Россия на орбите: извозчик или игрок?
В своей речи Дмитрий Рогозин отметил основные проблемы российской космонавтики, которая на сегодня, очевидно, утратила лидирующее положение. Потеря инфраструктуры, кадров и прекращение ряда ключевых НИОКР привели к тому, что роль России в космосе в 2000-2010 годах свелась к позиции «извозчика» - все большую долю российских космических запусков (число которых сократилось до 20-30 в год) занимал вывод на орбиту иностранных спутников.
Деградация отрасли сопровождалась падением надежности даже отработанных систем, резким ростом сроков разработки новых образцов и регулярными провалами сложных миссий типа «Фобос-Грунт». Некоторую часть системы удалось уберечь от развала – прежде всего это касается спутниковой связи и ГЛОНАСС, которые удалось сохранить. А в случае с ГЛОНАСС – добиться развертывания штатной группировки, прежде всего, благодаря наличию четко определенных потребностей в данных системах и целей развития. Сохранилась и пилотируемая космонавтика – не в последнюю очередь за счет финансирования со стороны НАСА программы МКС, международной космической станции.
Подобной определенности не хватало в большей части других категорий, и в итоге доля России на мировом рынке космических услуг в денежном выражении сократилась до 3 % (общая сумма составляет 180 миллиардов долларов). При этом Россия по-прежнему обеспечивает большую часть запусков ракет-носителей, но в условиях появления новых РН в США и у других участников гонки этот сектор, и без того не самый доходный и наукоемкий, неизбежно будет сокращаться.
Восстановление роли России как игрока на рынке требует адекватной оценки создавшегося положения и использования имеющихся козырей. В частности, Дмитрий Рогозин особо отметил роль ГЛОНАСС как одного из возможных секторов масштабной коммерциализации российской космической деятельности. При этом создание инфраструктуры ГЛОНАСС может и должно стать локомотивом для российской электронной промышленности – поручение, в соответствии с которым приемники сигнала ГЛОНАСС должны собираться на отечественной компонентной базе, уже подписано.
Отказ от фантазий
Кризис целеполагания привел к тому, что на протяжении многих лет стратегическое планирование развития космической деятельности практически не велось. Многочисленные благие пожелания оставались на бумаге, а в качестве целей выдвигались различные амбициозные проекты без практического обоснования – от полета на Луну до марсианской экспедиции. При этом соответствующие НИОКР, пусть и проводившиеся в сравнительно малых масштабах, все равно требовали средств и времени.
Практически единодушное мнение участников совета сводится к тому, что залогом успеха космической программы России является отказ от фантазий и переход к решению реальных задач, обеспечивающих прежде всего восстановление утраченного ранее потенциала. Это касается разработки нового поколения спутников с углублением локализации производства элементной базы (сегодня в основном импортной) и разработки перспективных средств выведения с улучшенными ТТХ и расширенными возможностями по выводу на орбиты различных параметров.
Это необходимый фундамент как для развития околоземной космической инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны и развитие экономики, так и для дальнейшего продвижения в дальний космос, где играют роль уже соображения престижа и научные задачи. При этом от амбициозных целей типа новой лунной экспедиции или полета на Марс никто не отказывается – но не они должны сегодня определять перспективы развития отрасли, которой сначала нужно «прийти в себя».
Первостепенной задачей в этих условиях становится доводка давно разрабатываемой ракеты-носителя «Ангара», что позволит повысить экономическую эффективность вывода на орбиту и совершенствование предприятий, производящих спутники. При этом вполне возможно сокращение их числа. Ситуация, когда фирма производит 1-2 аппарата в год, абсолютно неприемлема как с экономической, так и с управленческой точки зрения, учитывая необходимость унификации платформ и систем управления.
Успех на этом направлении может если не вернуть России лидерство в космосе, то значительно укрепить позиции страны в этом сегменте. Цена неудачи же может оказаться слишком высокой, чтобы ее допускать.