Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэродром отскока


22 августа 2016 года Сергей Строкань, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Российские военно-космические силы могли пользоваться иранской авиабазой Хамадан менее недели. 16 августа стало известно, что Тегеран предоставил России право разместить там самолеты дальней авиации, а вечером в воскресенье разрешение было отозвано. Министр обороны Ирана Хосейн Дехган обвинил Москву в «неджентльменском поведении» и желании «показать себя сверхдержавой». Источник “Ъ” в органах военного управления РФ рассказал, что у сторон возникло «некоторое недопонимание»: российские военные хотели использовать авиабазу не только как аэродром подскока, но и как полноценный военный объект с размещением там соответствующих арсеналов, но иранскую сторону такой вариант не устроил.

Тегеран не дает добро

Министр обороны Ирана Хосейн Дехган в интервью второму каналу иранского телевидения, которое вышло в эфир поздно вечером в воскресенье, объявил о прекращении полетов российской дальней авиации с иранской территории для нанесения ударов по боевикам в Сирии. Один из ключевых членов иранского правительства позволил себе редкую для высших официальных лиц Ирана публичную критику действий Москвы. Он выразил открытое недовольство тем, как новость об использовании базы освещалась российской стороной. «Русские заинтересованы в том, чтобы показать себя сверхдержавой и гарантировать свою роль в определении политического будущего Сирии. И конечно, с их стороны наблюдалась определенная доля позерства и неджентльменского поведения»,— заявил Хосейн Дехган.

Первые сообщения о полетах российской дальней авиации с аэродрома в Хамадане появились 16 августа. После этого Минобороны РФ заявило, что «дальние бомбардировщики Ту-22М3 и фронтовые бомбардировщики Су-34, взлетев с аэродромов базирования на территории РФ и Исламской Республики Иран, нанесли групповой авиационный удар по объектам террористической группировки “Исламское государство” в провинции Дейр-эз-Зор». На странице российского военного ведомства в Facebook появилось видео того, как авиация уничтожает инфраструктуру запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ), включая склады с вооружением, боеприпасами и горюче-смазочными материалами.

За день до своего интервью иранскому телевидению тот же Хосейн Дехган провел брифинг для иранских СМИ, подробно объяснив мотивы, которыми руководствовался Иран, предоставляя базу для российской авиации. «Это военное решение, принятое в рамках нашего сотрудничества в борьбе с ИГ и другими террористическими группировками и основанное на обращении сирийского правительства»,— пояснил господин Дехган, добавив, что получено одобрение Высшим советом национальной безопасности страны. В ответах главы Минобороны Ирана не было и намека на то, что использование российской авиацией авиабазы в Хамадане закончится столь быстро. Иранский министр заверил тогда представителей СМИ, что ВКС России будут взлетать с авиабазы в Хамадане «столько, сколько понадобится».

Отвечая на вопрос журналистов о той критике договоренностей с Россией, которая прозвучала на прошлой неделе в ходе дискуссии по этому вопросу в иранском парламенте, министр пресек любые попытки поставить эти договоренности под сомнение. «Меджлис не имеет к этой теме никакого отношения»,— отметил он. Выступление министра заставило многих политиков, дипломатов и экспертов заговорить о новом этапе военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана.

Москва предпочла не раздувать скандал. То, что российские военные ушли из Хамадана, подтвердил посол РФ в Тегеране Леван Джагарян. При этом он дал понять, что ВКС России в будущем еще могут вернуться на авиабазу. «Если руководство наших стран сочтет это необходимым, целесообразным и достигнет соответствующих договоренностей, то какие проблемы могут быть?» — цитирует господина Джагаряна агентство «Интерфакс».

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков ограничился заявлением о том, что российская военная авиация, принимавшая участие в операции в Сирии, совершая вылеты с авиабазы Хамадан, успешно выполнила поставленные задачи.

Источник “Ъ” в органах военного управления утверждает, что использование Хамадана сыграло «огромную роль» для поддержки правительственных сил в провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб, однако на данном этапе у сторон возникло «некоторое недопонимание».

Дело в том, что российские военные хотели использовать авиабазу не только как аэродром подскока, но и как полноценный военный объект с размещением там соответствующих арсеналов, но иранскую сторону такой вариант не устроил. Генерал Конашенков, впрочем, подчеркнул, что дальнейшее использование авиабазы «будет осуществляться на основе взаимных договоренностей по борьбе с терроризмом и в зависимости от обстановки в Сирии».

Опрошенные “Ъ” эксперты считают решение иранского руководства демаршем, подтвердившим условность или ситуативность партнерства Москвы и Тегерана в Сирии, о которой ранее сообщал “Ъ” (см. номер от 19 августа). Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко на прошлой неделе не исключал, что базу в Хамадане для российской дальней авиации могут в любой момент закрыть. А вчера он заявил “Ъ”: Тегеран сделал это еще быстрее, чем ожидалось. «Ситуация, когда Москва претендует на некую глобальную роль, используя сотрудничество с Тегераном как площадку реализации своих амбиций, явно не устраивает иранское руководство. Иран не желает быть младшим партнером Москвы и дает понять, что готов быть лишь на равных с нею. При этом в новой многовекторной политике Ирана, с которого сняли санкции, приоритетом становятся отношения с Западом, а не с Россией»,— пояснил “Ъ” господин Малашенко.

Как военное партнерство с Москвой становится для Ирана инструментом превращения его в глобального игрока
Старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего Востока Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи считает, что «в этом решении Ирана огромную роль сыграло давление со стороны США; администрация президента Барака Обамы сделала многое, чтобы улучшить отношения с Ираном, и немало в этом преуспела». Вчера вечером Госдепартамент США заявил: делать окончательные выводы по поводу того, остановлены ли вылеты с иранской авиабазы, рано.

По мнению госпожи Раванди-Фадаи, в истории с авиабазой в Хамадане Россия оказалась в таком же положении, как и Иран, которому Москва в свое время не поставила комплексы ПВО C-300: «Тогда на Россию было оказано внешнее давление, и мы в итоге предпочли соблюсти свои интересы в отношениях с Западом. При этом тогда мы тоже обвинили иранцев в том, что они напрасно предали гласности этот контракт. Аналогичная ситуация произошла сейчас, только стороны поменялись ролями».

«Иран, который ведет сложную игру с Западом, не хотел бы выглядеть сателлитом России. Этим и вызвано решение Тегерана, которое выглядит неожиданным только на первый взгляд»,— резюмировал директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По мнению эксперта, с военной точки зрения потеря возможности использовать авиабазу Хамадан не будет иметь критического значения для России, так как у нее есть достаточно альтернативных вариантов для нанесения ударов в Сирии. «Со стороны Тегерана это символический жест, напоминающий о том, что считать Иран надежным партнером и тем более союзником было бы преувеличением»,— считает Андрей Кортунов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками



Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer