Сообщение о приобретении компанией Rolles-Royce (RR) из Великобритании Allison Engine Company, прочно занимающей лидирующие позиции среди поставщиков вертолетных двигателей, стало настоящим сюрпризом для многих наблюдателей. Этот "мастерский" ход кроме долговременной исследовательской и производственной базы в США дает RR важнейшую точку опоры на рынке турбовинтовых, малых турбовентиляторных и турбовальных двигателей. Но самая большая выгода - это усиление позиций на военном рынке США.
Основал компанию Allison Speedway Team Джеймс А. Аллисон в 1915 г. Уже тогда ее двигатели заслужили репутацию высокого качества и оригинальных решений. К концу 20-х годов компания полностью переключилась на военные правительственные контракты. Когда в 1928 г. умер Д. Аллисон, компания попала в руки General Motors Corp. (GM). После Второй мировой войны "Аллисон" приступает к разработке и производству сначала турбореактивных, а потом и турбовальных двигателей. В 1983 г. GM создает группу Power Products & Defense Operation, где "Аллисон" выступает основной составляющей частью. А уже в апреле 1984 г. отделение Detroit Diesel Allison становится самостоятельным подразделением GM.
Начиная с середины 80-х гг., "Аллисон" превращается в основного конкурента на коммерческом рынке. В этот период ВМС США выбирают двигатель компании Т406 (в классе 6000 л.с.) для своего преобразуемого вертолета V-22 "Оспри". Кроме того, совместно с AlliedSignal, "Аллисон" берется за разработку двигателя Т800 для другого основного вертолета - РАН-66 "Команч".
И вот тут RR объявляет о завершении приобретения "Аллисон". По заявлению официальных лиц компании, RR приобрела "Аллисон" за 525 млн. дол.
Итак, "Аллисон" стала частью одной из главных авиационных двигателестроительных групп и серьезно усилила позиции RR. К этому времени RR уже была мировым лидером в производстве авиационных двигателей.
"Аллисон" очень удачно дополняет возможности RR в секторе транспортных самолетов, где у нее прочные позиции (двигатели АЕ2100 для транспортного самолета C-130J и Т406 для Оспри). В области легких вертолетов "Аллисон" благодаря 250-и модели и Т800 предлагает самый широкий выбор. У второго - большие потенциальные возможности во многих вертолетных программах, включая даже такие "экзотические", как индийский проект вертолета ALH. Кроме того, "Аллисон" разрабатывает турбовентиляторный и турбовинтовой двигатели для регионального пассажирского самолета и большого реактивного самолета бизнес-класса. Наконец, "Аллисон", как и RR, выпускает целое семейство двигателей промышленного и морского применения. В свою очередь, большой опыт работы RR по эксплуатации двигателей на гражданском рынке (это 300 авиалиний в более чем 100 странах и более 600 эксплуатантов) значительно расширяет возможности "Аллисон".
В итоге значительно усилилось положение вновь образованной группы на аэрокосмическом рынке, а хорошо развитая организация обеспечения и сопровождения эксплуатации должна еще больше поднять эффективность совместной деятельности.
А пока двигатель 250-й модели является бесспорным лидером среди двигателей для легких вертолетов. Он надежен, экономичен и очень легок. Выпущено более 26 000 ед., наработавших 90 млн. часов. Сегодня свыше 2700 эксплуатантов, летающих на 16 000 вертолетах, выбрали двигатель 250-й модели. Практически все основные вертолетостроительные компании: Bell, Sikorsky, Eurocopter, Enstrom и McDD устанавливают 250-й модель на свои вертолеты.
В конце 1990-х гг. "Аллисон" разработала новые модели С40, С47 и C20R/9, все они оснащены цифровой системой автоматического регулирования типа FADEC, увеличена мощность и характеристики висения вне влияния земли, уменьшен расход топлива. Новые модели уже в работе: С40 фирма Bell выбрала для своего вертолета Bell430; C20R/9 польская PZL-Swidnik выбрала для своего вертолета SW-4. С47 - это модернизированный вариант СЗО и С40.
"Аллисон" первой разработала программу сопровождения эксплуатации двигателей. Реализация программы уже позволила сократить простой вертолетов, уменьшить потребные запасы запасных частей, использовать агрегаты в долг и многое другое. На сегодня у "Аллисон" один из самых больших и активно действующих в авиации парков ГТД. В эксплуатации находятся около 30 000 двигателей. Всего компания выпустила более 140 000 двигателей различного назначения.