С 17 по 22 августа этого года на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском был проведен 4-й Международный авиационно-космический салон МАКС-99, участниками которого стали более 450 фирм и организаций из 28 стран мира. Больше всего было участников из России - 380. Из стран СНГ участвовали Украина, Белоруссия и Узбекистан. Достаточно представительные экспозиции развернули ФРГ, Франция и США, свои стенды имели Чехия, Китай, Израиль, Чили, Малайзия, Канада, Литва, Болгария и др. На стоянках и в демонстрационных полетах было показано почти 150 различных летательных аппаратов.
Очередной авиасалон состоялся в период реформирования российской авиационно-космической промышленности. Важным событием стало объединение авиационной и космической отраслей в единое Российское авиационно-космическое агентство (РАКА). Продолжается организационная реструктуризация ведущих фирм. В качестве последнего примера можно назвать создание ОАО "Туполев" на базе АНТК им. А.Н. Туполева и завода "Авиастар".
Открывая авиасалон, российский премьер-министр Владимир Путин отметил приоритетное значение авиационно-космической промышленности для отечественной экономики и пообещал не только погасить задолженность государства перед разработчиками и производителями летательных аппаратов, но и оказать помощь в финансировании многих программ. В работе МАКС-99 приняли участие вице-премьер правительства Илья Клебанов, генеральный директор РАКА Юрий Коптев, генеральные конструкторы и руководители многих КБ и предприятий. Посетил выставку мэр Москвы Юрий Лужков.
Авиасалон вновь подтвердил, что Россия может гордиться своими достижениями, многие образцы авиационно-космической техники не имеют аналогов в мире. Свыше 15 самолетов и вертолетов демонстрировались впервые.
Гражданские самолеты составили большую часть экспозиции авиасалона. Обо всех рассказать невозможно, поэтому остановимся только на дебютантах. АО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" впервые представил тяжелый грузовой самолет Ил-96Т и региональный Ил-114-100. Оснащенный двигателями фирмы "Пратт-Уитни" самолет Ил-96Т способен перевозить грузы весом до 92 т. В марте 1999 г. "грузовик" был сертифицирован Авиарегистром МАК, а несколько месяцев спустя - по американским нормам FAR23. Сертификация самолета в США открывает ему дорогу на мировой рынок, где потребность в тяжелых грузовых машинах достаточно велика.
Региональный Ил-114-100 создан на основе сертифицированного в 1997 г. самолета Ил-114. Отличается установкой вместо отечественных двигателей двух более мощных ТВД PW127H американо-канадской фирмы "Пратт-Уитни Канада". Сертифицировать самолет предполагается до конца этого года.
Ближнемагистральный авиалайнер Ту-334-100 впервые был показан еще на МАКС-95, но тогда он не летал. На этот раз специалисты могли оценить его летные качества. Эта машина, предназначенная для перевозки 102 пассажиров на маршрутах протяженностью 2000 - 2400 км, должна быть сертифицирована до конца 2000 г. Выпускать его будут совместно на заводах в Самаре и Таганроге и на киевском заводе "Авиант". На выставке активно велись переговоры с представителями Ирана о возможности сборки Ту-334 в этой стране. По прогнозам экспертов, в последующие 15 - 20 лет рынок самолетов в классе на 100 мест будет одним из перспективных и их потребность оценивается в 2500 - 3000 единиц. Место на рынке для Ту-334 пока есть, тем более что он по своим экономическим и экологическим параметрам соответствует современным требованиям.
Большой интерес вызвал дебютант российской выставки пожарный самолет-амфибия Бе-200, разработанный коллективом ТАНТК им. Г.М. Бериева при тесном сотрудничестве со специалистами ГосНИЦ ЦАГИ. В июне этого года амфибия с большим успехом была показана на Парижском авиасалоне. Использование в конструкции самолета самых последних достижений в области аэрогидродинамики позволило создать летательный аппарат, не имеющий аналогов в мире. В начале сентября 1999 г. в Таганроге начались морские испытания самолета.
Бе-200 способен за считанные секунды принять на борт 12 т воды и сбросить ее на очаг пожара. В будущем должны появиться поисково-спасательный, пассажирский и грузовой варианты самолета. Потенциальный рынок амфибии Бе-200 оценивается в 250 - 300 единиц. В 2000 г. самолет планируется сертифицировать. Кстати, проблемам развития гидроавиации была посвящена научно-техническая конференция, которая состоялась по инициативе ГосНИЦ ЦАГИ в г. Дубна, где находится испытательная гидробаза института.
ОКБ им. А.С. Яковлева представило 120-местный ближнемагистральный Як-42А, представляющий собой развитие варианта Як-42Д. Он обладает повышенным комфортом в салоне, а также улучшенными экономическими и экологическими характеристиками. На нем установлены усовершенствованная механизация крыла и более современные радионавигационные системы, а с 2000 г. планируется использовать спутниковую систему навигации GPS. Следующим шагом в планах ОКБ по развитию самолетов типа Як-42 должен стать проект Як-42Д-90, рассчитанный на перевозку 90 пассажиров на маршрутах протяженностью 4000 км.
АНТК им. О.К. Антонова впервые показал опытный 52-местный региональный самолет Ан-140, предназначенный для замены устаревших Ан-24, которые уже почти 40 лет трудятся в России и других странах. Новая машина оснащена двумя экономичными ТВД ТВЗ-117ВМА, в результате чего расход топлива уменьшен почти в два раза по сравнению с Ан-24. Самолет отвечает всем современным требованиям к региональным авиалайнерам. От многих аналогичных самолетов отличается большей производительностью, более высоким уровнем комфорта в салоне и увеличенной вместимостью багажных и грузовых отсеков.
В создании Ан-140 широко принимают участие российские предприятия, а также некоторые европейские фирмы. Сертификацию самолета планируется завершить в конце 1999 г., а в середине 2000 г. начнутся поставки. В настоящее время имеется 280 предварительных заявок на самолет при общей оценке рынка в 1000 единиц. Серийный выпуск будет развернут параллельно в Харькове и на самарском "Авиакоре". Заключено соглашение о постройке примерно 80 самолетов Ан-140 в Иране, причем иранская сторона перечислила украинской фирме около 25 млн. долларов на завершение сертификации.
Перечисленные самолеты - ближайший день гражданской авиации России и СНГ. Но ведущие КБ думают и над перспективой, и на своих стендах в павильонах они показали модели будущих самолетов. Например, ОАО "Туполев" ведет работу по проекту регионального 52-местного самолета Ту-324, а также исследует проекты самолетов Ту-134 и Ту-206 с силовыми установками, работающими на сжиженном природном газе. АК "Ильюшин" демонстрировал модели среднемагистрального широкофюзеляжного самолета Ил-98, регионального реактивного самолета Ил-214 на 140 мест, административного Ил-108, а также легкого самолета Ил-100. ЭМЗ им. В.М.Мясищева показал оригинальные проекты среднемагистрального самолета М-60 "Перун", легкого пассажирского самолета "Святогор" и другие.
АВПК "Сухой" создает самолет С-80 и на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнА-АПО) завершает постройку первого опытного образца. Эта машина с двумя ТВД фирмы "Дженерал Электрик" рассчитана на перевозку 24 пассажиров или 3 т груза на расстояние 1250 км. Исследуется проект двухпалубного широкофюзеляжного самолета КР-890. Не забывают у "Сухого" и сверхзвуковую тематику, продолжая работы по проекту сверхзвукового административного самолета (САС) С-21, рассчитанного на перевозку 8 - 10 пассажиров на расстояние 8000 км. Генеральный директор ОКБ им. П.О. Сухого Михаил Симонов сказал, что не исключено участие в этой работе американского "Боинга". Специалисты полагают, что мировой рынок САС С-21 оценивается в 250 единиц, включая около 100 для России и СНГ.
ВПК "МАПО" активно занимается разработкой 48-местного МиГ-110. Он сможет обеспечить надежной транспортной связью отдаленные районы России с крупными центрами. Большую помощь, в том числе и финансовую, в его создании оказывает правительство Москвы. Прошли переговоры с Австрией о возможности совместного производства МиГ-110. Маркетинговые исследования показали, что предварительная потребность в таком самолете только в России и странах СНГ оценивается как минимум в 200 единиц. Всего же может быть построено около 1000 машин.
Достаточно широко была представлена на МАКС-99 легкая и спортивная авиация Як-18Т, Як-54, Як-58, Як-112, Су-29, Су-31М, М-101 "Гжель", Ил-103, И-1Л, Т-101 "Грач", Т-411 "Аист", "Меркурий", А-21 "Соло", А-23М, А-27, Че-22, Че-25, "Молния" 012, СМ-92 "финист" и другие. Многие из них демонстрировались на предыдущих выставках МАКС.
Что касается зарубежных гражданских самолетов, то на этот раз они были представлены скромнее: свою продукцию показали только французская "Дассо Авиасьон" и американская "Цессна".
Французы показали реактивные административные самолеты "Фалькон" 20 (уже давно не выпускающийся) и "Фалькон" 2000. Наибольший интерес представляет последний, кстати, впервые показанный в Москве. Этот самолет может перевозить до 19 пассажиров, с восемью пассажирами дальность полета составляет 5800 км. Фирма "Дассо Авиасьон" полагает, что именно такой деловой самолет нужен российскому рынку и, возможно, собирается приступить к его рекламной кампании.
Фирма "Цессна" демонстрировала три самолета, из которых 8-местный административный "Сайтейшн Браво" и грузопассажирский "Гранд Караван" показывались на МАКС-97. А вот "Сайтейшн" Х демонстрировался здесь впервые. Этот 12-местный деловой самолет считается самым скоростным в мире в своем классе: он способен развивать скорость почти 950 км/ч. Дальность полета самолета с четырьмя пассажирами составляет почти 6200 км. Фирма "Цессна" - новичок на российском рынке, и она уверена, что ее самолеты будут пользоваться тут большим спросом. Ведь эта фирма является лидером на мировом рынке административной авиации.
"Боинг" не стала показывать свои пассажирские самолеты, а развернула в павильоне большой стенд, где в центре внимания был макет пассажирского салона административного самолета BBJ. Это вариант среднемагистрального 150-местного авиалайнера 737-700, отличающийся компоновкой пассажирского салона, а также увеличенным запасом топлива. В зависимости от требований заказчика в салоне могут размещаться до 63 пассажиров. При этом салон разделен на отсеки, где есть все условия для работы и отдыха. Самолет без посадки может преодолевать расстояния более 11000 км. В эксплуатации находится с конца 1998 г. Теме самолета BBJ была посвящена специальная пресс-конференция.
Разнообразна была экспозиция военной авиационной техники, где выделялось ОКБ Сухого, отмечавшее свой 60-летний юбилей. Эта фирма показала практически все свои разработки, но "гвоздем" салона стала эффектная летная демонстрация опытного истребителя С-37 "Беркут", предназначенного для отработки технологии истребителей пятого поколения. Чрезвычайно зрелищной была демонстрация двухместного многофункционального истребителя Су-30МК с системой управления вектором тяги двигателей.
Были также показаны модернизированный истребитель Су-30К с новой авионикой, повышающей возможности самолета в поражении наземных целей, палубные самолеты Су-27КУБ и Су-33, штурмовики Су-25Т и Су-25УБТ, а истребитель-бомбардировщик Су-32ФН во время выставки даже установил три мировых рекорда.
Разнообразные варианты фронтового истребителя МиГ-29 показал ВПК "МАПО". С этим самолетом связаны большие надежды. На авиасалоне была проведена пресс-конференция с участием представителей ВПК "МАПО", ГК "Росвооружение" и немецкой фирмы DASA, где был обнародован меморандум о сотрудничестве по программе модернизации самолетов МиГ-29, находящихся на вооружении в странах Центральной и Восточной Европы, в первую очередь Польши и Венгрии, вступивших недавно в НАТО.
Микояновцы впервые показали многоцелевые истребители МиГ-29СМТ и УБТ, созданные в рамках программы модернизации самолета МиГ-29, а также тяжелый истребитель МиГ-31БМ.
Снова в московском небе демонстрировал свои летные качества российско-украинский военно-транспортный самолет Ан-70. Не имеющий аналогов в мире, этот самолет предлагается для серийного выпуска совместно с европейскими странами в рамках программы будущего военно-транспортного самолета FLA.
Достаточно представительной была экспозиция винтокрылой техники. Можно было увидеть практически все серийные и модифицируемые вертолеты, а также находящиеся в стадии испытаний. Из новинок следует отметить впервые показанный многоцелевой армейский вертолет Ка-60 "Касатка", особенностью которого является рулевой винт типа "фенестрон". Также был впервые показан двухместный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор".
ОАО "МВЗ им М Л Миля" показало вариант многоцелевого армейского вертолета Ми-17Н для действий в ночных условиях, усовершенствованные боевые вертолеты Ми-24ВМ и Ми-28МН, а также макет усовершенствованного боевого вертолета Ми-35 В дни работы МАКС в Казани состоялся первый полет опытного легкого 9-местного вертолета "Ансат", созданного на Казанском вертолетном заводе.
На выставке представители МВЗ им. М.Л. Миля, Казанского вертолетного завода, европейского консорциума "Еврокоптер" и совместного предприятия "Евромиль". подписали контракт на постройку первого опытного многоцелевого вертолета Ми-38 Вертолет, оснащенный двумя ГТД "Пратт-Уитни" PW127, предназначен для перевозки 30 пассажиров или 6 т груза. Предполагается, что опытная машина поднимется впервые в воздух в 2001 г.
Для России остро стоит проблема легкого многоцелевого вертолета. За рубежом такие машины выпускаются уже давно и составляют значительную долю мирового парка. Созданные в 1960-е годы Ка-26 и Ми-2 уже не отвечают современным требованиям. Тем более что высказывается идея создания легкого винтокрылого аппарата для массового потребителя. Не случайно большой интерес был проявлен к вертолету Ми-34, а также к проектируемой на фирме "Камов" модели Ка-115. Вызывает также интерес проект вертолета "Актай" Казанского вертолетного завода. Эта машина на 3 - 4 места будет оснащена роторно-поршневым двигателем ВАЗ-426, который работает на обычном бензине. Аналогичный вертолет Ми-52 проектируется на МВЗ им. М.Л. Миля.
Активно участвовали на выставке российские и украинские двигателестроительные фирмы: "Пермские моторы", "Рыбинские моторы", "Люлька-Сатурн", СНТК им. Н.Д. Кузнецова, ЗМКБ "Прогресс", "Мотор-Сич" и другие. На своих стендах они показали практически все силовые установки для гражданских и военных летательных аппаратов, а также многие образцы ракетных двигателей. Особый интерес вызвал показанный на стенде ЛИИ макет гиперзвукового аппарата "Игла" - совместная разработка ЛИИ-ЦИАМ - способного совершать полет с числами М=6-14. По своим параметрам "Игла" значительно опережает аналогичные западные разработки.
Свою продукцию показали ведущие оружейники: МКБ "Факел", ЦКБ "Алмаз", ГНПЦ "Звезда-Стрела", МКБ "Вымпел" и другие. Многие их изделия не имеют аналогов в мире. Особый интерес вызывали ракетный зенитный комплекс С-300ПМУ-2 "Фаворит" и модернизированный комплекс "Печора-2", а также информация по перспективному ЗРК С-400 "Триумф". Впервые был показан авиационный вариант сверхзвуковой противокорабельной ракеты "Яхонт", а также ракета класса воздух-воздух КРПД-ТТ с комбинированной силовой установкой из твердотопливного двигателя и ПВРД.
Достаточно представительной была экспозиция российской ракетно-космической техники. Ведущие в этой отрасли предприятия представили разнообразные образцы своей продукции, среди которых много перспективных разработок. Самые крупные экспозиции развернули ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и НПО машиностроения. Среди показанных экспонатов можно отметить модели ракет-носителей "Ангара", "Рокот", "Стрела", "Старт", "Русь", "Штиль", космических аппаратов "Ямал", "Руслан", "Экспресс", "Ресурс" Ф1 и ДК, "Тройка", "Фотон" и других. Не были забыты и международные программы, в частности работы по созданию Международной космической станции и плавучего космодрома "Морской старт".
Кстати, фактор международного сотрудничества авиационно-космической промышленности России играл важную роль в экспозиции МАКС-99. Премьер-министр Владимир Путин, руководители РАКА и предприятий отрасли вновь отметили важность такого сотрудничества и подчеркнули, что тенденции к его расширению будут усиливаться.
Говоря об участии зарубежных фирм, хотелось бы отметить, что на этот раз оно было гораздо скромнее. Обратило на себя внимание отсутствие таких авиагигантов, как "Бритиш Аэроспейс", "Бомбардье", "Роллс-Ройс" и других. Некоторые посчитали свое присутствие сейчас нецелесообразным, некоторые ссылались на другие причины. Что касается европейского консорциума "Эрбас Индастри", то его руководство сознательно пошло на ограничение участия вообще в мировых авиасалонах. Но надо все-таки отдать должное оргкомитету выставки, руководителям авиационно-космической отрасли, специалистам АО "Авиаэкспорт" и АО "Авиасалон", которые проделали огромную работу по подготовке и проведению МАКС-99.
Самую большую экспозицию на выставке развернула немецкая корпорация DASA, которая давно и плодотворно сотрудничает с российской авиационно-космической промышленностью. Показанные на стенде модели различных образцов летательных аппаратов отражают это сотрудничество. Модели пассажирских самолетов ATR42 и ATR72 показала на своем стенде французская фирма "Аэроспасьяль Матра". Двигателестроительные фирмы SNECMA, "Пратт-Уитни" и "Дженерал Электрик" показали макеты некоторых двигателей для гражданских самолетов.
Следует отметить обширную программу летной демонстрации авиационной техники. За время работы выставки было выполнено 490 полетов, в которых приняли участие свыше 90 самолетов и вертолетов, а также пилотажные группы "Русские витязи", "Стрижи" и другие, мотодельтапланы, воздушные шары и автожиры.
Итак, МАКС-99 завершен. Итоги его работы еще будут подводиться, но очевидным стало то, что российская авиационно-космическая промышленность жива. Ее научный и производственный потенциал позволяет создавать самые современные образцы авиационной и ракетной техники. Хотя по объему подписанных контрактов и предварительных соглашений Московский авиасалон уступает ведущим мировым авиашоу, тем не менее, он подтвердил стремление многих ведущих зарубежных фирм к сотрудничеству с нашей промышленностью. Были подписаны соглашение с египетской фирмой "КатоАроматик" о закупке 15 самолетов Ту-204-120, соглашение о сертификации самолета Ил-103 в Швейцарии, об участии фирмы "Пратт-Уитни" в работах по двигателю ПС-90А2 и другие.
В ЦАГИ была проведена научно-техническая конференция "Перспективные авиационные технологии XXI века" с участием специалистов из 15 стран. Руководители и ведущие специалисты российской авиационно-космической промышленности провели большое число встреч и переговоров с делегациями из 40 государств относительно дальнейшего сотрудничества в создании новых образцов летательных аппаратов и проведении совместных НИОКР.
Авиасалон МАКС-99 стал последним в этом столетии. Он как бы подвел итог деятельности авиационно-космической промышленности России за последние годы и показал направления, по которым может пойти развитие авиационной и ракетно-космической техники в ближайшие 10 - 15 лет. Первые результаты мы можем, вероятно, увидеть уже на выставке МАКС-2001.