На сайте Regulation.gov.ru размещен проект приказа Минтранса «Об утверждении Федеральной программы обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта».
Замечания и предложения по проектам можно направить разработчику и разместить на сайте в период проведения общественного обсуждения с 19 декабря 2024 г. по 2 января 2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
П Р И К А З
____________________ Москва № ____________________
Об утверждении Федеральной программы обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
В соответствии с частью 31 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», абзацем 1 пункта 1 Положения
о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, п р и к а з ы в а ю:
- Утвердить прилагаемую федеральную программу обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта.
- Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Министр Р.В. Старовойт
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства транспорта Российской Федерации
от ____________ № ________
Федеральная программа обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
I. Общие положения
- Федеральная программа обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта (далее – федеральная программа) отражает требования
и полномочия по обеспечению защищенности воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации (далее – безопасность воздушного транспорта). - Целями обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства[1].
- Издание федеральной программы, а также внесение в нее изменений осуществляются Министерством транспорта Российской Федерации совместно
с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел[2]. - Термины и определения, используемые в федеральной программе, используются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.
II. Цели и задачи федеральной программы
- Федеральная программа разработана в целях реализации международных договоров Российской Федерации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства[3].
- Задачей принятия федеральной программы является содействие обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта
от актов незаконного вмешательства посредством отражения требований
и полномочий по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта, содержащихся в законодательстве Российской Федерации.
III. Распределение обязанностей в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
- Полномочным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации[4].
- Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
как компетентный орган в области гражданской авиации в том числе
как «авиационные власти»[5]. - Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет
свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации
во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями[6]. - Министерство транспорта Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты в области транспортной безопасности воздушного транспорта[7]:
1) типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов
в соответствии с международными требованиями;
2) образовательные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов
в соответствии с международными требованиями;
3) акты, устанавливающие особенности методической деятельности
по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации;
4) порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры
и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона
«О транспортной безопасности», в установленной сфере деятельности;
5) порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
в установленном порядке;
6) акт, устанавливающий требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности;
7) акт, устанавливающий особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта;
8) порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним;
9) правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;
10) акт, определяющий объекты транспортной инфраструктуры,
не подлежащие категорированию по видам транспорта;
11) иные акты в области транспортной безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации[8].
- В рамках своих полномочий Министерство транспорта Российской Федерации в том числе[9]:
1) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, связанным
с обеспечением транспортной безопасности воздушного транспорта;
2) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации
и проводит анализ реализации государственной политики в сфере обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта;
3) создает, эксплуатирует и развивает единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности;
4) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта;
5) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности,
если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
- Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта[10].
- Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет[11]:
1) организацию использования воздушного пространства Российской Федерации;
2) ведение учета авиационных происшествий и инцидентов;
3) аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
4) аккредитацию юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
5) аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
6) аккредитацию аттестующих организаций в установленной сфере деятельности;
7) категорирование объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности;
8) ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности», в установленной сфере деятельности;
9) утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности;
10) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
- Организация использования воздушного пространства осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами единой системы организации воздушного движения (далее – Единая система), а также органами пользователей воздушного пространства – органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах
в порядке, определенном Правительством Российской Федерации[12].
IV. Требования по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта, предъявляемые к физическим лицам, следующим
либо находящимся на транспортных средствах воздушного транспорта,
и к эксплуатантам воздушных судов
- Физические лица, следующие либо находящиеся на транспортных средствах воздушного транспорта, обязаны соблюдать требования, устанавливаемые
в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»[13]. - Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления воздушных коммерческих перевозок, разрабатывают соответствующие программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) (далее – Программа). Программа является программой безопасности эксплуатанта, предусмотренной стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и разрабатывается
с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации[14]. - Структура и содержание Программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти
в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона
«О транспортной безопасности». - Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта и требования
по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утверждаются в соответствии
с Федеральным законом «О транспортной безопасности»[15].
V. Полномочия правоохранительных органов в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также правоприменительные функции
по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел[16]. - Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства,
для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел[17]. - На полицию возлагаются обязанности обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок, в том числе в аэропортах и других общественных местах[18].
- Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на воздушном транспорте либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами[19]
- Одним из направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений[20].
- МВД России осуществляет в том числе следующие полномочия[21]:
1) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры
по предупреждению преступлений и административных правонарушений,
по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
2) выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие
и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс;
3) принимает участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке мер по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта.
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации[22].
- Основными задачами ФСБ России в том числе являются[23]:
1) информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям – федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
2) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено
к ведению органов безопасности;
3) организация деятельности органов безопасности по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу транспортных средств;
4) организация в пределах своих полномочий деятельности по обеспечению безопасности объектов воздушного транспорта.
- Военнослужащие органов ФСБ России имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства для освобождения захваченного воздушного транспорта[24].
- Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор
за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование
в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции[25]. - Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры[26].
- На транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возложено полномочие по организации
и осуществлению надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на воздушном транспорте, за исполнением законов, соответствия им издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
в сфере функционирования воздушного транспорта, подразделениями органов внутренних дел на транспорте, таможенными органами, территориальными управлениями обустройства Государственной границы Российской Федерации, органами управления и руководителями транспортных организаций,
а также юридическими лицами, оказывающими услуги в сфере транспорта
и (или) осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, включая организации, осуществляющие образовательную деятельность в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в том числе
по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о транспортной безопасности[27].
VI. Полномочия военных организаций в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
- Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека
и гражданина[28]. - На войска национальной гвардии Российской Федерации возлагается выполнение в том числе следующих задач[29]:
1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, а также
за деятельностью подразделений ведомственной охраны;
5) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
- Росгвардия в пределах своей компетенции принимает участие
в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации[30].
VII. Осуществление федерального государственного контроля (надзора)
в области транспортной безопасности
- Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется
в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации
по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[31]. - Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом
«О транспортной безопасности», Федеральным законом от 31 июля 2020 года
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации», Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности[32]. - Предметом федерального государственного контроля (надзора)
в области транспортной безопасности является соблюдение субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры, подразделениями транспортной безопасности, учебными центрами, специализированными организациями, органами аттестации, которые являются организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, аттестующими организациями, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиками на бронирование
и (или) оформление проездных документов (билетов) и передачу персональных данных о пассажирах в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств от имени субъектов транспортной инфраструктуры или перевозчиков, и гражданами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности[33]. - Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется Федеральной службой по надзору
в сфере транспорта[34].
VIII. Координация и связь
- Министерство транспорта Российской Федерации взаимодействует
в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности[35], в том числе по вопросам обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта. - Российская Федерация обеспечивает в пределах практических возможностей удовлетворение просьб других государств, присоединившихся
к конвенции о Международной гражданской авиации, касающихся принятия дополнительных мер безопасности в отношении конкретного(-ых) рейса(-ов) эксплуатантов таких других государств. Запрашивающее государство рассматривает возможность принятия другим государством альтернативных мер, эквивалентных запрошенным[36].
IX. Обеспечение транспортной безопасности аэропортов и транспортных средств воздушного транспорта
- Зоны транспортной безопасности аэропорта и транспортных средств воздушного транспорта устанавливаются в соответствии с требованиями
по обеспечению транспортной безопасности[37]. - Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, а также Правила организации допуска на объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»[38].
- План обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований
по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»[39]. - План обеспечения транспортной безопасности аэропорта (аэродрома) является программой безопасности соответствующего аэропорта (аэродрома), предусмотренной стандартами Международной организации гражданской авиации
в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства,
и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортной безопасности», а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[40].
X. Осуществление досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
- В случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование
в целях обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта[41]. - Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков[42].
- Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение
и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта проводятся в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере внутренних дел в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности». - Выборочное проведение дополнительного досмотра осуществляется
в порядке и случаях, определенных законодательством Российской Федерации[43]. - Порядок действия сил обеспечения транспортной безопасности
при обнаружении предметов и веществ, которые запрещены или ограничены
для перемещения утверждается субъектами транспортной инфраструктуры[44]. - Сотрудники органов государственной охраны, федеральной службы безопасности, органов федеральной фельдъегерской связи, Межправительственной фельдъегерской связи, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, их вещи, при исполнении ими служебных обязанностей, корреспонденция лиц и органов власти, определенных Федеральным законом
«О фельдъегерской связи», а также специальный транспорт, досмотру
не подлежат[45]. - Лица с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, их личный багаж, дипломатическая почта и консульская вализа освобождаются от досмотра в случаях, предусмотренных статьями 301, 321 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза[46] и пунктом 2 статьи 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях[47].
- Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности
не допускаются[48]. - Технические средства обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования
на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации
в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования
к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации. Сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам
в отношении каждой единицы технического средства действует в течение всего срока его службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации[49].
XI. Воздушная перевозка оружия и патронов, конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу
- Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации[50]. - Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации[51].
- Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации[52].
XII. Подготовка персонала (специалистов) в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, контроль качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
- Требования к подготовке персонала (специалистов) в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, содержащиеся
в законодательстве Российской Федерации, отражены в Федеральной программе подготовки персонала, утверждаемой в соответствии с частью 3.1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности». - Структура, зоны ответственности, процессы и процедуры, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации и направленные на реализацию мер
по контролю качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта отражены в Федеральной программе подготовки персонала, утверждаемой в соответствии с частью 3.1 статьи 4 Федерального закона
«О транспортной безопасности».
XIII. Руководство по ответным действиям на акты незаконного вмешательства, финансирование расходов на обеспечение транспортной безопасности воздушного транспорта
- Субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики утверждают порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства[53] и Порядок реагирования на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства, в том числе силами групп быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры[54].
- Финансирование расходов на обеспечение транспортной безопасности воздушного транспорта осуществляется за счет сбора за обеспечение транспортной безопасности, взимаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации[55].
[1] Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
(далее – Федеральный закон «О транспортной безопасности»).
[2] Часть 31 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[3] Часть 31 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[4] Абзац первый пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (далее – Положение о Минтрансе России).
[5] Абзац четвертый пункта 1 Положения о Минтрансе России.
[6] Пункт 4 Положения о Минтрансе России.
[7] Пункты 5.2.8(1), 5.2.8(2), 5.2.11(14), 5.2.53.17, 5.2.10(3), 5.2.53.57, 5.2.54(1), 5.2.54(2), 5.2.54(3),5.2.54(4), 5.2.54(5), 5.2.54(6) Положения о Минтрансе России.
[8] Федеральный закон «О транспортной безопасности».
[9] Пункты 5.1, 5.4, 5.5(16), 5.10, 5.12 Положения о Минтрансе России.
[10] Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 (далее – Положение о Росавиации).
[11] Пункты 5.4.1, 5.4.7, 5.4.48, 5.4.48(1), 5.4.48(2), 5.4.49, 5.4.48(3), 5.4.49, 5.4.50, 5.14.3, 5.15 Положения о Росавиации.
[12] Абзац первый пункта 2 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации.
[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2023 г. № 1550 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры
или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
[14] Статья 9 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[15] Часть 1 статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[16] Пункт 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (далее – Положение о МВД России).
[17] Пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О полиции», часть 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.
№ 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции»).
[18] Пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».
[19] Пункт 16 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
[20] Пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О полиции».
[21] Пункт 11 Положения о МВД России.
[22] Пункт 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 (далее – Положение о ФСБ России).
[23] Подпункт 1 пункта 8 Положения о ФСБ России.
[24] Пункт «ж» части 1 статьи 14.5 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
[25] Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
[26] Абзац первый пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
[27] Абзац второй пункта 31 приказа Генпрокуратуры России от 15 июля 2011 г. № 211 «Об организации надзора
за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере».
[28] Статья 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
[29] Статья 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
[30] Подпункт 16 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии
Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510.
[31] Часть 4 статьи 1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации».
[32] Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. № 1051 (далее – Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности).
[33] Часть 2 статьи 11.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[34] Пункт 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.
[35] Пункт 5.10 Положения о Минтрансе России.
[36] Пункт 2.4.1 Главы 2 Приложения 17 к Конвенции о международной гражданской авиации
от 7 декабря 1944 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.
[37] Подпункт «р» пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. № 731, подпункт 9 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1605.
[38] Статья 8 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[39] Часть 1.2 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[40] Часть 10 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[41] Часть 1 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[42] Часть 2 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[43] Требования № 1605.
[44] Подпункт 10 пункта 6 Требований № 1605.
[45] Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», статья 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», часть 6 статьи 26 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», статья 6 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О фельдъегерской связи», Соглашение о Межправительственной фельдъегерской связи (подписано в г. Минске 22 января 1993 г., бюллетень международных Договоров 2004, № 10), вступило в силу с 22 января 1993 г., пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 782 «О Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации».
[46] Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2017 г.
№ 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза», вступил в силу
1 января 2018 г.
[47] Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1964, № 18, ст. 221. Вступила в силу для Союза Советских Социалистических Республик с 24 апреля 1964 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 11 февраля 1964 г. № 2208-VI с оговоркой
и заявлением (Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1964, № 8, ст. 97).
[48] Часть 11 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[49] Часть 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».
[50] Пункт 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.
[51] Статья 113 Воздушного кодекса Российской Федерации.
[52] Приказ Минюста России от 16 сентября 2024 г. № 277 «Об утверждении Порядка конвоирования по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных
под стражу, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию» (зарегистрирован Минюстом России 20 сентября 2024 г., регистрационный № 79535).
[53] Абзац седьмой подпункта 10 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности
для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1605.
[54] Подпункт «в» пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. № 731.
[55] Подпункты 1 и 2 пункта 2.2, пункт 2.3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзац третий подпункта 2 пункта 2 Порядка установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной
на их основе платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации и с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов
и тарифов, которые установлены для российских лиц, утвержденного приказом Минтранса России от 27 апреля
2024 г. № 149.