Прославленному опытному авиационному конструкторскому бюро имени Микояна исполнилось 60 лет. Самый лучший подарок к юбилею был получен от премьера Владимира Путина. Менявшиеся за последние годы не раз названия КБ, вокруг которого образовался крупный авиастроительный комплекс (последнее - ВПК "МАПО"), опять стало "МИГом". Теперь комплекс называется Государственное унитарное предприятие "Российская самолетостроительная корпорация МИГ" (на торжественном заседании сообщение было встречено действительно бурными аплодисментами всего зала).
За свою 60-летнюю историю ОКБ спроектировало свыше 100 летательных аппаратов и их модификаций. Было выпущено 60 тысяч самолетов с маркой МИГ, которые поставлены более чем в 50 стран мира. А МИГ-21 является мировым чемпионом по экспортным поставкам истребителей (более 5.000 штук).
Создав в 1940 г. высотный истребитель МИГ-1, ОКБ связало свою жизнь с этим типом боевых самолетов. Именно МИГ-9 стал первым советским реактивным истребителем, а МИГ-15 получил боевое крещение в небе Кореи и превосходил по всем боевым параметрам американский "Сейбр-86". Участвовали МИГи и в других военных конфликтах по всему миру. Дальний перехватчик МИГ-31 до сих пор является непревзойденной машиной своего класса.
С изменением политической обстановки в мире, а также из-за скудности российской казны заказы на истребители новых моделей со стороны отечественного Министерства обороны практически сошли на нет, хотя микояновцы и создали истребитель так называемого пятого поколения - МФИ (многофункциональный истребитель). Поэтому ОКБ всерьез занялось модернизацией находящихся на вооружении истребителей. Это касается МИГ-29, получившего индекс МИГ-29СМТ. Так как в ВВС многих стран мира еще находится на вооружении МИГ-21, то и модернизация этого самолета также проведена, и уже выполняется крупный заказ для Индии. На повестке дня модернизация более поздних моделей - МИГ-23 и МИГ-27.
А вот это уже, можно сказать, сенсация: ОКБ занялось гражданской тематикой. Совместно с австрийцами проектируется пассажирский МИГ-110. Маркетинговые исследования показали, что серийно может быть построено 200 этих машин, цена которых на 30-50% ниже зарубежных аналогов.
Но на МИГ-110 не заканчиваются усилия корпорации "МИГ" по работе с гражданскими самолетами. Учитывая, что мощности московского завода "Знамя труда" почти не загружены военными заказами, решено на его площадях строить новый ближнемагистральный лайнер Ту-334, который пойдет на замену Ту-134. Часть средств, полученных от экспортных поставок МИГов, направляется на испытания и сертификацию новой машины. Судя по всему, именно гражданская тематика будет определять финансовое благополучие Государственного унитарного предприятия «Российская самолетостроительная корпорация МИГ» в начале следующего века.