← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Вертолет не вынес нагрузки


20 августа 2002 г. Сергей Кисин , "Коммерсант"


и бросился на минное поле

        катастрофа

        Около 100 человек погибли и три десятка попали в больницу в результате крушения самого большого в мире и одного из самых надежных вертолетов Ми-26. "Корова", как называют его в войсках, всего пару километров не дотянула до военной базы в Ханкале. Столь крупных потерь федеральные силы не несли даже во время самых ожесточенных боев во время второй чеченской кампании.

        По официальным данным, трагедия в Ханкале, расположенной в нескольких километрах от чеченской столицы, произошла в 16.50. Причем командование Объединенной группировки войск (ОГВ) на Северном Кавказе сначала утверждало, что катастрофы не было, а была аварийная посадка.

        В 17.30, когда корреспондент Ъ дозвонился до главы совбеза Чечни Рудника Дудаева, тот не был в курсе происшедшего: "Мы только что с Ахматом Кадыровым и Станиславом Ильясовым выходили на связь с Ханкалой, чтобы обсудить предварительные итоги дня, и нам сказали, что никаких чрезвычайных происшествий в республике, за исключением убийства главы администрации станицы Калиновская, на этот час зарегистрировано не было". Ответить на вопрос, почему военное руководство скрыло этот инцидент, господин Дудаев не смог. Впрочем, уже через час он и другие руководители республики собирались выезжать на место происшествия. Как раз в это время стали известны подробности ЧП.

        Военная группировка в Чечне обслуживается вертолетными частями, базирующимися в Буденновске (Ставропольский край), Кизляре (Дагестан), а также в Моздоке и во Владикавказе (Северная Осетия). По некоторым данным, всего в операциях федеральных сил задействовано 32 вертолета Ми-24, 26 Ми-8, два Ми-9 и восемь Ми-26. Вертолеты Ми-26, которые из-за неповоротливости, громадных размеров и внешнего сходства называют коровами, вылеты совершают в основном из Моздока, где расположены три вертолетные части. Эти машины используются главным образом для переброски личного состава, а также для эвакуации в Россию поврежденных вертолетов. Одна из таких машин, Ми-26Т, рухнула в декабре прошлого года на территории Ставропольского края, когда возвращалась из Ханкалы в Моздок. Примерно на высоте 1,5 км у вертолета отказали два двигателя, тем не менее его экипажу удалось избежать катастрофы. Посадка была жесткой, один военнослужащий погиб, 17 оказались в больнице. До этого федеральные силы потеряли Ми-26 в Дагестане: вертолет, перебрасывавший в сентябре 1999 года боеприпасы в части, воевавшие с ваххабитами, упал из-за перегрузки.

        Последние сутки в Моздоке была плохая погода - шел дождь и висел туман. Борты на Ханкалу, которые после завершения активных боевых действий и так летали нерегулярно (не хватает топлива, запчастей и проч.), простаивали на поле. Пассажиры, занявшие едва ли не всю площадку ожидания, по этому поводу переживали несильно - это были в основном офицеры и солдаты, возвращавшиеся в Чечню, к месту несения службы, из отпусков. Уже в сентябре-октябре этого года их части должны были начать выводить из республики, так что на войну торопились немногие.

        Наконец объявили посадку. Те, кто был внесен в полетные листы, тут же бросились к Ми-26. Командир экипажа Олег Батанов вскоре прекратил посадку - салон "коровы", вмещающий не более 85 пассажиров, был уже переполнен. Однако, как рассказывали военнослужащие моздокского аэродрома, места нашлись и для "левых" пассажиров, и для их груза. Для вертолетов, обслуживающих ОГВ, это обычное дело: "двадцать шестые" зачастую берут в Ханкалу по 100-110 человек и вдобавок огромное количество груза, среди которого обязательно есть дешевая осетинская водка. "Привези мне из Моздока две бутылочки 'Истока'" - с таким "заданием" в Осетию убывает едва ли не каждый офицер и контрактник ОГВ.

        В 16.10, когда Ми-26 поднялся в воздух, на его борту находились 132 человека, в том числе пятеро членов экипажа. Во всяком случае так утверждает замгенпрокурора по Северному Кавказу Сергей Фридинский, уже ознакомившийся с полетными документами.

        Последнее сообщение с борта вертолета поступило за минуту до катастрофы. Майор Батанов доложил на землю, что, когда совершал четвертый разворот перед посадкой, на высоте 180-200 м раздался хлопок в районе правого двигателя. Машина потеряла мощность, а на табло управления в кабине загорелась надпись "пожар". Командир, опасаясь, что огонь может повредить второй основной двигатель, тут же пошел на аварийную посадку. Экипажу удалось миновать сопки и дотянуть до ровного участка земли. Однако в момент посадки случилось непредвиденное - многотонная "корова" опустилась прямо на минное поле, защищающее базу от нападений боевиков. Сдетонировавшие от удара мины разворотили корпус и топливные баки - Ми-26 вспыхнул как свечка.

        Спасательная команда, которую тут же выслали из Ханкалы, увидела страшную картину: те, кто выбирался из разбитого вертолета, подрывались на минах. Спасатели же никому из них помочь не могли - требовались саперы. Когда же последние с помощью трала наконец проложили дорогу к месту падения, все уже было кончено: обломки Ми-26 догорали, а спасателям оставалось собирать трупы и раненых.

        И хотя уголовное дело возбуждено по фактам терроризма и убийства, окончательные выводы о причинах трагедии делать рано. По горячим следам на моздокской базе корреспонденту Ъ говорили, что катастрофа произошла из-за перегрузки. "Это было грубое нарушение правил полетов,- заявил наш собеседник.- Насколько нам известно, на борту никаких гражданских лиц не было - просто солдаты из других частей попросились на борт, чтобы их подбросили до Ханкалы, и как селедка набились в вертушку. Техники в Ми-26, как мы знаем, не было - только люди. Правила допускают определенный перегруз транспортных вертолетов. Например, этот может перевозить до 85 человек, но если на борт берет дополнительных людей или груз, то командир в этих случаях должен сбрасывать из баков топливо, чего сделано не было".

        Однако уже к вечеру, после того как о трагедии доложили президенту Путину, а на место катастрофы отправился полпред Казанцев, эта версия отошла на второй план. Военные стали утверждать, что речь идет о крупнейшем по числу потерь диверсионно-террористическом акте. У командования ОГВ даже появились свидетели из числа военнослужащих, утверждающие, что видели след ракеты, летящей к вертолету. О том, что Ми-26 был сбит, говорят и сайты боевиков. После того как в минувшее воскресенье вся страна отметила 90-летие ВВС, эта версия остается самой удобной, и других, о технической неисправности или перегрузке, подразумевающих вину военных, скорее всего, уже не будет.

        Взорванные, сбитые и сгоревшие

        27 января 2002 года в Шелковском районе Чечни взорвался вертолет Ми-8, на борту которого находилось 14 человек. Среди них - замминистра внутренних дел РФ, начальник главного управления МВД по Южному федеральному округу генерал-лейтенант Михаил Рудченко и заместитель главкома ВВ МВД генерал-майор Николай Горидов. Погибли все. По предварительной версии, катастрофа произошла из-за взрыва внутри самой машины - взорвалась граната у кого-то из военнослужащих. 28 января возле чеченского села Дышне-Ведено вертолет Ми-8 Минобороны РФ был подбит группой боевиков. Машина, на борту которой находились 15 человек, избежала падения благодаря мастерству экипажа. Однако после посадки сгорела. Подоспевшие из Ханкалы вертолеты поддержки буквально вытащили из окружения бойцов ОГВ.

        3 февраля в Чечне пропал пограничный вертолет Ми-24 с тремя членами экипажа на борту, следовавший по маршруту Владикавказ-Тусхорой-Владикавказ. Остатки вертолета нашли совсем недавно. Боевики утверждают, что летчики были захвачены ими в плен.

        7 февраля в Грозном разбился Ми-8, искавший пропавший пограничный вертолет. Семь человек погибли.

        14 июня в Ведено был подбит вертолет Ми-8. Его экипажу удалось совершить аварийную посадку. Ранения получили трое военных и трое милиционеров. Командование ОГВ утверждает, что засада была организована боевиками на другой вертолет, в котором в Ведено летели представители различных СМИ.

        22 июля в Ингушетии на границе с Чечней разбился пограничный Ми-8. В результате катастрофы 12 человек погибли. Пограничники не исключают, что вертолет сбили боевики.

        "Такую машину непросто сбить с земли"

        Как сообщили Ъ в пресс-службе ОАО "Роствертол", с начала 80-х годов производящего тяжелые многоцелевые широкофюзеляжные вертолеты Ми-26Т, в настоящий момент предприятие выпускает ряд модификаций этой марки, в числе которых кроме грузового - десантный, санитарный, монтажный, противопожарный и топливозаправочный варианты. Машина не имеет аналогов в мире и способна перевозить грузы, самоходную и несамоходную технику общим весом до 20 т в грузовой кабине или на внешней подвеске. Крейсерская скорость - 250 км/ч, дальность полета - 1920 км, диапазон температур - от -52 до +40њС. По словам гендиректора ОАО "Роствертол" Бориса Слюсаря, Ми-26 пользуется в своем классе устойчивым спросом на мировом рынке. Под эгидой ООН транспортники Ми-26 работали в Сомали, Камбодже, Индонезии, Южной Корее, и нигде с ними не было никаких проблем. С 2000 года Ми-26Т стали основными "грузовиками" ВВС Индии, Мексики, один геликоптер был закуплен греческой компанией "Скорпионс интернэшнл", а в прошлом году Ми-26Т доставляли медикаменты в воюющий Афганистан. Ми-26Т неоднократно выставлялся на международных авиасалонах в Ле-Бурже, Фарнборо, на МАКСе в Жуковском и др. По словам главного инженера ОАО "Роствертол" Игоря Семенова, летом 2002 года в Фарнборо предполагалось представить новую версию Ми-26Т с экипажем два человека, приспособленного для полетов ночью и предназначенного для поисково-спасательных работ. Неразрешенные проблемы с швейцарской фирмой Noga не позволили вертолетчикам нормально поработать в Европе.

        По словам представителей пресс-службы предприятия, вертолет используется в контртеррористической операции в Чечне с 1999 года. Кабина вертолета бронирована и герметична, так что не так-то просто машину сбить с земли.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2002/8/20/2497/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.