УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «__» ______2020 г. №___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Представитель авиационного предприятия - перевозчика
Регистрационный номер |
Содержание
I. Общие сведения. 2
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 3
III. Характеристика обобщенных трудовых функций. 4
3.1. Обобщенная трудовая функция «Обслуживание рейсов и пассажиров авиационного предприятия». 4
3.2. Обобщенная трудовая функция «Обеспечение организации производственной и коммерческой деятельности авиационного предприятия». 9
3.3. Обобщенная трудовая функция «Управление деятельностью представительства авиационного предприятия (филиала)»...…………………………………………………………………………….....14
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта……………………22
I. Общие сведения
Организация и управление деятельностью представительства в государстве пребывания (аэропорт, городской офис) авиационного предприятия – перевозчика, осуществляющего коммерческие воздушные перевозки |
||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Организация выполнения работ по наземному, техническому, коммерческому обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты в соответствии с установленными требованиями к безопасности, регулярности, пунктуальности полетов воздушных судов, стандартами обслуживания, производственными и финансово-экономическими планами представительства авиационного предприятия - перевозчика |
Группа занятий:
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
1325 |
Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
(код ОКЗ[1]) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
51.10.1 |
Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию |
51.10.2 |
Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию |
52.23.11 |
Деятельность аэропортовая |
(код ОКВЭД[2]) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
Код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Обслуживание рейсов и пассажиров авиационного предприятия |
6 |
Обслуживание рейсов авиационного предприятия |
A/01.6 |
6 |
Выполнение работ по обслуживанию пассажиров авиационного предприятия, обработке их багажа и контролю ручной клади |
A/02.6 |
6 |
|||
B |
Обеспечение организации производственной и коммерческой деятельности авиационного предприятия |
7 |
Обеспечение безопасности, регулярности полетов, прилета/вылета, коммерческого, технического и наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа |
B/01.7 |
7 |
Контроль за выполнением работ по обеспечению приема/отправки грузов и почты |
B/02.7 |
7 |
|||
С |
Управление деятельностью представительства авиационного предприятия (филиала) |
8 |
Организация производственной, коммерческой, финансовой, административно - хозяйственной и представительской деятельности |
С/01.8 |
8 |
Организация выполнения наземного, технического, коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты |
С/02.8 |
8 |
|||
Контроль за выполнением задач, функций, показателей эффективности и качества деятельности представительства авиакомпании |
С/03.8 |
8 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Обслуживание рейсов и пассажиров авиационного предприятия |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Менеджер по аэропортовой деятельности Диспетчер по контролю за подготовкой воздушных судов к вылету Диспетчер по продаже пассажирских перевозок Диспетчер по продаже грузовых перевозок Диспетчер Старший диспетчер Старший специалист по работе с клиентами Специалист по работе с клиентами Линейный представитель Старший линейный представитель |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование – программы бакалавриата, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Знание иностранного языка на уровне требований авиационного предприятия для работы в государстве пребывания |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1325 |
Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
ОКПДТР[3] |
26150 |
Руководитель группы (на транспорте) |
ЕКС[4] |
- |
|
ОКСО[5] |
2.25.03.04 |
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов |
2.25.03.03 |
Аэронавигация (Программа «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте») |
|
2.23.03.01 |
Технология транспортных процессов |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Обслуживание рейсов авиационного предприятия |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация отдыха экипажей воздушных судов |
Контроль коммерческой загрузки воздушных судов, включая подсчет количества багажа, груза и почты по прибытию воздушного судна и при подготовке на вылет |
|
Обеспечение предоставления бортового питания на рейсы авиационного предприятия в достаточном количестве и, при необходимости, осуществление дозаказа |
|
Организация работы с документами по таможенному транзиту грузов |
|
Контроль готовности стоянки для прилетающего воздушного судна, наличия сотрудников агента по наземному обслуживанию, необходимой техники |
|
Контроль правильности обслуживания воздушного судна во время стоянки, соблюдения схем подъезда и отъезда специальной техники |
|
Организация и контроль своевременности и качества предоставляемых услуг или самостоятельное осуществление наземного обслуживания воздушных судов, включая подключение электропитания, заправку воздушного судна топливом и питьевой водой, обработку туалетов, выгрузку и загрузку багажа пассажиров и грузов |
|
Осуществление взаимодействия с экипажем и супервизором рейса агента по наземному обслуживанию при передаче перевозочных документов по прилету и вылету, передачи метеорологической информации, полетных данных, информация об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации |
|
Координация деятельности с руководителем представительства, командиром воздушного судна, инженерным центром и центром управления полетами авиационного предприятия, техниками обслуживающей компании при возникновении технической неисправности на любом этапе обслуживания воздушного судна |
|
Проверка готовности к отправке воздушного судна, наличия комплекта перевозочных документов и безопасной буксировки воздушного судна |
|
Проведение осмотра воздушного судна, фиксирование повреждений по прилету и заключительный осмотр перед выполнением буксировки воздушного судна на точку запуска двигателей |
|
Ведение учета данных по выполненным рейсам |
|
Подготовка статистических форм и отчетов о производственной деятельности представительства |
|
Ведение претензионной работы с контрагентами согласно правилам авиационного предприятия |
|
Организация предоставления установленных федеральными авиационными правилами услуг для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки |
|
Контроль правильной загрузки опасных грузов и оформления всех необходимых документов на опасный груз |
|
Необходимые умения |
Организовывать и контролировать размещение, отдых и доставку летных и кабинных экипажей воздушных судов из аэропорта в гостиницу и обратно |
Контролировать и оценивать распределение коммерческой загрузки воздушных судов |
|
Контролировать, оценивать и корректировать заказ бортового питания |
|
Контролировать работу по сдаче, получению и предоставлению в профильные подразделения отчетной документации по таможенному транзиту |
|
Оценивать готовность стоянки и агента по наземному обслуживанию к прилету воздушного судна |
|
Контролировать, оценивать и принимать корректирующие меры по обеспечению наземного обслуживания воздушных судов |
|
Взаимодействовать с экипажем и супервизором рейса агента по наземному обслуживанию |
|
Координировать деятельность с руководителем представительства, командиром воздушного судна, инженерным центром авиационного предприятия и техниками обслуживающей компании |
|
Оценивать готовность к отправке воздушного судна, контролировать готовность комплекта перевозочных документов и безопасность буксировки воздушного судна |
|
Вести учет и анализ данных по выполненным рейсам, готовить отчет о производственной деятельности представительства |
|
Вести претензионную работу с контрагентами в рамках имеющихся полномочий |
|
Необходимые знания |
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика |
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных документов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте |
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей |
|
Основные положения руководства авиационного предприятия по наземному обслуживанию |
|
Основы претензионной работы |
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов |
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и другими организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций |
|
Основы психологии (конфликтологии) |
|
Основы делового этикета |
|
Основы менеджмента и маркетинга |
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, предупреждения и противодействия коррупции |
|
Правила перевозки опасных грузов |
|
Правила перевозки животных |
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями |
|
Порядок работы с перевозочной документацией |
|
Иностранный язык на уровне, достаточном для качественного исполнения трудовых функций |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Выполнение работ по обслуживанию пассажиров авиационного предприятия, обработке их багажа и контролю ручной клади |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация бесперебойного обслуживания пассажиров авиационного предприятия в зоне регистрации, в зоне выхода на посадку, в зоне получения багажа, координация деятельности с обслуживающей компанией с целью содействия в качественном предоставлении услуг при пред- и послеполетном обслуживании пассажиров, оказание помощи пассажирам при взаимодействии со службой розыска багажа в случае неприбытия багажа |
Осуществление бронирования, переоформления и возврата перевозочных документов |
|
Расчет стоимости перевозочных документов, оплаты за сверхнормативный багаж на рейсы авиационного предприятия и других авиакомпаний, имеющих соглашения с авиационным предприятием |
|
Продажа авиабилетов, дополнительных услуг |
|
Предоставление пассажирам полной информации относительно маршрута полета, условий применения и срока действия тарифа, визовых и паспортных условий, дополнительных услуг, норм провоза багажа и ручной клади |
|
Оформление перевозочных документов, прием всех видов оплат за перевозочные документы, оформление платежных документов, обеспечение расчетов с пассажирами, предоставление отчетности при наличии требований авиационного предприятия |
|
Ведение контроля и учета статистических данных о проданных перевозках и дополнительных платных услугах, предоставляемых перевозчиком |
|
Ведение претензионной работы с пассажирами согласно правилам авиационного предприятия |
|
Контроль хода регистрации пассажиров |
|
Осуществление паспортно-визового контроля на этапе регистрации и посадки пассажиров |
|
Контроль наличия в аэропорту обслуживания авиационно-технического оборудования и расходных материалов авиационного предприятия (рекламно-информационные материалы, багажные бирки, бланки, швартовочные материалы и т.д.) |
|
Необходимые умения |
Организовывать процесс и контролировать качество бесперебойного пред- и послеполетного обслуживания пассажиров, взаимодействовать с обслуживающей компанией |
Осуществлять бронирование, расчет стоимости, продажу, переоформление и возврат перевозочных документов, продажу дополнительных услуг, расчет оплаты за сверхнормативный багаж, составлять и предоставлять отчетность при наличии требований авиационного предприятия |
|
Предоставлять на рабочем месте или по телефону пассажирам полную информации относительно маршрута полета, условий применения и срока действия тарифа, визовых и паспортных условий, дополнительных услуг, норм провоза багажа и ручной клади, и по другим вопросам авиационной перевозки |
|
Оформлять перевозочные документы по корпоративным договорам, в соответствии с законодательством государства пребывания, принимать все виды оплат за перевозочные документы, оформлять платежные документы, вести расчеты с пассажирами, составлять и предоставлять отчетность при наличии требований авиационного предприятия |
|
Контролировать и вести учет статистических данных о проданных перевозках в системе обработки отчетов о продажах |
|
Вести работу по рассмотрению обращений граждан, претензий и жалоб пассажиров, поступающих в представительство, связанных с задержкой доставки, утерей, повреждением всего или части содержимого багажа, отменой или задержкой рейсов, обслуживанием, в рамках имеющихся полномочий |
|
Контролировать процесс регистрации пассажиров, оценивать соблюдение обслуживающим агентом стандарта обслуживания пассажиров авиационного предприятия |
|
Контролировать предоставление комплекса услуг особым категориям пассажиров |
|
Организовывать паспортно-визовый контроль документов пассажиров, следующих международными рейсами авиационного предприятия |
|
Необходимые знания |
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика |
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных документов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте |
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей |
|
Правила перевозки опасных грузов |
|
Правила перевозки животных |
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями |
|
Основные положения руководства авиационного предприятия по обслуживанию пассажиров |
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов |
|
Основы претензионной работы |
|
Основы паспортно-визового контроля |
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов |
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и другими организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций |
|
Основы психологии (конфликтологии) для повседневной работы с пассажирами, в том числе в сбойных ситуациях |
|
Правила взаиморасчетов за перевозки на международных и внутренних авиалиниях |
|
Основы делового этикета |
|
Основы менеджмента и маркетинга |
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, предупреждения и противодействия коррупции |
|
Иностранный язык на уровне, достаточном для качественного исполнения трудовых функций |
|
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Обеспечение организации производственной и коммерческой деятельности авиационного предприятия |
Код |
B |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Заместитель руководителя представительства по производственной деятельности Заместитель руководителя представительства Заместитель представителя по грузовым перевозкам |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование – программы магистратуры или специалитета, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года опыта работы на авиационном предприятии |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Знание иностранного языка на уровне требований авиационного предприятия для работы в государстве пребывания |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1325 |
Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
ОКПДТР |
26150 |
Руководитель группы (на транспорте) |
ОКЗ |
1325 |
Руководители подразделений (управляющие) на транспорте |
ОКСО |
2.25.03.04 |
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов |
2.25.03.03 |
Аэронавигация (Программа «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте») |
|
2.23.03.01 |
Технология транспортных процессов |
|
5.38.03.02 |
Менеджмент |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение безопасности, регулярности полетов, прилета/вылета, коммерческого, технического и наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа |
Код |
B/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Управление обслуживанием пассажиров и багажа |
Управление работами по наземному и техническому обслуживанию воздушных судов |
|
Организация и контроль отдыха экипажей воздушных судов |
|
Организация заказа бортового питания |
|
Контроль за своевременной отправкой рейсов |
|
Контроль полноты и качества предоставляемых услуг |
|
Организация обслуживания пассажиров и багажа в соответствии со стандартами обслуживания авиационного предприятия |
|
Организация продажи пассажирских, грузовых и почтовых перевозок в офисах представительства и через агентскую сеть |
|
Разработка и реализация мер по оптимизации расходов на наземное обслуживание рейсов и содержание представительства авиационного предприятия |
|
Взаимодействие с федеральными и местными органами исполнительной власти, полномочными органами гражданской авиации, общественными объединениями, установление деловых контактов с представителями авиакомпаний, аэропортов, партнерами, потребителями, клиентами |
|
Контроль отправки вылетных телеграмм по рейсу |
|
Необходимые умения |
Организовывать качественное и своевременное выполнение задач в области обслуживания пассажиров и багажа |
Организовывать работы по наземному и техническому обслуживанию воздушных судов в соответствии с нормативными документами авиационного предприятия, документами и технологиями международных организаций по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности |
|
Решать задачи оптимизации процессов размещения, отдыха и доставки летных и кабинных экипажей воздушных судов из аэропорта в гостиницу и обратно |
|
Контролировать деятельность агента, осуществляющего предоставление бортового питания на рейсы авиационного предприятия в аэропорту государства пребывания, готовить предложения по улучшению качества и ассортимента питания и услуг |
|
Контролировать своевременную отправку рейсов, организовывать работу по обеспечению регулярности полетов авиационного предприятия, использовать инновационные технологии обслуживания и информационные системы, утвержденные в авиационном предприятии |
|
Контролировать полноту и качество обслуживания пассажиров и багажа, наземного обслуживания рейсов авиационного предприятия в соответствии со стандартами, нормативными документами, рабочими инструкциями, соглашениями, передовыми методами и технологиями, утвержденными в авиационном предприятии |
|
Разрабатывать и организовывать применение результативных мер по решению проблем наземного обслуживания пассажиров в аэропорту государства пребывания в случаях задержки, отмены или переноса рейса |
|
Организовывать продажи пассажирских, грузовых и почтовых перевозок с применением оптимального взаимодействия прямых и агентских продаж |
|
Необходимые знания |
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика |
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных документов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте |
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства |
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей |
|
Правила перевозки опасных грузов |
|
Правила перевозки животных |
|
Правила обслуживания особых категорий пассажиров |
|
Положения руководства авиационного предприятия по обслуживанию пассажиров |
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов |
|
Правила претензионной работы |
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов |
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и другими организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций |
|
Основы психологии (конфликтологии) для повседневной работы с пассажирами, в том числе в сбойных ситуациях |
|
Правила взаиморасчетов за перевозки на международных и внутренних авиалиниях |
|
Основы делового этикета |
|
Основы менеджмента и маркетинга |
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания |
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, предупреждения и противодействия коррупции |
|
Иностранный язык на уровне, достаточном для качественного исполнения трудовых функций |
|
Другие характеристики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Контроль за выполнением работ по обеспечению приема/отправки грузов и почты |
Код |
B/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Контроль за работами по обслуживанию приема грузов и почты |
Контроль за работами по обслуживанию отправки грузов и почты |
|
Организация получения и отправления служебных грузов, в том числе служебных грузов с запасными частями для воздушных судов авиационного предприятия, регулярное отправление пассажирской и грузовой рейсовой документации, служебной корреспонденции авиационного предприятия |
|
Необходимые умения |
Организовывать своевременное отправление служебных грузов, регулярное отправление грузовой рейсовой документации, контролировать полноту и правильность заполнения документов на груз, в том числе на опасный груз |
Оформлять необходимые документы в случаях задержки доставки, утери, повреждения всего или части груза, отправлять материалы в структурное подразделение авиационного предприятия по рассмотрению претензий и жалоб в соответствии с установленными правилами |
|
Оформлять и направлять в структурные подразделения авиационного предприятия уведомления о происшествиях с опасными грузами, а также уведомления о выявлении незадекларированного или неправильно задекларированного опасного груза |
|
Организовывать и контролировать проведение мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, в том числе предполетный досмотр грузов и почты в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном судне |
|
Организовывать меры по выполнению требований документов международных организаций по перевозкам опасных грузов, руководства по наземному обеспечению перевозок авиационного предприятия, законодательства государства пребывания |
|
Организовывать соблюдение установленных правил по перевозке грузов, следующих по процедуре таможенного транзита |
|
Организовывать и проводить расследования по обращениям грузовых агентов, отправителей, получателей грузов и почты, поступающих в представительство |
|
Организовывать перевозку оружия, боеприпасов и специальных средств на воздушных судах авиационного предприятия в соответствии с требованиями нормативных документов, контролировать правильность оформления, а также полноту и своевременность информирования аэропорта прибытия о перевозимом оружии, боеприпасах и спецсредствах |
|
Организовывать перевозку животных и птиц на воздушных судах авиационного предприятия в соответствии с требованиями нормативных документов |
|
Организовывать продажи грузовых и почтовых перевозок через сеть агентов |
|
Готовить и проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности продаж грузовых и почтовых перевозок, привлечение загрузки и увеличение доходов |
|
Готовить предложения и организовывать маркетинговые мероприятия по продвижению грузовых перевозок на рынке государства пребывания в рамках имеющихся полномочий |
|
Необходимые знания |
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика |
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных документов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте |
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства |
|
Общие правила воздушных перевозок грузов и почты, требования к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей |
|
Правила перевозки опасных грузов |
|
Правила перевозки животных |
|
Правила оформления перевозочных документов |
|
Правила претензионной работы |
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и другими организациями для качественного и бесперебойного исполнения работ по обеспечению приема/отправки грузов и почты |
|
Основы психологии (конфликтологии) |
|
Основы делового этикета |
|
Основы менеджмента и маркетинга |
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания |
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, предупреждения и противодействия коррупции |
|
Иностранный язык на уровне, достаточном для качественного исполнения трудовых функций |
|
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Управление деятельностью представительства авиационного предприятия (филиала) |
Код |
C |
Уровень квалификации |
8 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Генеральный представитель авиакомпании Региональный представитель по грузовым перевозкам Представитель – руководитель представительства Представитель по грузовым перевозкам в региональном представительстве Директор филиала авиакомпании |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование – программы магистратуры или специалитета, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет работы на авиационном предприятии |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Знание иностранного языка на уровне требований авиационного предприятия для работы в государстве пребывания |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
ОКПДТР |
26150 |
Руководитель группы (на транспорте) |
ОКСО |
2.25.03.04 |
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов |
2.25.03.03 |
Аэронавигация (Программа «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте») |
|
2.23.03.01 |
Технология транспортных процессов |
|
5.38.04.02 |
Менеджмент |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация производственной, коммерческой, финансовой, административно - хозяйственной и представительской деятельности |
Код |
C/02.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выполнение работ по регистрации коммерческой деятельности, получению лицензии и выполнению других формальностей, связанных с созданием представительства, его управлением и прекращением его деятельности |
Управление деятельностью представительства, организация качественного и своевременного выполнения задач и функций, возложенных на представительство |
|
Обеспечение выполнения производственного и финансово-экономического плана представительства, ключевых показателей эффективности, установленных для представительства, в том числе исполнение сметы затрат, обеспечение безопасности полетов и регулярности рейсов, авиационной безопасности, |
|
Координация действий с другими структурными подразделениями авиационного предприятия, с государственными органами, авиационными властями, авиационными предприятиями, фирмами и организациями в государстве пребывания в целях обеспечения выполнения задач и функций представительства в рамках предоставленных представительству полномочий |
|
Организация работы по рассмотрению обращений клиентов |
|
Осуществление мероприятий по сохранности имущества авиационного предприятия, включая действия в кризисных, сбойных и чрезвычайных ситуациях, эвакуацию персонала и служебной документации |
|
Необходимые умения |
Координировать и оперативно управлять работой представительства в государстве пребывания, направлять деятельность на повышение эффективности работы, качества и конкурентоспособности услуг в рамках задач и функций, возложенных на представительство и в соответствии со стратегией авиационного предприятия |
Разрабатывать и осуществлять меры, позволяющие эффективно выполнять производственные, коммерческие и финансово-экономические планы представительства, установленные ключевые показатели эффективности и качества обслуживания воздушных судов и пассажиров с учетом особенностей реализации операционной стратегии представительства в государстве пребывания |
|
Координировать действия с другими структурными подразделениями авиационного предприятия, с государственными органами, авиационными властями, авиационными предприятиями, фирмами и организациями в государстве пребывания, запрашивать и получать от них документы и материалы (информацию), необходимые для повышения эффективности и развития деятельности представительства |
|
Организовывать работу по рассмотрению обращений клиентов авиационного предприятия, поступающих в представительство, в соответствии с действующими нормативными правовыми документами, установленными правилами авиационного предприятия с использованием передовых информационных систем взаимодействия с клиентами |
|
По согласованию с соответствующим структурным подразделением авиационного предприятия и, при необходимости, с аэропортом, разрабатывать и осуществлять план действий в кризисных, сбойных и чрезвычайных ситуациях, план эвакуации персонала и служебной документации, план действий по обеспечению сохранности материальных и денежных средств представительства |
|
Осуществлять мероприятия по сохранности имущества авиационного предприятия, оказывать содействие в проведении авиационным предприятием инвентаризации вверенного представительству имущества, организовывать процедуры приемки воздушных судов и бортового имущества на ответственное хранение от экипажа в соответствии с действующей инструкцией |
|
Организовывать открытие нового представительства в государстве пребывания, выполнять работы по регистрации коммерческой деятельности, получению лицензии и выполнению других формальностей, связанных с созданием представительства, его эффективным управлением или прекращением его деятельности |
|
Необходимые знания |
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика |
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных документов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте |
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства |
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей |
|
Правила обслуживания особых категорий пассажиров |
|
Положения руководства авиационного предприятия по обслуживанию пассажиров |
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов |
|
Общие правила воздушных перевозок грузов и почты, требования к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей |
|
Правила перевозки опасных грузов |
|
Правила перевозки животных |
|
Правила оформления перевозочных документов |
|
Правила претензионной работы |
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов |
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и другими организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций |
|
Основы психологии (конфликтологии) |
|
Правила взаиморасчетов за перевозки на международных и внутренних авиалиниях |
|
Основы делового этикета |
|
Основы менеджмента и маркетинга |
|
Принципы стратегического и оперативного планирования, риск – менеджмента, методы управления бизнес-процессами и проектами |
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания |
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, предупреждения и противодействия коррупции |
|
Иностранный язык на уровне, достаточном для качественного исполнения трудовых функций |
|
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация выполнения наземного, технического, коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты |
Код |
C/03.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация выполнения работ по обслуживанию пассажиров и багажа |
Организация выполнения работ по наземному и техническому обслуживанию воздушных судов |
|
Организация выполнения работ по обслуживанию грузов и почты |
|
Организация коммерческой деятельности представительства в части агентской и корпоративных продаж пассажирских перевозок, а также в области грузовых и почтовых перевозок |
|
Организация работ по рассмотрению обращений граждан, претензий и жалоб пассажиров, поступающих в представительство, связанных |
|
Проведение переговоров со службами координации расписания аэропорта государства пребывания с целью подтверждения необходимых слотов |
|
Организация мероприятий по получению разрешений на международные перевозки авиационного предприятия от ведомства гражданской авиации государства пребывания |
|
Организация взаимодействия с таможенными, иммиграционными органами, обеспечения паспортно-визового контроля документов пассажиров, обеспечения производственной и авиационной безопасности в аэропорту государства пребывания |
|
Осуществление расчетно-платежных операций, контроль за финансовыми документами, движением денежных средств в отношении финансовых операций, связанных с выполнением наземного, технического, коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты, в соответствии с правами, предоставленными представительству, предоставление финансовой отчетности при наличии требований авиационного предприятия |
|
Необходимые умения |
Организовывать использование эффективных процессов и инновационных решений при выполнении работ по обслуживанию пассажиров и багажа, наземному и техническому обслуживанию воздушных судов, обслуживанию грузов и почты |
Готовить предложения и организовывать использование прогрессивных подходов и инструментов в области информатизации, маркетинга, персонального обслуживания, дистрибуции, анализа систем данных, мобильных сервисов, мульти модальных перевозок при осуществлении коммерческой деятельности представительства в рамках имеющихся полномочий и согласно требованиям правил и нормативных документов авиационного предприятия |
|
Организовывать применение и развивать передовые информационные системы работы с обращениями граждан, претензиями и жалобами пассажиров, поступивших в представительство, организовывать обучение работников представительства в целях повышения оперативности и качества обслуживания |
|
Планировать и осуществлять эффективное взаимодействие по действующим договорам с авиационными властями, с авиационными предприятиями, с государственными и коммерческими организациями государства пребывания, развивать партнерство и организовывать проведение переговоров с международными организациями, общественными организациями и СМИ государства пребывания по поручению авиационного предприятия |
|
Организовывать и контролировать расчетно-платежные операции по осуществлению деятельности представительства в пределах утвержденного бюджета и в рамках заключенных договоров, готовить отчетность по валютно-финансовой деятельности в соответствии с действующими нормативными документами и законодательством государства пребывания с использованием прогрессивных электронных систем |
|
Необходимые знания |
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика |
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных документов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте |
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства |
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей |
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями |
|
Основные положения руководства авиационного предприятия по обслуживанию пассажиров |
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов |
|
Общие правила воздушных перевозок грузов и почты, требования к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей |
|
Правила перевозки опасных грузов |
|
Правила перевозки животных |
|
Правила оформления перевозочных документов |
|
Правила претензионной работы |
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов |
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и другими организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций |
|
Основы психологии (конфликтологии) |
|
Правила взаиморасчетов за перевозки на международных и внутренних авиалиниях |
|
Основы делового этикета |
|
Основы менеджмента и маркетинга |
|
Принципы стратегического и оперативного планирования, риск – менеджмента, методы управления бизнес-процессами и проектами |
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания |
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, предупреждения и противодействия коррупции |
|
Иностранный язык на уровне, достаточном для качественного исполнения трудовых функций |
|
Другие характеристики |
- |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Контроль за выполнением задач, функций, показателей эффективности и качества деятельности представительства авиакомпании |
Код |
C/04.8 |
Уровень (подуровень) квалификации |
8 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация контроля за обеспечением безопасности полётов, авиационной безопасности и сохранности воздушных судов на земле |
Взаимодействие с местными уполномоченными органами |
|
Контроль распределения коммерческой загрузки (пассажиров, багажа и грузов) на борту воздушного судна в соответствии со стандартами авиационного предприятия |
|
Контроль за предоставлением услуг по обслуживанию рейсов |
|
Контроль выполнения целевых показателей провайдеров наземного обслуживания и представительства |
|
Содействие в заключении соглашения об уровне обслуживания с провайдерами по наземному обслуживанию |
|
Контроль предоставления комплекса услуг пассажирам, включая пассажиров с ограниченными физическими возможностями авиационного предприятия на всех этапах предполётного и послеполетного наземного обслуживания в аэропорту пребывания |
|
Организация контроля выручки по агентским продажам пассажирских перевозок, по продажам грузовых и почтовых перевозок, и соблюдения правил бронирования и правил продажи авиационного предприятия |
|
Организация контроля за соблюдением работниками представительства правил приема, хранения и передачи наличных денежных средств и оформления кассовых операций при ведении собственной продажи |
|
Проведение периодических выборочных проверок контрагентов авиационного предприятия по договорам в части, касающейся производственной и административно-хозяйственной деятельности представительства, на предмет соблюдения ими условий договоров и целевых показателей в области качества, установленных соглашениями об уровне обслуживания |
|
Организация контроля соблюдения работниками |
|
Контроль исполнения должностных обязанностей и соблюдение внутреннего распорядка (учет рабочего времени) всеми работниками представительства |
|
Организация и контроль прохождения работниками представительства обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований (если применимо) |
|
Необходимые умения |
Организовывать и контролировать разработку и внедрение системы управления рисками, управлять рисками безопасности полетов и авиационной безопасности в рамках имеющихся полномочий |
Решать, совместно с уполномоченными органами и организациями государства пребывания, вопросы охраны воздушных судов, предотвращения противоправных актов в отношении экипажей, пассажиров, работников авиационного предприятия, взаимодействовать при проведении инспекций воздушных судов |
|
Организовывать контроль распределения коммерческой загрузки на борту воздушного судна, выделять багаж трансферных пассажиров с критическими стыковками в соответствии со стандартами авиационного предприятия |
|
Организовывать контроль за предоставлением услуг по обслуживанию рейсов и пассажиров, включая пассажиров с ограниченными физическими возможностями, на всех этапах предполетного и послеполетного наземного обслуживания с использованием информационных систем и при взаимодействии с компаниями по наземному обслуживанию и службами аэропорта государства пребывания |
|
Контролировать полное и своевременное перечисление выручки на счета авиационного предприятия в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации |
|
Организовывать и контролировать проведение мероприятий по обеспечению безопасности пассажиров и членов экипажей |
|
Контролировать полноту и своевременность переводов контрагентами денежных средств на счет представительства |
|
Организовывать и контролировать соблюдение работниками представительства требований законодательства, нормативных документов, должностных обязанностей, проводить разъяснительную работу, организовывать повышение квалификации, проводить служебные расследования в установленном порядке |
|
Необходимые знания |
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика |
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных документов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте |
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства |
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей |
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями |
|
Документы авиационного предприятия о технологии работы при обслуживании воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов |
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов |
|
Общие правила воздушных перевозок грузов и почты, требования к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей |
|
Правила перевозки опасных грузов |
|
Правила перевозки животных |
|
Правила оформления перевозочных документов |
|
Правила претензионной работы |
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов |
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и другими организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций |
|
Основы психологии (конфликтологии) |
|
Правила взаиморасчетов за перевозки на международных и внутренних авиалиниях |
|
Основы делового этикета |
|
Основы менеджмента и маркетинга |
|
Принципы стратегического и оперативного планирования, риск – менеджмента, методы управления бизнес-процессами и проектами |
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания |
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, предупреждения и противодействия коррупции |
|
Иностранный язык на уровне, достаточном для качественного исполнения трудовых функций |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях – разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта |
Председатель Совета, Борисенко Андрей Иванович, город Москва |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
ПАО «Аэрофлот», город Москва |
2. |
АО «Авиакомпания «Сибирь», город Новосибирск |
3. |
ООО «Консалтинговая компания Авиаперсонал», город Москва |
[1] Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014
[3] Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)
[4] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
[5] Общероссийский классификатор специальностей по образованию