"Сегодня российские нефтяные компании лихорадит от неопределенности их будущего", - заявил вчера журналистам президент нефтекомпании ТНК Семен Кукес. Ссылаясь на услышанное во время недавней поездки в Давос, он отметил, что "на Западе происходит снижение экономического интереса к России, поэтому рассчитывать на большие инвестиции со стороны пока не стоит". Чтобы получить гарантии стабильной и устойчивой работы, российские компании должны объединяться.
Объединение нефтяников и авиаторов приобретает популярность. В начале этого года НК ЮКОС и авиакомпания "Аэрофлот" уже заключили соглашение о поставках. Партнером "Аэрофлота" в ближайшее время рассчитывает стать и ТНК: по словам вице-президента компании Александра Городецкого, сегодня "активно прорабатываются варианты сотрудничества". А пока нефтекомпания заключила договор с группой East Line, которая обслуживает аэропорт Домодедово.
Суть договора в следующем: ТНК обязуется поставить определенное количество авиатоплива по заранее оговоренной цене. Иными словами, если авиакомпания не сможет заправить свой самолет в Домодедово из-за отсутствия топлива, ее убытки через суд можно будет переложить на плечи ТНК. Для крупных авиаузлов, через которые в пиковые сезоны проходят миллионы пассажиров, любой сбой в поставках топлива сродни катастрофе. Поэтому управляющие компании аэропортов стремятся иметь одного, но надежного поставщика. В то же время большинство топливно-заправочных компаний (ТЗК) в российских аэропортах не имеют отношения ни к производству топлива, ни к авиабизнесу. ТЗК, как правило, приобретают авиакеросин у посредников, и это является причиной постоянных конфликтов руководства аэропорта и ТЗК. Дело в том, что топливо у посредников дороже и, что гораздо хуже, с ним бывают перебои. Поэтому авиаторам выгоднее иметь дело с прямыми поставщиками, которые в то же время являются производителями авиакеросина.
Сейчас объем производимого ТНК авиакеросина может на 100% обеспечивать потребности самолетов, использующих аэропорт Домодедово. В прошлом году Рязанский НПЗ (дочерняя компания ТНК) произвел 725,8 тыс. т авиакеросина, а в конце 2000 года, по прогнозам компании, его производство возрастет до 840 тыс. т (с учетом выпуска Нижневартовского НПЗ, также входящего в ТНК). При этом East Line не пугает зависимость от ТНК. По словам председателя совета директоров авиакомпании Дмитрия Каменщика, соглашение носит бессрочный характер, а значит, если ТНК будет завышать цены на горючее, East Line вправе в любое время найти себе другого поставщика.
В свою очередь, ТНК получила достаточно крупный рынок сбыта. В периоды интенсивных перевозок ежемесячно Домодедово требуется около 65 тыс. т горючего. До вчерашнего дня его, кроме ТНК, поставляли ЛУКОЙЛ и ЮКОС. Теперь конкуренты Тюменской нефтяной вынуждены будут искать новые рынки сбыта.
Госдепартамент США простил ТНК
Вчера президент ТНК Семен Кукес заявил, что в течение полутора месяцев американский государственный Эксимбанк может предоставить компании долгожданный кредит в $500 млн. Госдепартамент США, мнение которого является решающим для Эксимбанка, в настоящий момент "относится к ТНК достаточно положительно и никаких обвинений в адрес нашей компании не имеет", сказал Кукес. Напомним, что речь идет о кредите, который будет направлен на реконструкцию Рязанского НПЗ и освоение Самотлора. Рассмотрение этого вопроса Эксимбанк приостановил после того, как ТНК незаконно, с точки зрения американцев, приобрела дочернее предприятие СИДАНКО - "Черногорнефть". В декабре прошлого года ТНК вернула "Черногорнефть" СИДАНКО. После этого Эксимбанк возобновил рассмотрение вопроса по предоставлению кредита ТНК.