Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Высоты соколовского


10 августа 2004 г. АНАТОЛИЙ АНТИПОВ, "Красная Звезда"


"Конструктор с большой буквы, руководитель от Бога," - так говорят коллеги и соратники о Геннадии Александровиче СОКОЛОВСКОМ, генеральном директоре ФГУП ГосМКБ "Вымпел". С его именем связано создание современного авиационного вооружения, разработка научных основ и методологии проектирования, испытаний авиационных и зенитных управляемых ракет, авиационных пусковых и катапультных установок для этих ракет, а также бомбардировочного вооружения и специального оборудования для боевых самолетов и вертолетов.

        После окончания в 1958 году Московского авиационного института Соколовский пришел на машиностроительный завод 'Вымпел'. Первыми его практическими шагами стали работы по проектированию автоматических систем для управляемой ракеты класса 'воздух - воздух' К-7ЛВ и Р-3 с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. Очень быстро коллеги увидели, что молодой специалист обладает кипучей энергией, завидной работоспособностью, что называется, фонтанирует смелыми научными идеями и оригинальными техническими решениями.

         В это время на предприятии под руководством главного конструктора И. Торопова была начата разработка ракеты ЗМ9 для войскового ЗРК 'Куб', в которой Соколовский участвовал начиная с формирования облика до отработки ракеты в целом на оренбургском полигоне ГРАУ Донгуз. Вскоре Геннадий Александрович был назначен техническим руководителем испытаний новой ракеты, которые были завершены успешно: комплекс 'Куб' был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск.

         В 1978 году на полигоне Эмба при участии Соколовского была начата отработка экспериментальной ракеты 'воздух - воздух' под кодовым названием 'Биссектор', на которой в качестве органов управления впервые были применены решетчатые рули. Оригинальные решения в дальнейшем Геннадий Александрович использовал при проектировании знаменитой РВВ-АЕ, но об этом чуть позже.

         На долю одаренного конструктора выпало и боевое крещение на: арабо-израильской войне. В 1972 году в составе группы специалистов он был откомандирован в Арабскую Республику Египет для оказания помощи в эксплуатации и применении ракеты ЗМ9. Тогда зенитно-ракетная бригада, в которую входили комплексы 'Шилка', 'Стрела' и 'Куб', успешно прикрывала Асуанскую плотину от налетов израильской авиации. Там, в африканской пустыне, Соколовский приобрел бесценный опыт эксплуатации зенитной ракетной техники в реальных боевых условиях.

         После возвращения из 'горячей точки' уже в должности заместителя главного конструктора по зенитной тематике Геннадий Александрович полностью отдается работе по модернизации 'кубовской' ракеты. Вскоре две из четырех ее модификаций - ЗМ9М и ЗМ9МЗ - пошли в серию.

         Последовавшее в 1980 году новое назначение - заместителем начальника 2-го Главного управления Министерства авиационной промышленности по опытным и перспективным работам - стало очередным свидетельством признания незаурядных способностей Геннадия Александровича. Но этот взлет не отдалил его от родного коллектива. Соколовский помогал 'Вымпелу' решать многие научно-технические вопросы, как, например, передача в серийное производство и принятие на вооружение ракеты Р-33. Эта ракета стоит на вооружении не имеющего мировых аналогов дальнего перехватчика МиГ-31. Она поражает воздушные цели на дальности 11 - 120 км и на высоте от 30 м до 28 км. И по сей день это грозное оружие не дает нарушителю ни малейшей возможности уйти от возмездия.

         Через год 'Вымпел' вновь принял Геннадия Александровича в свои стены: Соколовский становится главным конструктором и руководителем уникального предприятия, заняв эту должность вместо ушедшего на пенсию А.Л. Ляпина. Уже в 1983 году на вооружение ВВС была принята ракета малой дальности для ближнего маневренного боя Р-73, разработка которой начиналась на НПО 'Молния', а завершилась уже коллективом 'Вымпела'. Летчики давно ждали эту всеракурсную ракету, для применения которой нет необходимости заходить 'в хвост' противнику.

         Возросший объем НИОКР обусловил необходимость реформирования структуры предприятия. Соколовский смело взялся за решение этой насущной задачи, реорганизуя КБ, опытное производство, всю экономическую систему. В конструкторском бюро были созданы шесть крупных подразделений по направлениям, а также несколько самостоятельных отделов. Новая структура позволила главному конструктору придать дополнительный импульс работе по перспективным изделиям ракетного и других направлений авиационного вооружения. И результаты не замедлили сказаться.

         Создание ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ четвертого поколения для истребителей типа МиГ-29, Су-27 и вертолетов нового поколения не только дает им превосходство в воздухе над противником, но и позволяет уничтожать в полете крылатые ракеты. В РВВ-АЕ используется активная радиолокационная головка самонаведения, которая не требует подсвета цели станцией носителя. У летчика появилась возможность выходить из атаки сразу же после пуска ракеты. Другими словами, конструкторы реализовали долгожданный принцип истребителя - 'пустил и забыл'. Ракета РВВ-АЕ поражает цели, в том числе и высокоманевренные, на высотах от 25 м до 25 км! При этом максимальная дальность стрельбы в передней полусфере составляет 80 км. Словом, с появлением РВВ-АЕ был сделан качественный скачок в развитии отечественного и, пожалуй, всего мирового авиационного ракетостроения.

         Справка 'Красной звезды'. За более чем 50-летнюю историю в ГосМКБ 'Вымпел' было разработано и передано ВВС свыше 200 образцов авиационной техники - ракеты, пусковые устройства, бомбовые держатели, блоки неуправляемых ракет, контейнеры кассетного вооружения, пулеметно-пушечные установки, пиротехнические устройства выброса помех. Более 40 образцов авиационного вооружения эксплуатируются, кроме России и СНГ, в 31 стране мира. Большинство из них превосходят мировые аналоги по своим ТТХ. Достаточно вспомнить, как в Югославии ракетами 'воздух - воздух' было сбито 2 американских самолета F-117 ('Стелс'), и тем самым развеян миф об их неуязвимости.

         В ГосМКБ 'Вымпел' научились создавать наукоемкую высокотехнологичную экспортную продукцию, годами не получая бюджетных средств и при этом еще выплачивая государству налоги. 'Вымпел' - одно из немногих предприятий 'оборонки', не сбившееся с курса в море стихийного рынка. Здесь из года в год увеличиваются объемы производства и численность персонала, растет зарплата сотрудников, грамотно решаются проблемы социально-бытовой сферы. И в этом немалая заслуга руководителя предприятия.

         Вклад Г. Соколовского в укрепление оборонного потенциала страны высоко оценен государством. В 1990 году он был удостоен премии Совета Министров СССР, в 1998-м - Государственной премии РФ. Он награжден орденом Дружбы народов, орденами Октябрьской Революции и 'За заслуги перед Отечеством' IV степени. Крупный ученый и конструктор, заслуженный машиностроитель РФ, он хорошо известен в нашей стране и за рубежом как автор 100 опубликованных статей, научных трудов и изобретений. С 1999 года Г. Соколовский входит в Научный совет при Совете Безопасности РФ. Под его руководством ГосМКБ 'Вымпел' ведет разработку целого ряда новых перспективных образцов вооружения.

         От редакции. СОКОЛОВСКИЙ Геннадий Александрович отмечает свое 70-летие. Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра и желают ему крепкого здоровья и новых успехов в деле укрепления оборонного могущества Отечества!



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам



Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWJP7
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer