от 25 марта 2021 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Председатель КАНО
Л.К. Щербаков
Участвовали:
члены КАНО:
Андреев В.И. (ЭТэйр); Вавилов В. А. (Аэрофлот), Лукьянов В.Б. (НордСтар); Рубцов С.А. (Волга-Днепр), Чувиковский К.В. (Сибирь); Щербаков Л.К. (АЭВТ).
эксперты КАНО:
Виндермут А.А. (АЭВТ), Головко А.Н. (Децима), Завалишин О.И. (НППФ Спектр), Косолапов Д.С. (ИАТА), Лоза С.А. (Уральские Авиалинии), Нартов В.Н. (Boeing Russia Inc), Семенов М.А. (Аэрофлот), Ситнянский А.И. (ЮТЭйр), Сорокин А.В. (Россия), Тюрин В.В. (РАОПА), Чистов В.А. (Россия),
Повестка дня
- Об итогах работы КАНО в 2020 и задачах на 2021 год - Щербаков Л.К.
- О результатах внедрения НСВП - решенные и нерешенные проблемы - Щербаков Л.К., Нартов В.Н.
- О новой концепции ИКАО по оценке, измерению и представлению данных о состоянии поверхности ВПП RWYCC - Щербаков Л.К., Косолапов Д.С.
- О предоставлении пользователям воздушного пространства метеоинформации в электронном виде - Тюрин В.В.
- О необходимости публикации аэронавигационных данных об искусственных препятствиях в Районе 1 ИКАО - Тюрин В.В.
- О наблюдаемых помехах в использовании сигналов GPS и ГЛОНАСС в полете - Тюрин В.В.
- Разное.
1. Об итогах работы КАНО в 2020 и задачах на 2021 год
1.1. Принять к сведению сообщение Председателя КАНО о проведенной работе в 2020 г. и используемых формах и методов работы. В частности, об особенностях:
- отчетного периода и организации взаимодействия с членами и экспертами КАНО;
- взаимодействия с авиационной администрацией;
- выработке скоординированной позиции;
- необходимости нахождения консенсуса со всеми участниками обсуждения.
1.2. Отмечено, что на результаты совместной работы влияли
следующие основные факторы:
- необходимость подготовки ответов на запросы в короткое сроки;
- иногда трудно найти консенсус по предлагаемым путям решения проблем ввиду разных профессиональных интересов;
- не все высказанные экспертами КАНО замечания находят отражение в заключениях АЭВТ.
1.3. В целях восстановления и повышения эффективности и
продуктивности работы КАНО предложено членам и экспертам КАНО
активнее участвовать в выработке консолидированной позиции проводимых
по переписке обсуждениях. При необходимости, организовывать обсуждения
в режиме ВКС.
2. О результатах внедрения НСВП - решенные и нерешенные проблемы
2.1. Принять к сведению сообщения Щербакова Л.К. и Нартова В.Н. в отношении:
- особенностей организации работы рабочих групп по совершенствованию структуры воздушного пространств МЗ ЕС ОрВД (распоряжение Минтранса от 04.04.2019 № АЮ-47-Р), и по сопровождению новой структуры воздушного пространства Московской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (приказ
Росавиации от 20.01.2021 № 19-П; качества, объемов и сроках публикуемой аэронавигационной информации, связанной с переходом на новую структуру воздушного пространства; - особенностей замечаний и предложений пользователей воздушного пространства по совершенствованию новой структуры воздушного пространства;
- планах рабочей группы по сопровождению новой структуры воздушного пространства Московской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации по срокам корректировки НСВП и публикации АНИ;
- особенностей участия представителей авиакомпаний в проводимой ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» индивидуальной выборочной работе с ними и примеров достижения договоренностей/соглашений;
- необходимости системного планирования совершенствования структуры воздушного пространства всей сети аэродромов страны на основе оценки объемов проводимых работ, приоритетов и возможностей поставщиков услуг;
2.2. Согласились с необходимостью:
- организации оперативного обмена информацией членами и экспертами КАНО о проведенных индивидуальных переговорах и достигнутых соглашениях представителей авиакомпаний с разработчиками структуры воздушного пространства и представителями ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
- оптимальной организации совместной работы всех участников (разработчиков, поставщиков и провайдеров АНИ) по публикации и обработке АНИ для всех аэродромов страны;
- заблаговременного согласования на этапе планирования с государственными и коммерческими провайдерами АНИ объёмов подлежащей публикации информации с учётом их возможностей по обработке АНИ;
- поэтапной публикации информации в АИЛ РФ относительно равными по объёму пакетами (рекомендовано до 20 аэродромов в цикл AIRAC);
- при необходимости, очерёдность публикации АНИ в АИЛ РФ осуществлять с учётом интересов и приоритетов пользователей воздушного пространства.
2.3. Считать целесообразным:
- при оформлении достигнутых частных договоренностей по результатам встреч с представителями авиакомпаний с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» использовать опыт авиакомпании «Аэрофлот», в соответствии с которым в протоколы/соглашения вносятся ожидаемые ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ключевые показатели эффективности реализации
договоренностей и обязательства сторон о совместной проверке их достижения в установленные сроки; - предложить Росавиации и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» по результатам проделанной работы по переходу на новую структуру воздушного пространства оценить необходимость:
- возможности сокращения для аэродромов количества публикуемых стандартных маршрутов прилета и вылета, а также схем захода на посадку;
- проведения аудита системы качества существующей системы сбора, проверки, обработки, хранения и распространения АНИ в целях предотвращения опубликования ошибок;
3. О новой концепции ИКАО по оценке, измерению и представлению данных о состоянии поверхности ВПП RWYCC
3.1. Принять к сведению информацию Щербакова Л.К и Косолапова Д.С. в отношении:
- планов ИКАО о фундаментальном изменении системы оценки, измерения и представления данных о состоянии поверхности ВПП RWYCC, внесенных поправках в документы ИКАО (приложения, правила и руководства), новом циркуляре 355 и переходе на новую систему представления данных с 4 ноября 2021 года;
- обеспокоенности экспертов АЭВТ и ИАТА в части отсутствия информации о подготовке к такому переходу в Аэронавигационной системе России;
- предпринятых АЭВТ инициативах по получению от авиационной администрации информации по подготовке к переходу;
- вынесенных на публичное обсуждение проектов ФАЛ «Правила эксплуатации аэродромов», в которых не учитываются новые правила ИКАО в отношении представления данных с введением кода состояния ВПП как числе, отражающем состояние поверхности ВПП.
3.2. Согласились с необходимостью получения разъяснений о планах авиационной администрации в отношении применения с 04 ноября 2021 г. новой концепции ИКАО по оценке, измерению и представлению данных о состоянии поверхности ВПП RWYCC.
3.3. В случае, если переход на новую систему оценки, измерения и представления данных о состоянии поверхности ВПП RWYCC в установленные ИКАО сроки (04 ноября 2021 г.) не планируется, считать целесообразным получить разъяснения по каким каналам связи предполагается информировать экипажи ВС о состоянии ВПП на российских и зарубежных аэродромах, с учетом отсутствия такой информации в новом формате сообщения METAR.
4. О предоставлении пользователям воздушного пространства метеоинформации в электронном виде
4.1. Принять к сведению сообщение Тюрина В.В.:
- о заключении в январе 2021 г. договора между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» на предоставление метеорологической информации российским пользователям воздушного пространства Российской Федерации на этапе подготовки к полету в 2021 году;
- об условиях договора:
- заключен в пользу третьих лиц;
исполнитель обязуется определить порядок доведения метеоинформации в электронном виде;
- о работе сайта metavia2.ru, который в настоящее время является единственным источником получения официальной метеоинформации в электронном виде вне служб брифинга аэропортов;
- об опубликованных ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» требованиях на сайте об условиях получения информации:
- необходимости заключения договора;
- условиях оплаты по договору:
S 10 тыс руб/мес/300 «запросов». «Запрос» - каждый METAR, TAF, GAMET и т.д. ^35 руб/запрос свыше 300 запросов. - об отправленном в Росавиацию 03.03.2021 запросе РАОПА о разъяснениях по порядку получения метеоинформации на стадии подготовки полёта вне аэропортов с действующей службой брифинга.
4.2. Согласно принятым решения на уровне Правительства РФ, существующим правилам предоставления метеоинформации, увеличенных в 2018 году на 4,8% ставок сборов за АНО и заключенному между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» договору на предоставление метеорологической информации российским
пользователям воздушного пространства Российской Федерации на этапе подготовки к полету в 2021 году, получение метеорологической информации оплачено из ставок сборов за АНО и ее предоставление в электронном виде должно осуществляться бесплатно.
4.3. Считать целесообразным:
- поддержать инициативу РАОПА;
- просить Росавиацию и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»:
- дать оценку действиям ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»
- рассмотреть возможность получения метеоинформации на стадии подготовки полёта вне аэропортов с действующей службой брифинга через интегрированный брифинг в рамках разрабатываемой системы предоставления планов полетов по сети Интернет и телефонной сети (СППИ).
5. О необходимости публикации аэронавигационных данных об искусственных препятствиях в Районе 1 ИКАО
5.1. Принять к сведению сообщение Тюрина В.В.:
- о необходимости использования информации об искусственных препятствиях при выполнении полетов на маршрутах (Район 1) и в районах аэродромах (Районы 2 - 4);
- об использовании информации об искусственных препятствиях в базах СРПБЗ (TAWS) и GPS навигаторов;
- о проведенной РАОПА работе по оценке публикуемой в АИП РФ информации об искусственных препятствиях на сайте ЦАИ, а также в электронном виде по договору и вскрытых недостатках:
- неполнотой публикуемой информации о препятствиях - отсутствует информация о большом количестве вышек сотовой связи
(высотой 70 м) и иных высотных объектах; - дублирование и повторы - одно и то же препятствие представлено в виде 2-3-4 «рядом расположенных» препятствий;
- наличия ошибок в координатах/высотах препятствий;
- ограниченная информация о ЛЭП опоры и провода ЛЭП как правило ниже 50 метров, в то время как по данным РАОПА с 2002 по 2021 годы произошло 64 АП (27 АП КАТ+АР, 37 АОН) со столкновениями воздушных судов с ЛЭП или опорами в которых в 34 катастрофах (13 КАТ+АР, 20 АОН) погибло 73 человека (24 КАТ+АР, 44 АОН), в современных бортовых комплексах есть специальный раздел с ЛЭП;
- неполнотой публикуемой информации о препятствиях - отсутствует информация о большом количестве вышек сотовой связи
- О существующих международных и национальных правилах публикации информации о препятствиях:
- данные о препятствиях предоставляются в отношении препятствий в районе 1 высотой 100 м или более над землей (ИКАО п. 5.3.3.4.3 Приложение 15 «Службы аэронавигационной
информации» и Doc 10066 «Управление аэронавигационной информацией»);
- ВК РФ не содержит критериев согласования/уведомления высотных строений, хотя есть требования по маркировке, но не по предоставлению данных, а любое строительство (от 0 метров)
можно рассматривать как ИВП с необходимостью получать разрешение на ИВП;
- п. 61 ФП ИВП предписывает владельцам высотных строений от 50 метров и выше уведомлять Росавиацию (нет правил о публикации этих данных);
- ФАП-305 АНИ не содержит критериев какие препятствия должны публиковаться;
- пункт 6 Приложения 2 ФП ИВП - 138 требует учитывать любые препятствия для расчёта минимальной безопасной высоты.
5.2. Согласились с оценками РАОПА публикуемой в АИП РФ информации об искусственных препятствиях и поддержать инициативы о необходимости совершенствования правил публикации такой информации.
5.3. Считать целесообразным просить Минтранс России, Росавиацию и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» рассмотреть возможность:
- уточнения существующих правил публикации информации о препятствиях;
- изменить технологии проведения геодезических съемок препятствий Района 1;
- запросить для опубликования информацию у Минэнерго России ПАО «Россети» в отношении существующих ЛЭП.
6. О наблюдаемых помехах в использовании сигналов GPS и ГЛОНАСС в полете
6.1. Принять к сведению сообщение Тюрина В.В.:
- о наблюдаемых в последние годы преднамеренных помехах работе GNSS (2014-2016), например:
- над охраняемыми объектами (Огарёво, Геленджик);
- в зонах военных конфликтов (Донбасс, Сирия);
- при следовании «Дальнобойщики» для подавления трекеров;
- об используемых методах создания помех:
- подавления частот GPS, ГЛОНАСС;
- спуфинге (spoofing) для срабатывания алгоритмов геофенсинга (geofencing) в БПЛА (например, передача искаженных координат КТА международного аэропорта, чтобы квадрокоптер отказался летать);
- о предпринятых РАОПА инициативах:
- 2017 октябрь: обращение РАОПА и АЭВТ в Минтранс,
Росавиацию;
- 2017 ноябрь - ответ Росавиации;
- 2018 май - повторное письмо РАОПА в Росавиацию;
- 2018 июль - ответ Росавиации;
- 2018 октябрь - совещание по влиянию помех работе GNSS на TAWS RRJ-95B;
- 2020 декабрь - письмо РАОПА в Росавиацию в связи с внедрением PBN в МУДР и помехах работе GNSS;
- 2021 март - ответ Росавиации.
6.2. Согласились с оценками РАОПА о необходимости совершенствования системы информирования пользователей воздушного пространства на этапе подготовки и в процессе выполнения полетов о планируемых и существующих помехах использования сигналов мехах использования сигналов GNSS.
6.3. Считать целесообразным просить Минтранс России, Росавиацию и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД:
- о принятии мер о совершенствовании системы оперативного информирования пользователей воздушного пространства о планируемых и обнаруженных в реальном времени помехах в целях оперативного предупреждения их о возможности выполнения согласно заявленным планам полета;
- об активной работе с силовыми и надзорными ведомствами в отношении предоставления пользователям воздушного пространства объективной и актуально информации о помехах работе GNSS.
6.4. Рекомендовать эксплуатантам информировать КАНО АЭВТ о случаях влияния помех GNSS на выполнение полётов с целью консолидации и направления в Росавиацию и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД.
7. Разное
Принять к сведению состоявшийся обмен мнениями и информации между участниками заседания.
Рекомендовать членам и экспертам АЭВТ активнее организовывать и участвовать в обсуждении возникающих вопросов по переписке и, при необходимости, в ВКС для повышения оперативности по выработке согласованных позиций по обсуждаемым вопросам.
Председатель КАНО Л.Щербаков