Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Старые болезни новой реальности


30 декабря 2016 года Елизавета Кузнецова, КоммерсантЪ


От 2016 года в российской авиации ждали многого: передела на рынке, потерявшем одного из ключевых игроков в лице "Трансаэро", изменения регулирования после лишения полномочий МАК. Были большие надежды и большие опасения, например — резкого усиления "Аэрофлота". Но реальность оказалась куда прозаичнее. Весь год авиаторы со вкусом, но без скандалов пировали на останках пассажиропотока "Трансаэро", а чиновники явно боялись подступиться к хитрой машине сертификации. В итоге отрасль сделала, по сути, круг на месте, а главный результат — понимание, что отнюдь не "Трансаэро", как считали многие, была причиной многих проблем, в том числе демпинга.

Обычай съедать сердце, а то и другие части тела поверженного врага известен во многих точках земного шара. В ряде случаев считается, что так победитель забирает силу, мужество и другие полезные качества противника. Вопрос, что при этом происходит с его менее приятными чертами, обычно обходится стороной. Примерно в таких терминах можно говорить и об итогах 2016 года в российской гражданской авиации.

Год назад авиационная итоговая колонка оказалась реквиемом по "Трансаэро" — второму на рынке игроку, который к тому моменту уже был списан со счетов, а остальные начали довольно активно растаскивать и поглощать "останки" в виде маршрутной сети и, соответственно, пассажиропотоков. Довольно большой кусок достался и госорганам, потому что "враг" ушел с "семьей" в виде лишившегося полномочий в России Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Обстановка была возбужденной и почти праздничной. Авиаторы торопились быстрее поделить миллионы пассажиров "Трансаэро" в стране и за рубежом. Чиновники проводили совещания, формируя облик нового авиационного регистра, чтобы "в интересах производителей и разработчиков авиатехники" была бы обеспечена "максимальная степень преемственности процедур и практики сертификации".

Но начавшая формироваться новая реальность в действительности оказалась виртуальной. Вместо равномерной конкуренции на авиарынке фактически появились два несоизмеримых лагеря: в одном теперь работает большая группа "Аэрофлот", конкурировать с которой никому не под силу даже при большом желании. Во втором сосуществуют компании эшелоном пониже, которые с переменным успехом борются за место на рынке одинаковыми способами, главный из которых, судя по самым популярным скандалам этого года, так называемые безбагажные и прочие дешевые тарифы с разнообразными ограничениями. В итоге к концу года впервые за долгое время рынок даже показал рост, но по факту он по-прежнему перемалывает уже существующих, а не новых пассажиров.

Отсутствие четкого понимания последствий принимаемых решений привело к тому, что, ломая пусть и спорную, но уже хорошо зарекомендовавшую себя структуру МАК, чиновники лишь способствовали развитию двоевластия. Росавиация формально получила новые функции сертификации разработчиков и авиатехники, весь год основные ключевые работы, связанные с сертификацией SSJ100, МС-21, как и прежде, выполнял МАК. В результате под ударом оказался весь российский авиапром и, что самое главное, его экспортная составляющая. Формально для решения этого вопроса остается только три месяца, когда Росавиация окончательно вступит в свои новые права. Но, по моим данным, российский авиапром не готов доверить сертификацию своей продукции новому регистру, поэтому "происходящий фарс", как его окрестил один из высокопоставленных руководителей отрасли, продолжится.

Осенью министр транспорта Максим Соколов рапортовал, что российская авиация "вошла в зону стабильного полета". Но на самом деле речь идет лишь об отсутствии идей и желания перемен, это стабильность болота, во многом обеспеченная потерей сильного, агрессивного, далеко не всегда корректного и даже адекватного, но креативного конкурента в лице "Трансаэро". Причем "съевшие" ее пассажиров конкуренты, похоже, заразились и главным недостатком. Одним из ключевых обвинений, звучавших в адрес "Трансаэро", был демпинг, обострившийся накануне ухода компании с рынка. Чиновники в один голос твердили, что, не будь "Трансаэро", авиаторы выставляли бы экономически обоснованные тарифы. Но 2016 год доказал обратное. Цены авиакомпаний, по данным Минтранса, упали на 15%, отрасль готовится к убыткам, а сами перевозчики признают, что тарифы "минимальны".

"Покойников вспоминать не стоит, а пассажирам и так хорошо живется",— раздраженно отрезал топ-менеджер одной из авиакомпаний в ответ на попытку корреспондента "Ъ" обсудить ситуацию. Насколько действительно хорошо это "хорошо", по идее должен показать 2017 год — первый летний высокий сезон по-настоящему новой реальности, который авиакомпании должны пройти уже сами, без подпорки в виде чужих пассажиров и чужих маршрутов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн



Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByWK7
Тонировка заднего стекла: https://youdo.com/auto/tinted/rearscreen/
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer