Часть 1 "Ан-148: Техническое описание" / Часть 2 "Ан-148: Перспективы развития продукта"
Embraer 170/175
Embraer 170 (Эмбраер-170)
Год первого полета самолета — 2002.
Embraer 170 является представителем семейства самолетов Embraer, разработанного одноименной бразильской авиастроительной компанией в начале 2000-х годов. Самолет предназначен для эксплуатации на малозагруженных авиалиниях малой и средней протяженности. Кроме базовой версии существует также вариант Embraer 170LR с увеличенной дальностью полета. Embraer 170 эксплуатируется в авиакомпаниях с 2004 г. Производство самолета продолжается. Параллельно с моделью 170 выпускается также удлиненная версия - самолет Embraer 175
Таблица 1 Основные характеристики самолета Embraer 170
|
E-170
|
E-170LR
|
Размеры
|
||
Длина (м)
|
29.9
|
29.9
|
Размах крыльев (м)
|
26.0
|
26.0
|
Высота (м)
|
9.8
|
9.8
|
Вес
|
||
Макс. взлетный вес (кг)
|
35 990
|
37 200
|
Макс. посадочный вес (кг)
|
32 800
|
32 800
|
Вес пустого (кг)
|
21 140
|
21 140
|
Макс. вес без топлива (кг)
|
30 140
|
30 140
|
Макс. коммерческая загрузка (кг) |
9000
|
9000
|
Емкость топливных баков (л)
|
11 840
|
11 840
|
Летные данные
|
||
Дальность полета с макс. загрузкой (км) |
3 100
|
3 700
|
Макс. крейсерская скорость (км/ч) |
890
|
890
|
Потолок (макс. высота полета) (км) |
11,9
|
11,9
|
Длина разбега (м)
|
1 690
|
1 690
|
Длина пробега (м)
|
1 160
|
1 160
|
Двигатели
|
GE CF34-8E, 2 x 6450 кгс
|
GE CF34-8E, 2 x 6450 кгс
|
Пассажирский салон
|
||
Кол-во кресел (эконом)
|
70-78
|
70-78
|
Кол-во кресел (эконом/ бизнес) |
70-72
|
70-72
|
Ширина салона (м)
|
2.74
|
2.74
|
Embraer 175 (Эмбраер-175)
Разработан одноименной бразильской авиастроительной компанией одновременно с самолетом Embraer 170 и отличается от него только удлиненным фюзеляжем, способным вместить большее количество пассажиров. Кроме базовой версии существует также вариант Embraer 175LR с увеличенной дальностью полета. Эксплуатация самолета на воздушных линиях началась в 2005 г. В настоящее время производство продолжается.
Таблица 2. Основные характеристики самолета Embraer 175
|
E-175
|
E-175LR
|
Размеры
|
||
Длина (м)
|
31.7
|
31.7
|
Размах крыльев (м)
|
26.0
|
26.0
|
Высота (м)
|
9.7
|
9.7
|
Вес
|
||
Макс. взлетный вес (кг)
|
37 500
|
38 800
|
Макс. посадочный вес (кг)
|
34 000
|
34 000
|
Вес пустого (кг)
|
21 700
|
21 700
|
Макс. вес без топлива (кг)
|
31 700
|
31 700
|
Макс. коммерческая загрузка (кг) |
9 900
|
9 900
|
Емкость топливных баков (л)
|
11 840
|
11 840
|
Летные данные
|
||
Дальность полета с макс. загрузкой (км) |
2 800
|
3 300
|
Макс. крейсерская скорость (км/ч) |
890
|
890
|
Потолок (макс. высота полета) (км) |
11,9
|
11,9
|
Длина разбега (м)
|
1 900
|
1 900
|
Длина пробега (м)
|
1 200
|
1 200
|
Двигатели
|
GE CF34-8E, 2 x 6450 кгс
|
GE CF34-8E, 2 x 6450 кгс
|
Пассажирский салон
|
||
Кол-во кресел (эконом)
|
78-86
|
78-86
|
Кол-во кресел (эконом/ бизнес) |
78-80
|
78-80
|
Ширина салона (м)
|
2.74
|
2.74
|
Данные Embraer
Количество работников (март 2010) |
16 853*
|
Объем твердых заказов (март 2010) |
US $ 16,0 миллиардов
|
Суммы продаж (за 2009)
|
US $ 5 466 миллионов (US GAAP) |
Чистая прибыль (за 2009)
|
US $ 249 миллионов (US GAAP) |
Продажи Embraer в Бразилии, США, Европе и Азии
Заказы компаний. (млрд. $)
Ежегодная эволюция чистых доходов (млн. $)
Ежегодная эволюция чистой прибыли
Доходы
Расходы по регионам
Таблица 4. Поставки в 1-м квартале 2010 г.
Поставки
|
1-й квартал 2010г
|
2010
|
ERJ 145
|
1
|
1
|
EMBRAER 170
|
3(2)*
|
3(2)
|
EMBRAER 175
|
1
|
1
|
EMBRAER 190
|
12
|
12
|
EMBRAER 195
|
2
|
2
|
*В скобках указано количество ВС в операционном лизинге
Таблица 5. Книга заказов Embraer продуктов в сегменте коммерческой авиации на март 2010 г.
Тип самолета
|
Твердые заказы
|
Опцион
|
Поставки
|
Предстоящие заказы
|
EMBRAER 170
|
191
|
48
|
175
|
16
|
EMBRAER 175
|
140
|
178
|
126
|
14
|
EMBRAER 190
|
443
|
383
|
275
|
168
|
EMBRAER 195
|
87
|
70
|
49
|
38
|
Итого:
|
861
|
679
|
625
|
236
|
Таблица 6. Поставки в 2007, 2008 и 2009 гг.
Год
|
2007
|
2008
|
2009
|
Количество самолетов
|
169
|
204
|
244
|
Bombardier CRJ-700/705/900
Bombardier Canadair Regional Jet (CRJ) 700
Семейство региональных пассажирских реактивных узкофюзеляжных самолѐтов. Первый полет самолет совершил 10 мая 1991 года. CRJ-100 стал первым самолѐтом современного уровня среди 50-местных машин. По скорости самолѐт можно сравнивать и с более крупными машинами, в то время как его экономичность вполне соответствует классу. Среди других отличительных особенностей модели - шайбы (законцовки) Уиткомба. Семейство состоит из нескольких модификаций, отличающихся длиной фюзеляжа и дальностью полѐта.
Таблица 7. Основные характеристики самолета Bombardier CRJ-700
|
CRJ700
|
CRJ700ER
|
Размеры
|
||
Длина (м)
|
32.5
|
32.5
|
Размах крыльев (м)
|
23.2
|
23.2
|
Высота (м)
|
7.6
|
7.6
|
Площадь крыла (кв.м)
|
68.6
|
68.6
|
Вес
|
||
Макс. взлетный вес (кг)
|
33 000
|
34 010
|
Макс. посадочный вес (кг)
|
30 390
|
30 390
|
Вес пустого (кг)
|
19 730
|
19 730
|
Макс. вес без топлива (кг)
|
28 260
|
28 260
|
Макс. коммерческая загрузка (кг) |
8 530
|
8 530
|
Емкость топливных баков (л)
|
10 990
|
10 990
|
Макс. запас топлива (кг)
|
8 820
|
8 820
|
Летные данные
|
||
Дальность полета с макс. загрузкой (км) |
2 650
|
3 200
|
Макс. крейсерская скорость (км/ч) |
830
|
830
|
Максимальная скорость (км/ч)
|
875
|
875
|
Потолок (макс. высота полета) (м) |
12 500
|
12 500
|
Длина разбега (м)
|
1 560
|
1 680
|
Длина пробега (м)
|
1 550
|
1 550
|
Двигатели
|
GE CF34-8C1, 2 x 5750 кгс
|
GE CF34-8C1, 2 x 5750 кгс
|
Пассажирский салон
|
||
Кол-во кресел (эконом)
|
70
|
70
|
Шаг кресел эконом класса (см) |
79
|
79
|
Ширина салона (м)
|
2.55
|
2.55
|
Высота салона (м)
|
1.9
|
1.9
|
Ширина прохода (м)
|
0.4
|
0.4
|
Ширина кресла эконом (м)
|
0.44
|
0.44
|
Стоимость единицы Bombardier CRJ-700 по данным www.myairlease.com на 2009г. составляет: 33 200 000$.
Bombardier CRJ-705
Таблица 8. Основные характеристики самолета Bombardier CRJ-705
|
CRJ705
|
CRJ705ER
|
CRJ705LR
|
Размеры
|
|||
Длина (м)
|
36.2
|
36.2
|
36.2
|
Размах крыльев (м)
|
23.2
|
23.2
|
23.2
|
Высота (м)
|
7.6
|
7.6
|
7.6
|
Площадь крыла (кв.м)
|
68.6
|
68.6
|
68.6
|
Вес
|
|||
Макс. взлетный вес (кг)
|
36 500
|
37 420
|
38 330
|
Макс. посадочный вес (кг)
|
33 340
|
33 340
|
34 020
|
Вес пустого (кг)
|
21 430
|
21 430
|
21 430
|
Макс. вес без топлива (кг)
|
31 750
|
31 750
|
32 020
|
Макс. коммерческая загрузка (кг) |
10 320
|
10 320
|
10 590
|
Емкость топливных баков (л)
|
10 990
|
10 990
|
10 990
|
Макс. запас топлива (кг)
|
8 820
|
8 820
|
8 820
|
Летные данные
|
|||
Дальность полета с макс. загрузкой (км) |
3 140
|
3 600
|
3 730
|
Макс. крейсерская скорость (км/ч) |
830
|
830
|
830
|
Максимальная скорость (км/ч)
|
880
|
880
|
880
|
Потолок (макс. высота полета) (м) |
12 500
|
12 500
|
12 500
|
Длина разбега (м)
|
1 800
|
1 860
|
1 940
|
Длина пробега (м)
|
1 600
|
1 600
|
1 620
|
Двигатели
|
GE CF34-8C5, 2 x 5960 кгс
|
GE CF34-8C5, 2 x 5960 кгс
|
GE CF34-8C5, 2 x 5960 кгс
|
Пассажирский салон
|
|||
Кол-во кресел (эконом)
|
75
|
75
|
75
|
Шаг кресел эконом класса (см) |
86
|
86
|
86
|
Ширина салона (м)
|
2.55
|
2.55
|
2.55
|
Высота салона (м)
|
1.9
|
1.9
|
1.9
|
Ширина прохода (м)
|
0.4
|
0.4
|
0.4
|
Ширина кресла эконом (м)
|
0.44
|
0.44
|
0.44
|
Авиакомпании-эксплуатанты Bombardier CRJ-705:
Каталожная цена единицы Bombardier CRJ-705 по данным www.ascend-air.com на 2009г. составляет: 33 500 000$.
Bombardier CRJ-900
Таблица 9. Основные характеристики самолета Bombardier CRJ-900
|
CRJ900
|
CRJ900ER
|
CRJ900LR
|
|
Размеры
|
||||
Длина (м)
|
36.2
|
36.2
|
36.2
|
|
Размах крыльев (м)
|
23.2
|
23.2
|
23.2
|
|
Высота (м)
|
7.6
|
7.6
|
7.6
|
|
Площадь крыла (кв.м)
|
68.6
|
68.6
|
68.6
|
|
Вес
|
||||
Макс. взлетный вес (кг)
|
36 500
|
37 420
|
38 330
|
|
Макс. посадочный вес (кг)
|
33 340
|
33 340
|
34 020
|
|
Вес пустого (кг)
|
21 430
|
21 430
|
21 430
|
|
Макс. вес без топлива (кг)
|
31 750
|
31 750
|
32 020
|
|
Макс. коммерческая загрузка (кг) |
10 320
|
10 320
|
10 590
|
|
Емкость топливных баков (л)
|
10 990
|
10 990
|
10 990
|
|
Макс. запас топлива (кг)
|
8 820
|
8 820
|
8 820
|
|
Летные данные
|
||||
Дальность полета с макс. загрузкой (км) |
2 500
|
2 950
|
3 400
|
|
Макс. крейсерская скорость (км/ч) |
830
|
830
|
830
|
|
Максимальная скорость (км/ч)
|
880
|
880
|
880
|
|
Потолок (макс. высота полета) (м) |
12 500
|
12 500
|
12 500
|
|
Длина разбега (м)
|
1 780
|
1 860
|
1 940
|
|
Длина пробега (м)
|
1 600
|
1 600
|
1 620
|
|
Двигатели
|
GE CF34-8C5, 2 x 6470 кгс
|
GE CF34-8C5, 2 x 6470 кгс
|
GE CF34-8C5, 2 x 6470 кгс
|
|
Пассажирский салон
|
||||
Кол-во кресел (эконом)
|
86
|
86
|
86
|
|
Шаг кресел эконом класса (см) |
79
|
79
|
79
|
|
Ширина салона (м)
|
2.55
|
2.55
|
2.55
|
|
Высота салона (м)
|
1.9
|
1.9
|
1.9
|
|
Ширина прохода (м)
|
0.4
|
0.4
|
0.4
|
|
Ширина кресла эконом (м)
|
0.44
|
0.44
|
0.44
|
Авиакомпании – эксплуатирующие Bombardier CRJ-900:
Каталожная цена единицы Bombardier CRJ-900 по данным www.myairlease.com на 2010г. составляет: 38 140 000$.
Данные Bombardier
По итогам 2009 года канадский авиастроитель Bombardier передал заказчикам 349 самолетов из которых 110 составили региональные авиалайнеры. Силы между региональными моделями распределились следующим образом:
Доля Q-серии – 54 машины, семейство CRJ – 56 лайнера.
Общее число твердых заказов на 2010г. составило 302 самолета, из которых 121 - региональные. Доля Q-серии – 61 машина, семейство CRJ – 60 лайнеров.
В России на сегодняшний день 3 подержанных DHC-8-102 (предшественники модели Q200 - c 2007г. «Сахалинские авиатрассы) и один CRJ100ER – компания «Руслайн»
Основные рынки сбыта – Канада, Европа, Америка.
ARJ-21
В декабре 2007 года Китай объявил о завершении процесса создания первого отечественного самолета Advanced Regional Jet (ARJ21). Самолет был разработан и собран полностью китайскими специалистами, за исключением разработки крыла, в создании которого участвовали украинские специалисты авиационной промышленности. При его создании широко использованы комплектующие и системы западных производителей. Первый полет самолета – 2009.
Таблица 10. Основные характеристики самолета ARJ-21.
|
ARJ21-700
|
ARJ21-900
|
Размеры
|
||
Длина (м)
|
33.5
|
36.4
|
Размах крыльев (м)
|
27.3
|
27.3
|
Высота (м)
|
8.4
|
8.4
|
Площадь крыла (кв.м)
|
79.9
|
79.9
|
Вес
|
||
Макс. взлетный вес (кг)
|
40 500 - 43 500
|
43 600 - 47 200
|
Макс. посадочный вес (кг)
|
37 700 - 40 500
|
40 600 - 43 900
|
Вес пустого (кг)
|
25 000
|
26 300
|
Макс. вес без топлива (кг)
|
33 900
|
37 500
|
Макс. коммерческая загрузка (кг) |
8 900
|
11 300
|
Емкость топливных баков (л)
|
12 700
|
12 700
|
Летные данные
|
||
Дальность полета с макс. загрузкой (км) |
2 230 - 3 700
|
2 230 - 3 340
|
Потолок (макс. высота полета) (м) |
10 600
|
12 600
|
Длина разбега (м)
|
1 700
|
1 750
|
Длина пробега (м)
|
1 550
|
1 600
|
Двигатели
|
GE CF34-10A, 2 x 6950 кгс
|
GE CF34-10A, 2 x 7700 кгс
|
Пассажирский салон
|
||
Кол-во кресел (эконом)
|
90
|
105
|
Ширина салона (м)
|
3.15
|
3.15
|
Самолеты серии ARJ21 рассчитаны на перевозку от 70 до 105 пассажиров в зависимости от модификации. Они способны без дозаправки совершать перелеты на расстояние от 2,2 тысячи до 3,7 тысячи километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах. В октябре на международном авиасалоне в Чжухае было объявлено о подписании контракта на сумму пять миллиардов юаней ($733,1 млн) о продаже Китаем 25 самолетов ARJ21-700 американско-ирландскому подразделению компании General Electric, GE Commercial Aviation Services. Ранее создатель самолета, Китайская авиационная корпорации (Commercial Aircraft Corporation of China Ltd) уже заключила несколько контрактов с азиатскими авиаперевозчиками на поставку ARJ21-700.
MRJ-70
Первый полет японского самолета MRJ намечен на начало 2011 г., а со следующего года новый лайнер должен поступить «в продажу». Специалисты Mitsubishi оценивают рынок своего нового детища в 3500 машин с 2012 по 2022 гг. Главным козырем японского регионала должно стать снижение расходов топлива на 20% по сравнению с существующими самолетами за счет использования революционного двигателя PW1000G разработки Pratt Whitney.
Самолет проектируется в двух вариантах - на 90 мест (MRJ-90) и на 70 мест (MRJ-70). Разрабатываются также варианты с увеличенной дальностью полета: ER и LR.
Таблица 11. Основные характеристики самолета MRJ-70.
|
70STD
|
90STD
|
Длина самолета, м
|
32,80
|
35,80
|
Размах крыла, м
|
30,90
|
30,90
|
Максимальная взлетная масса, кг |
||
в варианте STD
|
36500
|
39400
|
в варианте ER
|
38200
|
41300
|
в варианте LR
|
40600
|
42700
|
Расчетная дальность с полной загрузкой, км |
||
в варианте STD
|
1690
|
1610
|
в варианте ER
|
2590
|
3320
|
в варианте LR
|
2590
|
3910
|
Крейсерское число М
|
0,78
|
0,78
|
Потребная длина ВПП, м
|
1400-1720
|
1520-1770
|
Сравнение характеристик Ан-148 с самолетами-аналогами.
Таблица 12. Таблица сравнительных характеристик самолета Ан-148 с ближайшими конкурентами
Характе- ристика
|
Ед. изм.
|
Ан-148
|
Embraer
|
Bombardier CRJ
|
ARJ21-700
|
ARJ21-900
|
MRJ-70
|
MRJ-90
|
||||||||
170
|
175
|
900
|
705
|
700
|
||||||||||||
Технические характеристики |
||||||||||||||||
Начало эксплуатации первого ВС |
год
|
2009
|
2004
|
2005
|
2001
|
2005
|
1999
|
2012 |
2012 |
2012 |
2012 |
|||||
Максимальная взлетная масса
|
кг
|
41 950
|
35 990
|
37 500
|
36 514
|
36 500
|
33 000
|
43500 |
47000 |
40600 |
42700 |
|||||
Вес снаряженного самолета
|
кг
|
25 170
|
21 140
|
21 810
|
21 430
|
21 430
|
19 730
|
33900 |
37500 |
|
|
|||||
Максимальная пассажировместимость |
кол-во пасс.
|
80
|
78
|
86
|
86
|
75
|
70
|
90 |
105 |
70 |
90 |
|||||
Максимальный коммерческий вес |
кг
|
9 000
|
9 000
|
9 890
|
10 320
|
10 320
|
8 530
|
8900 |
11300 |
- |
- |
|||||
Дальность при макс. комм. загрузке |
км
|
2 500
|
3 100
|
2 800
|
2 500
|
3 140
|
2 650
|
3700 |
3340 |
2590 |
3910 |
|||||
Дальность при одноклассной компоновке (макс. к-во пасс.) |
км
|
3 500
|
2 500
|
3 240
|
2 956
|
3 184
|
2 655
|
- |
- |
- |
- |
|||||
Экипаж (кабина)
|
чел
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|||||
Максимальная скорость
|
км/ч
|
870
|
890
|
890
|
880
|
880
|
875
|
- |
- |
- |
- |
|||||
Двигатели
|
название
|
Д-436-148
|
GE CF34-8E
|
GE CF34-8E
|
GE CF34-8C5
|
GE CF34-8C5
|
GE CF34-8C1
|
GE CF34-10A
|
GE CF34-10A
|
P&W 6000 |
P&W 6000 |
|||||
Расход топлива при максимальной крейсерской загрузке |
кг/ч
|
1 600,00
|
1500
|
1575
|
1680
|
1680
|
1680
|
- |
- |
- |
- |
|||||
Требуемая длина ВПП
|
м
|
1 800
|
1 690
|
1 900
|
1 780
|
1 800
|
1 560
|
- |
- |
1400-1720 |
1520-1770 |
|||||
Топливная эффективность
|
г/пасс*км
|
26,5
|
25,8
|
26,3
|
26,2
|
26,4
|
26,6
|
- |
- |
- |
- |
|||||
Ценовые характеристики
|
||||||||||||||||
Цена нового ВС по каталогу*
|
млн. $
|
25
|
33
|
35,5
|
38,14
|
33,5
|
33,2
|
- |
- |
- |
- |
|||||
Цены на ВС б/у (5 лет)*
|
млн. $
|
-
|
16,875
|
16,875
|
19,35
|
18,75
|
15,9
|
- |
- |
- |
- |
* - www.ascend-air.com, www.myairlease.com
Рисунок 11.Соотношение дальность-вместимость по ВС
Заключение по конкурентоспособности Ан-148
При сравнении технических характеристик западных ВС с Ан-148-100, наблюдаются сходные показатели максимального коммерческого веса, скорости, топливной экономичности. По дальности полета Ан-148-100 на 7-40% превосходит показатели аналогов за счет большей вместимости топливных баков и улучшенных аэродинамических свойств.
Серьезную конкуренцию Ан-148-100 на внешнем рынке составляет бразильский Embraer и японский MRJ-70(90), который будет выпущен в 2013 году и по заявленной топливной экономичности будет существенно (на 15-20%) превосходить все существующие ныне региональные самолеты.
Самолеты российского производства SSJ-100 и Ан-148-100 в большей степени не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга, а именно:
1. В двухклассной компоновке самолет Ан-148-100 рассчитан на перевозку 68 пассажиров (75 – в одноклассной). Семейство самолетов SSJ-100 – 100 пассажиров с перспективой создания самолета увеличенной вместимости (до 130 пассажиров).
2. Ан-148-100 может использоваться в регионах со слабо развитой инфраструктурой, взлетать и садиться на аэродромы с грунтовым покрытием (Сибирь, Дальний Восток и Крайний Север, страны СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки). SSJ-100 позиционируется, как классическая версия ВС для перевозки на регулярных коммерческих направлениях состоятельных пассажиров Северной Америки, Евросоюза и Европейской части России.
3. Помимо пассажирских перевозок, в отличие от SSJ-100, у Ан-148-100 имеется большая ниша для специальных версий (в том числе с грузовым люком-рампой) под нужды государственных и силовых органов Российской Федерации (Управление делами Президента РФ, Министерство обороны РФ, МЧС, МВД, ФСБ, Роскосмос).
4. Долгосрочные прогнозы говорят о том, что рынок региональных перевозок будет только расширяться, а возможности производства пока еще далеки от насыщения потребностей рынка (портфель заказов расписан на несколько лет вперед).
Продолжение: "Ан-148: Мировые практики господдержки"