта, новая компания перезаключила договоры с авиакомпаниями и подрядчиками, рассказывает Жестков: «Вы сейчас нигде не встретите АО, везде ООО». По его словам, в состав этой компании переведены и сотрудники аэропорта, а ее гендиректором назначен Евгений Плаксин, до июля 2016 года возглавлявший АО.

У «ВИМ-Авиа» уже заключен договор с ООО «Международный аэропорт Симферополь», сообщила представитель авиакомпании. Представители двух других компаний, летающих в Крым, — «Аэрофлота» и S7 — не ответили на запросы РБК, а в пресс-службе «Уральских авиалиний» отказались от комментариев.

Из информации на сайте симферопольского аэропорта также следует, что теперь ООО «Международный аэропорт Симферополь» — его основное юрлицо.

Семеро смелых

Согласно данным ЦБ, в Крыму сейчас работают семь банков. Основная доля банковского рынка региона приходится на РНКБ. Своими активами на фоне других участников выделяется и присутствующий в регионе банк «Россия» (15-е место в рейтинге «Интерфакс-100», подготовленном «Интерфакс-ЦЭА»). После попадания в санкционные списки США и ЕС (наряду со своими совладельцами Юрием Ковальчуком и Геннадием Тимченко) банк «Россия» был вынужден скорректировать свою стратегию развития, сделав ставку на работу только внутри России и только с рублями. Вскоре после этого банк развернул активную деятельность в Крыму и уже в апреле 2014 года открыл первое представительство. Затем банк объявил о планах прийти во все основные города полуострова.

Крупнейшие игроки российского финансового рынка — ВТБ и Сбербанк — вынуждены были свернуть свою деятельность на полуострове из-за угрозы ужесточения европейских и американских санкций. «Рубашку рвать на теле можно, но работать, к сожалению, в Крыму мы сегодня не можем, потому что доллар сегодня является основной расчетной валютой мировой, и пока рубль не заменит его, нам придется учитывать эту ситуацию. Это очень жесткие санкции, и для такого банка, как ВТБ, они будут означать гибель банка», — говорил глава ВТБ Андрей Костин на собрании акционеров в этом году.

Совет под контролем

Для управления аэропортом будет создан совет директоров, рассказывает Жестков. Раскрывать его состав предприниматель отказался, отметив лишь, что места в совете получат и его партнеры из банка «Россия».

Совет директоров возглавит один из вице-премьеров правительства Крыма, а большинство будет за представителями крымских властей, утверждает Цуркин. Он также подчеркивает, что взаимоотношения акционеров регулирует корпоративное соглашение. В частности, по словам Цуркина, документ устанавливает, что новые акционеры могут претендовать на долю в прибыли аэропорта только после сдачи нового терминала.

В апреле ООО «Международный аэропорт Симферополь» (тогда на 100% принадлежало Жесткову) подписало с властями Крыма инвестконтракт на строительство в аэропорту нового пассажирского терминала площадью 78 тыс. кв. м. Затраты на его строительство Плаксин оценивал в 32 млрд руб. в течение трех лет: 22,5 млрд руб. должны были выделить банки, работающие в Крыму, а остальное — частные инвесторы. «Никогда в Крыму проекты в таком объеме не реализовывались», — заявлял глава Крыма Сергей Аксенов.

В рамках синдицированного кредита РНКБ выделит на строительство нового терминала 14 млрд руб. до 2031 года, сообщила пресс-служба банка в четверг, 25 августа. Договор о синдицированном кредите был заключен 8 июля, когда Жестков еще возглавлял ООО «Международный аэропорт Симферополь», следует из материалов РНКБ. Значит, для банка это была сделка с заинтересованностью. Эта сделка была одобрена в соответствии с законодательством, сказал представитель банка, отказавшись от деталей. Сделку одобрило Росимущество, контролирующее РНКБ, говорится в материалах банка.

Второй участник синдиката — банк «Россия», причем он назначен «управляющим залогом» по сделке, следует из раскрытия РНКБ. Но какова роль этого банка, представители РНКБ и самой «России» не раскрывают.

«Богоугодное дело»

Банк «Россия» предоставил финансирование под проект «по другому договору», сказал РБК Жестков. По его словам, этим и объясняется появление банка в акционерах аэропорта: «Пользование деньгами должно же чего-то стоить? В переговорах решили, что конечная структура [владения аэропортом. — РБК] будет такая». Размер выделяемых «Россией» средств Жестков не уточняет, но признает, что сумма будет меньше, чем кредит РНКБ.

А свою долю в капитале аэропорта (31%) Жестков, по его словам, оплатил «активами»: «Земельными участками, уставными капиталами в фирмах, всем движимым и недвижимым [имуществом]».

Из материалов РНКБ следует, что в качестве залога по кредиту банки получили 100% ООО «Международный аэропорт Симферополь», договор подряда на строительство нового терминала, а также земельный участок площадью 60,6 тыс. кв. м и права аренды на еще один земельный участок площадью 435,72 тыс. кв. м.

Жесткову также пришлось потратиться и на разработку проектной документации для нового терминала, говорит бизнесмен, но общую сумму своих затрат не раскрывает. Если бы власти Крыма не уступили контроль в аэропорту, то вложения в этот терминал не окупились, уверен предприниматель: «А иначе зачем нам строить, когда мы не сможем его [терминал. — РБК] использовать? Аэровокзал без инфраструктуры не аэровокзал».

Банк «Россия» и Жесткова связывают «чисто экономические отношения», утверждает бизнесмен (представитель банка это не комментирует). Вместе они делают «богоугодное, хорошее дело», говорит предприниматель: «Старый аэропорт задыхался». Пропускная способность нового терминала составит 6,5 млн пассажиров на первом этапе с расширением до 10 млн пассажиров.

По данным Росавиации, в январе—июне аэропорт Симферополя принял 1,8 млн человек, на 6,4% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В 2015 году пассажиропоток вырос до 5 млн человек, что почти вдвое больше, чем годом ранее (основной турпоток приходится на летние месяцы). В 2016 году аэропорт может обслужить до 7 млн пассажиров, прогнозировал ранее Аксенов.

По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка аэропорта за 2015 год составила 2,7 млрд руб., прибыль — 978 млн руб.

Аэропорт Симферополя может стать не единственным инфраструктурным проектом в Крыму «Аккорд инвеста», подконтрольного Жесткову и «России». Компания является наиболее вероятным инвестором в развитие гражданского аэропорта в Севастополе, писал «Коммерсантъ». Это подтвердил РБК и Цуркин. Однако, по его словам, судьба этого проекта пока под вопросом.

Представитель курирующего Крым вице-премьера Дмитрия Козака переадресовал вопросы РБК в правительство республики. Представители крымского правительства и аэропорта Симферополя не ответили на запросы РБК.

При участии Марины Божко



комментарии (0):













Материалы рубрики

Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками



Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer