Затянувшаяся на несколько лет интрига с реформированием одного из "китов" отечественного авиастроения - известной во всем мире фирмы "Туполев", похоже, завершена. Как признался гендиректор Российского авиационно-космического агентства Юрии Коптев, окончательное оформление нового авиастроительного объединения ОАО "Туполев" скоро завершится. Новая структура объединит разработчиков техники - авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Туполева - и промышленников, работающих по их проектам, - ульяновский авиационный завод "Авиастар".
Расписывая радужные перспективы, которые сулит объединение, «туполевцы» предпочитают говорить, лишь о своих сугубо мирных paзработках. Что в общем-то и понятно: последние контракты на выпускаемые "Авиастаром" среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204 еще у всех «на слуху». Дюжину таких самолетов закупает международная лизинговая компания "Сирокко", еще 10 - будут поставлены для нужд «Трансаэро». Тем не менее, по свидетельству военных источников «Известий», далеко не последнюю роль в поддержке на плаву авиафирмы Туполева сыграло российское Министерство обороны. Точнее сказать, планы российских военных по модернизации авиационной составляющей национальной ядерной "триады". Недаром же постановление правительства РФ №720 внесло "Туполев" в перечень акционерных обществ, "производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства".
До недавнего времени российский Генштаб отводил в своих планах дальней авиации довольно скромную роль. Авиационные "стратеги" давно уже не дотягивали даже до ядерного минимума, разрешенного России международными соглашениями. Невысок был и уровень их боеготовности: еще на рубеже 80-90-х мы договорились с США о том, что стратегические бомбардировщики обеих стран прекращают полеты с ядерным оружием на борту вдоль границ "потенциального противника", как это практиковалось в годы "холодной войны". Все изменилось лишь в последний год. Судя по всему, удары авиации НАТО по Балканам произвели на российский генералитет неизгладимое впечатление. По крайней мере, в ходе проработки новой национальной военной доктрины за морскими и сухопутными ракетчиками осталась роль сил сдерживания, а стратегической авиации отводится уже функция более тонкого "инструмента". На учениях в нынешнем году ее бомбардировщики не раз отрабатывали "ограниченные удары по агрессору", коварно нападающему на Россию то с востока, то с запада. Для этого нынешней осенью были испытаны и запущены в производство новые крылатые ракеты Х-555 и Х-101, позволяющие наносить неядерные удары.
Резко возрос и ударный потенциал "стратегов". В счет долгов за газ Украина возвращает России 8 новейших ракетоносцев Ту-160 ("Блэк Джек" по классификации НАТО) и 3 тяжелых бомбардировщика Ту-95МС с боекомплектом из 575 крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ. Кроме того, Минобороны оплатило достройку в Казанском авиационном производственном объединении им. Горбунова еще несколько Ту-160, строительство которых было заморожено в начале 90-х. Одновременно были внесены коррективы и в дальнейшие планы перевооружения российской стратегической авиации. Минобороны РФ объявило конкурс на создание нового бомбардировщика, которому предстоит сменить в строю нынешние Ту-160 и Ту-95. И хотя в конкурсе принимают участие четыре известные российские авиафирмы - авиакомплекс им. Ильюшина, АНТК им. Туполева, ОКБ Сухого и экспериментальный машзавод им. Мясищева, предпочтения военных все же на стороне "туполевцев".