Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Беркут» раздвигает горизонты


25 сентября 2000 г. Анатолий Докучаев, "Красная звезда"


3 года назад в России стартовал сверхманевренный самолет с обратной стреловидностью крыла

        Его поднял будущий Герой России летчик-испытатель Игорь Вотинцев 25 сентября 1997-го. А в октябре 2000-го экспериментальный С-37 "Беркут" с крылом обратной стреловидности стартует в сотый раз. На сегодня "ОКБ Сухого" завершило большой этап испытаний самолета, вызывающего по всему миру неподдельный интерес. Несомненно, полученные результаты будут использованы в проектах истребителей будущего. Истребителей, которые... Впрочем, немного предыстории.

        Итак, "Беркут" стартует 25 сентября 1997-го. А в ноябре председатель подкомитета по тактической авиации комитета по национальной обороне конгресса США Курт Велдон отметил в "Нью-Йорк таймс": "По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в ХХI веке американские пилоты могут столкнуться с противником еще более грозным, чем это ожидалось ранее. Россия продолжает осуществлять развитие технологий. Этот технологический "скачок" может дать русским значительный потенциал. Новый самолет позволит выйти на уровень последних достижений в США. С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что называют "господством в воздухе".

        Отметим, что в семидесятых годах в США приступают к реализации программы перспективного истребителя ATF, которая привела к появлению экспериментальных самолетов Локхид F-22 (впоследствии Локхид-Мартин YF-22А "Рэптор") и Нортроп YF-23. В Советском Союзе начинаются исследования по программе создания "истребителя девяностых" - И-90. Именно тогда определяется, что в общем комплексе требований к перспективному истребителю сверхманевренность (способность сохранять устойчивость и управляемость практически на любых углах атаки) является одним из приоритетов. Сверхманевренность фигурировала и в требованиях к истребителю ATF. Однако, столкнувшись с трудноразрешимыми задачами, американцы отчасти жертвуют маневренными возможностями.

        Боевая же практика показывает, что ближний воздушный бой остается неизбежным. Да и при ведении дальнего ракетного боя, считают специалисты, преимуществом будет обладать тот, кто при последовательной стрельбе в разных секторах сумеет к моменту пуска быстрее сориентировать истребитель в направлении цели для более полного использования динамических возможностей своих ракет. В этих условиях особое значение имеют максимально высокие угловые скорости разворота и диапазон скоростей, в которых может быть применено оружие. Поэтому жесткие требования по маневренности для истребителя пятого поколения остаются неизменными.

        "ОКБ Сухого", работавшее над программой истребителя Су-27, самого маневренного в мире, предложило самолет с крылом обратной стреловидности - с высокими маневренными характеристиками на дозвуковых скоростях (в частности, способностью сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки до 60 и более градусов) и не уступающего лучшим истребителям на сверхзвуковых скоростях. Руководителем проекта - главным конструктором самолета назначается Михаил Погосян (с марта 1998 года - Сергей Коротков), общее руководство осуществлял генеральный конструктор "ОКБ Сухого" Михаил Симонов. В конце 80-х с привлечением других авиационных производственных объединений начинаются работы по подготовке к постройке экспериментальной машины.

        - В начале 90-х оборонные расходы России резко сократились, однако ОКБ приняло решение о продолжении работ, - говорит главный конструктор самолета С-37 Сергей Коротков. - Мы исходили из необходимости сохранить передовые авиастроительные технологии. Ведь достаточно выпасть даже одному звену в цепи последовательной смены поколений боевой авиационной техники, и это обязательно приведет к потере способности самостоятельно разрабатывать и производить современные истребители. Именно так произошло с Германией, Великобританией и Японией, отставших на одно поколение от России, США и Франции.

        Весной 1997-го строится первый экземпляр С-37 "Беркут" - летающая лаборатория. Его "обжимают" на стенде, не доводя нагрузки до разрушающих. Тогда впервые в практике отечественного авиастроения отрабатываются методы, позволяющие с достаточно высокой точностью определять предельные прочностные характеристики конструкции, не ломая машину на статических испытаниях. Летом того же девяносто седьмого "Беркут" "переезжает" в Летно-испытательный институт имени Михаила Громова. В начале сентября начинаются скоростные пробежки, а 25-го, повторюсь, самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Игорем Вотинцевым, уходит в свой первый полет. Без сомнения, это стало ярким событием для российской авиационной промышленности. Для всей России. На сегодняшний день "ОКБ Сухого" с выходом С-37 на сверхзвуковые режимы полета завершило большой этап летных испытаний.

        Они, по мнению специалистов ОКБ, подтвердили расчетные преимущества крыла обратной стреловидности для маневренных самолетов. Полученные результаты превзошли предварительные оценки конструкторов. Самолет устойчив вплоть до очень больших углов атаки на дозвуковых скоростях и по маневренности значительно превосходит знаменитый Су-27. Как свидетельствует летчик-испытатель Герой Российской Федерации Игорь Вотинцев, проводящий летные испытания "Беркута", управление самолетом на проверяемых режимах остается легким и устойчивым.

        Крыло обратной стреловидности - самая яркая и эффектная внешняя особенность "Беркута", резко отличающая облик этой машины от всех других. Однако это далеко не единственное его достоинство. Планер самолета создан с использованием принципиально новых решений. Применение крупногабаритных панелей длиной до восьми метров позволило добиться чрезвычайно высокой гладкости поверхности и свести к минимуму крепеж. Это облагородило аэродинамику и снизило массу. В конструкции "Беркута" реализованы и другие передовые технические решения и технологии. Он создавался под принципиально новые двигатели пятого поколения разработки АО "Люлька-Сатурн" (на опытном С-37 установлены двигатели Д-30Ф6). Новый комплект БРЭО, которым будет оснащен "Беркут", должен обеспечить автоматическое управление различными системами (в том числе системами с элементами искусственного интеллекта).

        Алгоритм решений по разработке, постройке и испытаниям экспериментального С-37 "Беркут", по мнению главного конструктора Сергея Короткова, отражает выбранную "ОКБ Сухого" стратегию поэтапного создания нового истребителя. Ряд заложенных в проект С-37 технических решений был сначала реализован на других самолетах фирмы. Постройка экспериментальной машины позволила сконцентрировать усилия коллектива на наиболее критических направлениях. Сегодня С-37 - инструмент, позволяющий раздвинуть горизонты в авиастроительных технологиях и обеспечить России революционный "прорыв в новое измерение". Авторитетные авиационные зарубежные специалисты отмечают, что российский самолет вышел на качественно новый уровень по сравнению со всеми истребителями, созданными в России и ранее в СССР. "Беркут" можно рассматривать как уникальную летающую лабораторию для отработки широкого круга передовых технических решений, которые будут использованы в конструкциях различных самолетов ХХI века как военного, так и гражданского назначения.

        Сегодня следует сказать и о следующем. Несколько дней назад, а именно 18 сентября, в воздух впервые поднялся американский экспериментальный легкий многоцелевой истребитель JSF. Некоторые СМИ уже отмечают, что с появлением этой машины пятого поколения "русским вскоре нечего будет делать в воздухе и на мировом рынке авиационного оружия". Думается, что это преждевременные заявления.

        - Американский самолет должен еще себя показать, - говорит Сергей Коротков. - "Беркут" же совершил почти 100 полетов. Мы отработали две программы испытаний и приступаем к третьей - расширяем технические ограничения. Время по созданию в России истребителя пятого поколения еще не упущено. ВВС должны определиться с обликом современной машины. Мы же свое слово скажем.

        Заметим, что разработка перспективного фронтового истребителя - в планах военного ведомства России, о чем заявил на страницах нашей газеты министр обороны Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев. Более того, является одним из основных приоритетных направлений в развитии вооружений и военной техники на ближайшее десятилетие. Россия, безусловно, должна иметь свой истребитель пятого поколения в числе первых и не уподобляться державам, которые, "пропустив звено в цепи", выбыли из шеренги правофланговых мирового авиастроения. Успешно продолжающиеся летные испытания С-37 представляют крупный шаг по пути выполнения комплекса требований по перспективному истребителю. Парящий в небе "Беркут" с чарующими очертаниями доказывает способность российской авиационной промышленности разрабатывать современную авиационную технику и готовность конкурировать в будущем с ведущими зарубежными разработчиками. У ВВС России будет истребитель наступающего века.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт




РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer