Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Модернизация и переклейка


21 октября 2016 года Мария Коломыченко, Иван Сафронов, КоммерсантЪ


Как стало известно "Ъ", ФАС и Генпрокуратура проверяют реализацию политики импортозамещения при поставках техники на оборонные предприятия. Служба обнаружила случаи, когда российские компании приобретали иностранное оборудование, переклеивали лейблы и затем продавали его в ОПК как отечественное. Эксперты утверждают, что всему виной OEM-производства, налаженные в России, к примеру, китайскими производителями. Их российские партнеры просто закупают и брендируют оборудование без глубокой модернизации. По данным "Ъ", результаты проверок будут представлены в правительство и администрацию президента РФ.

В письме заместителя руководителя ФАС Максима Овчинникова в Минпромторг от 18 августа (копия есть у "Ъ") говорится, что служба проверяет поставки для нужд обороны и безопасности страны товаров импортного производства, в частности радиоэлектроники, под видом российских. "Выявлены случаи, когда зарегистрированные на территории РФ хозяйствующие субъекты приобретают товары импортного производства и, не производя с ними каких-либо значимых технологических операций, фактически ограничиваясь разборкой-сборкой, заменой этикеток или русификацией, реализуют их в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ.— "Ъ") под видом товаров, произведенных в РФ",— пишет господин Овчинников. Представитель ФАС Дарья Силкова подтвердила "Ъ" проведение проверки, в Минпромторге на запрос не ответили.

Этим вопросом уже заинтересовалась и Генпрокуратура, следует из письма начальника управления по надзору за исполнением законов в сфере ОПК Генпрокуратуры Дмитрия Демешина в Ассоциацию поставщиков электронных компонентов от 13 октября (АсПЭК; копия письма есть у "Ъ"). "Генпрокуратурой проводится проверка исполнения федерального законодательства в сфере импортозамещения иностранной продукции, применяемой при создании, производстве и ремонте вооружения, военной и специальной техники, а также соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие инновационных проектов",— говорится в письме господина Демешина. Он просит АсПЭК предоставить данные об уклонении заказчиков от приобретения российского оборудования, наличии проблем с недостаточной загрузкой производственных мощностей и недостаточностью мер господдержки. Исполнительный директор АсПЭК Иван Покровский подтвердил "Ъ" получение письма. В Генпрокуратуре не ответили на запрос.

По словам нескольких источников "Ъ" в ОПК, между проверками Генпрокуратуры и ФАС нет прямой связи, однако обе нацелены на установление эффективности мероприятий по импортозамещению: их результаты будут представлены в правительство и администрацию президента.

В России с середины 2011 года действует постановление правительства "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, для нужд обороны и безопасности государства". Последняя редакция вступила в силу 1 января 2016 года, по ней товары и услуги от иностранных поставщиков могут закупаться для нужд обороны и безопасности страны только в случае отсутствия аналогов, произведенных в России, что должно быть подтверждено заключением Минпромторга.

В документе прописан ряд критериев отнесения товаров к "российским", один из которых, например,— это создание производства в рамках специального инвестконтракта (СПИК). При этом СПИК, который Минпромторг считает "новым инструментом промышленной политики", субъекты РФ могут заключать и с иностранными компаниями: к примеру, в мае о таких планах сообщала французская машиностроительная компания Schneider Electric.

В департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны утверждают, что на всех этапах производства вооружения, военной и специальной техники осуществляется жесткий контроль со стороны военных представительств министерства, аккредитованных на предприятиях промышленности. "Поэтому попадание фальсифицированных комплектующих в продукцию, изготавливаемую в интересах Минобороны, исключено",— заявили в Минобороны. Он подчеркнул, что при отсутствии в России необходимых комплектующих ведомство в обязательном порядке получает заключение Минпромторга.

Как рассказал "Ъ" представитель Объединенной приборостроительной корпорации (входит в "Ростех") Леонид Хозин, "в сфере ГОЗ существуют жесткие требования, делающие поставки зарубежной техники под видом российской практически невозможными". "Любое нарушение здесь — вопиющий случай. Это прекрасно понимают и поставщики, и заказчики. Даже если нарушения где-то есть — это наверняка единичные факты, по которым неминуем разбор полетов",— считает он.

Однако трое собеседников "Ъ" на рынке электроники утверждают, что для поставок иностранной техники под видом российской часто используется схема OEM (original equipment manufacturer), в рамках которой российские компании закупают оборудование у иностранных вендоров и после модернизации продают его под своим брендом. "OEM практикуется по всему миру и в идеале позволяет компаниям объединять усилия для производства конечного продукта. Например, одна компания произвела оборудование, а другая — софт для него. В России нередко берут иностранную технику и без какой-то модернизации ставят на нее свой лейбл",— объясняет один из собеседников "Ъ".

С ним согласен гендиректор производителя телекомоборудования "Элтекс" Алексей Черников: "Переклеивание лейблов действительно практикуется в большом количестве, чаще всего используется схема OEM. Она позволяет китайским вендорам продолжать поставки своего оборудования в Россию в больших количествах, несмотря на политику импортозамещения, а российским компаниям не тратиться на разработку и создание настоящего производства, потому что с точки зрения рентабельности производить в Китае все еще значительно дешевле". По его словам, схема актуальна для разных типов оборудования, техника в больших количествах поставляется в том числе на оборонные предприятия.

"Проблема в отсутствии нормативной базы, которая бы позволяла точно определить, какое оборудование является отечественным: существующие критерии можно легко обойти",— полагает эксперт. "Должны быть единые базовые критерии того, какая техника российская,— соглашается председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова.— Логично, чтобы в критериях отечественности учитывалось, кто конечные бенефициары компании-производителя, кому принадлежат права на используемые технологии, какова страна принятия решений в случае санкций, где локализуется прибыль и создаются рабочие места".

Иван Покровский из АсПЭК считает, что использование продукции зарубежной разработки в критической для государства инфраструктуре — большая проблема. "Если государство не имеет доступа к процессу разработки и модернизации техники, такую продукцию нельзя использовать в ответственных применениях. К сожалению, требования информационной безопасности отодвигаются многими госзаказчиками на задний план",— говорит господин Покровский. При этом он отмечает, что разработанное в России оборудование все еще экономически выгоднее производить в Китае. Ответственность за это, по мнению эксперта, несут "госструктуры, регулирующие таможенными пошлинами баланс внешней торговли и внутреннего производства".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн



Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer