← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

АОН России: преграды на пути развития


4 февраля 2000 г. Александр Андрюшков, "Воздушный транспорт №4 "


25 января сего года на базе Национальной авиационной ассоциации России прошел "круглый стол" по проблемам авиации общего назначения (АОН). За ним собрались представители управлений Федеральной службы воздушного транспорта РФ, президенты Федерации любителей авиации (ФЛА) и Объединенной федерации сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА), юристы и разработчики воздушных судов, заслуженные летчики-испытатели и эксплуатанты АОН из различных регионов. Главной темой их разговора был вопрос о дальнейшей судьбе авиации общего назначения в России.

        Надо отметить, что эта тема тревожным набатом прозвучала еще в феврале 1998 года на проходившем в Москве первом Международном семинаре "Развитие авиации общего назначения в России, опыт национальных ассоциаций владельцев воздушных судов и частных пилотов". Многим поклонникам АОН тогда показалось, что наконец-то в небе России вновь станет тесно от тысяч воздушных шаров и дирижаблей, сверхлегких летательных аппаратов и воздушных судов общего назначения, а в аэроклубы придут миллионы юношей и девушек и вновь Россия обретет статус великой авиационной державы.

        Действительно, за последующие два года на различных уровнях, вплоть до указов президента и постановлений правительства, был принят ряд основополагающих документов, касающихся развития АОН в нашей стране. Однако благим надеждам любителей авиации не суждено было сбыться. Это стало ясно уже с первых слов принявших участие в разговоре за нынешнем "круглом столом".

        В России, говорили его участники, авиация общего назначения вроде бы и есть, но ее как бы и нет. Парк летательных аппаратов АОН насчитывает официально около 6000 единиц. Но никто не знает, сколько еще построено их любителями авиации подпольно и "прячется" по городским квартирам, деревенским сараям. И все прошедшие с того международного семинара три года АОН в России летает полуанархическим способом. Что же мешает авиации общего назначения расправить свои крылья в полный размах?

        В целом, говорили за "круглым столом", можно обозначить около десятка проблем, мешающих развитию АОН в России. Но, отмечали, все они как в зеркале отражаются в двух главных. Во-первых, несмотря на ряд принятых важных документов, по-прежнему отсутствует четкая правовая база существования, деятельности и развития в стране АОН. В уже принятых документах, например, в таких, как Воздушный кодекс РФ, постановлении Правительства РФ № 996 "О временном Положении об авиации общего назначения", приказах № 225 (уже принятом) и № 330 (уже долгое время лежащем "под сукном" в одном из кабинетов ФСВТ), имеется масса разночтений и толковании, которые мощной преградой стоят на пути развития АОН.

        Во-вторых, не действует механизм внесения воздушных судов авиации общего назначения в Государственный реестр воздушных судов. Многие выступающие подчеркивали, что из-за бюрократизма чиновников, окопавшихся в высоких служебных кабинетах, годами не рассматриваются документы, поступающие с мест. "Нет подписи главного инженера в документах о регистрации воздушных судов АОН, и ни один чиновник в ФСВТ России уже свою подпись под ним не поставит". Не по этой ли причине только в Приволжском регионе летают несколько ВС АОН, чудом получивших регистрацию, а по всей остальной необъятной территории России владельцы воздушных судов, как говорится, "чешут репу": на чем летать и как летать? И не по этой ли причине на Дальнем Востоке, махнув на всю "нестыковку" в документах и на чиновничью волокиту, летает АОН как заблагорассудится и .... Бьются в таежных сопках, парапланы, дельтапланы, "пчелки" и прочие летательные аппараты.

        Что же необходимо срочно сделать, чтобы не было подобных инцидентов? Чтобы каждый гражданин России, став владельцем ВС АОН, мог без проволочек получить и пилотское свидетельство, и внести свое воздушное судно в Госреестр, и оформить все необходимые для полетов в воздушном пространстве Родины документы. В ходе обмена мнениями участники "круглого стола" приняли решение подготовить соответствующий документ со своими предложениями и направить его в Федеральную службу воздушного транспорта России, а также в другие государственные органы, которые заинтересованы в развитии авиации общего назначения. Возможно, лед тронется. Ведь под лежачий камень, известно, вода не течет.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2000/2/4/277/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.