Надо отметить, что эта тема тревожным набатом прозвучала еще в феврале 1998 года на проходившем в Москве первом Международном семинаре "Развитие авиации общего назначения в России, опыт национальных ассоциаций владельцев воздушных судов и частных пилотов". Многим поклонникам АОН тогда показалось, что наконец-то в небе России вновь станет тесно от тысяч воздушных шаров и дирижаблей, сверхлегких летательных аппаратов и воздушных судов общего назначения, а в аэроклубы придут миллионы юношей и девушек и вновь Россия обретет статус великой авиационной державы.
Действительно, за последующие два года на различных уровнях, вплоть до указов президента и постановлений правительства, был принят ряд основополагающих документов, касающихся развития АОН в нашей стране. Однако благим надеждам любителей авиации не суждено было сбыться. Это стало ясно уже с первых слов принявших участие в разговоре за нынешнем "круглом столом".
В России, говорили его участники, авиация общего назначения вроде бы и есть, но ее как бы и нет. Парк летательных аппаратов АОН насчитывает официально около 6000 единиц. Но никто не знает, сколько еще построено их любителями авиации подпольно и "прячется" по городским квартирам, деревенским сараям. И все прошедшие с того международного семинара три года АОН в России летает полуанархическим способом. Что же мешает авиации общего назначения расправить свои крылья в полный размах?
В целом, говорили за "круглым столом", можно обозначить около десятка проблем, мешающих развитию АОН в России. Но, отмечали, все они как в зеркале отражаются в двух главных. Во-первых, несмотря на ряд принятых важных документов, по-прежнему отсутствует четкая правовая база существования, деятельности и развития в стране АОН. В уже принятых документах, например, в таких, как Воздушный кодекс РФ, постановлении Правительства РФ № 996 "О временном Положении об авиации общего назначения", приказах № 225 (уже принятом) и № 330 (уже долгое время лежащем "под сукном" в одном из кабинетов ФСВТ), имеется масса разночтений и толковании, которые мощной преградой стоят на пути развития АОН.
Во-вторых, не действует механизм внесения воздушных судов авиации общего назначения в Государственный реестр воздушных судов. Многие выступающие подчеркивали, что из-за бюрократизма чиновников, окопавшихся в высоких служебных кабинетах, годами не рассматриваются документы, поступающие с мест. "Нет подписи главного инженера в документах о регистрации воздушных судов АОН, и ни один чиновник в ФСВТ России уже свою подпись под ним не поставит". Не по этой ли причине только в Приволжском регионе летают несколько ВС АОН, чудом получивших регистрацию, а по всей остальной необъятной территории России владельцы воздушных судов, как говорится, "чешут репу": на чем летать и как летать? И не по этой ли причине на Дальнем Востоке, махнув на всю "нестыковку" в документах и на чиновничью волокиту, летает АОН как заблагорассудится и .... Бьются в таежных сопках, парапланы, дельтапланы, "пчелки" и прочие летательные аппараты.
Что же необходимо срочно сделать, чтобы не было подобных инцидентов? Чтобы каждый гражданин России, став владельцем ВС АОН, мог без проволочек получить и пилотское свидетельство, и внести свое воздушное судно в Госреестр, и оформить все необходимые для полетов в воздушном пространстве Родины документы. В ходе обмена мнениями участники "круглого стола" приняли решение подготовить соответствующий документ со своими предложениями и направить его в Федеральную службу воздушного транспорта России, а также в другие государственные органы, которые заинтересованы в развитии авиации общего назначения. Возможно, лед тронется. Ведь под лежачий камень, известно, вода не течет.