Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тени над "Томагавками"


24 августа 2016 года Борис Лозневой, Военно-промышленный курьер


Наиболее вероятной угрозой для России со стороны НАТО, а по сути США, по мнению большинства военных аналитиков, является быстрый глобальный удар (БГУ) по стратегическим ядерным силам (СЯС) и объектам оборонной и промышленной инфраструктуры России высокоточным оружием (ВТО) с неядерными боевыми частями.

Основное оружие противника в этом случае – крылатые ракеты морского и воздушного базирования, а главные из необходимых условий поражающего эффекта – внезапность и массированность.

Исключив первый фактор, мы возвращаемся к временам «стратегии взаимного уничтожения». Казалось бы, все просто: достаточно засечь массовое применение крылатых ракет на расстоянии, с которого подлетное время до цели больше требуемого на подготовку и нанесение ответного термоядерного удара. При таком раскладе БГУ теряет смысл, так как большинство стратегических ракет уже будут запущены по агрессору и ему надо срочно отвечать тем же. Последствия такого обмена ударами досконально изучены и признаны неприемлемыми для обеих сторон. Создание сплошного радиолокационного поля по периметру России, особенно вдоль наших северных границ обеспечит гарантированное определение момента нападения.

Но своевременная фиксация БГУ – полдела. Часть ракет наверняка будет нацелена на стационарные военные и гражданские объекты, поэтому вторая важнейшая задача – уничтожение КР в полете.

Создать сплошную зону поражения по периметру России классическими средствами ПВО (авиация и ЗУР) в ближайшем будущем вряд ли реально. Были идеи использовать для этого модернизированные МиГ-31, но есть ряд принципиальных возражений: отсутствие достаточного их количества и необходимой инфраструктуры (аэродромы, склады под топливо, боеприпасы и т. д.), а также время, затрачиваемое на реакцию авиации, что особенно важно, когда счет идет на минуты. Цепь позиций ПВО постоянной готовности нереализуема по схожим причинам, к которым добавляются специфические условия Арктики. Следует также учесть, что БГУ предполагает массированное нападение (более тысячи на сегодня, а далее еще больше), гарантированно отразить его с помощью зенитных ракет и авиации вряд ли удастся. Предлагается другое решение.

Боевой модуль, оснащенный мощной РЛС, обеспечивающей раннее обнаружение КР в полете, аппаратурой РЭБ, которая создает эффективное поле помех устройствам управления и наведения ракет, подвешивается с помощью аэростата на высоту, оптимальную для эффективного применения размещенного на ней оружия. Одно из перспективных средств борьбы – так называемые электронные бомбы, которые могут существовать в виде БЧ ракет, снарядов или стационарных боеприпасов, создающих при подрыве мощный одноразовый электромагнитный импульс, воздействующий на электронную начинку КР. Наибольший эффект даст вывод из строя бортового компьютера, управляющего инерциальной и электронно-оптической корреляционными системами. Такие платформы (если не позволят массогабаритные параметры, то несколько модулей, несущих отдельные элементы комплекса) могут также надежно поражать не только органы управления и наведения КР, попавшие в зону их действия, но и сами КР. Особенно эффективно может быть их применение на пролете, так как сверху дозвуковые «Томагавки» представляют контрастную цель на фоне земли. Количество модулей должно обеспечивать сплошную зону поражения средствами РЭБ.

Какие преимущества дает размещение указанных средств борьбы с КР на боевых платформах, поднятых и закрепленных над землей на аэростатах? Первое – постоянная готовность. Второе – стоимость. Размещение на земле оборудования запуска аэростата с боевым модулем и несколько обслуживающих его конструкций (для персонала, складирования, энергообеспечения) на порядки дешевле организации стационарных позиций. Третье – оптимальная высота расположения увеличит радиус обнаружения. Четвертое – мобильность. Переместить комплекс не составляет труда. Пятое – гораздо менее жесткие требования к выбору места установки, что особенно важно в условиях Севера. С учетом существенно меньших затрат на развертывание воздушных боевых платформ и возможностей их совершенствования делаем вывод, что они способны стать одним из перспективных направлений развития средств ПВО.

Идея соединения аэростата с РЛС дальнего обнаружения не нова. Одной из последних разработок в этом направлении является комплекс JLUNS (Единая система средств обнаружения крылатых ракет) компании Raytheon. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей – до 550 километров. Возможно дополнение к указанному комплексу аэростата с РЛС, обеспечивающей подсветку и наведение зенитных ракет. Добавление к подобной системе средств РЭБ позволит создать сплошное поле обнаружения и высокую вероятность уничтожения воздушных целей. Безусловно, существуют объективные трудности – климатические условия (температура, ветры), отсутствие дорог и многое другое, что, конечно, затруднит внедрение разработки. Есть и другая опасность – появление гиперзвуковых крылатых ракет, применение которых резко сократит время реакции, необходимое для опережающего ответного удара. Но оружие противодействия также развивается и порой опережает средства нападения. Главное – выбрать правильное направление их развития, вовремя начать разработку и поставку в войска.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками



Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer