Во вторник, 21 ноября, в 13.18 из 'Внуково' в Париж вылетел частный 'Леарджет'. 14-местный лайнер вез в Европу бизнесмена, а всего на борту было 9 человек.
Диспетчер аэродрома, следящий за взлетом, благополучно проводил самолет. После набора высоты в 200 метров пилот должен был перейти в ведение другого диспетчера и переключиться на другую частоту радиопереговоров. Виктор Щипоников из Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (АУВД), который и должен был взять под контроль 'Леарджет', видел 'иностранца' на радаре, но не слышал его. Пилот не отвечал на запросы, стремительно набирал высоту. Хотя мог это делать, только получив разрешение с земли. Щипоников видел, что навстречу 'Леарджету' летит 'Фоккер-50' (рейс Рига - Москва с 41 человеком на борту включая экипаж). Если бы никто не поменял курс, через две минуты самолеты могли столкнуться.
И тогда старший диспетчер Владимир Лютов предположил, что пилот по недомыслию не переключился на правильную частоту и поэтому не слышит команд, и сказал об этом Щипоникову. А тот не мешкая дал команду горе-пилоту прекратить набор высоты.
Но надо было быстро 'тормозить' и снижающийся рижский самолет, иначе столкновение все равно было бы неминуемо. Напарник Щипоникова Михаил Материй в этой ситуации не растерялся и дал команду 'Фоккеру' прекратить снижение и развернуться севернее.
В 13.50 рижане благополучно сели в 'Шереметьево'. А 'Леарджет' 'проводили' в сторону Франции. Кстати, за грубое нарушение инструкций летчика могут отстранить от полетов.
- Летчики нередко набирают высоту без команды, - рассказал 'КП' Валерий ЕЖОВ, директор Московского центра АУВД. - Мы отрабатываем такие ситуации на тренажерах, благодаря чему диспетчеры сработали четко и слаженно. Они действительно предотвратили трагедию и обязательно будут премированы!
Благодарим за подготовку материала пресс-службу аэропорта 'Шереметьево'.