Председательствовали:
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Н.Н. Ивановский.
Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации -руководитель Федерального агентства воздушного транспорта А.В. Нерадько.
Присутствовали:
Члены Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта:
А.В. Андреев, М.Ю. Бойчук, Н.Ф. Гаврилов, Д.Л. Горин, В.В. Горлов, СП. Демиденко, Б.П. Елисеев, М.В. Еремеева, СВ. Капанина, С.А. Ковалев, В.Д. Курочкин, СГ. Минигулов, И.М. Морозов, СЕ Николкина, СЮ. Никотин, М.А. Погосян, А.А. Подгорная, В.И. Селитринников, В.В. Соломенцев, М.Ю. Титов, А.Ю. Южаков.
Приглашенные:
Хартунян Д.А. - директор по производству АО «Международный аэропорт «Внуково»;
Борисов И.А. - генеральный директор ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово»;
Сытин Ф.М. - заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Международный аэропорт «Шереметьево»;
Мартиросов А.З. - генеральный директор ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»;
Клебанов В.А. - генеральный директор АО «Авиакомпания «Сибирь»;
Батанов И.Г. - директор Департамента управления сетью и доходами ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии»;
Скуратов С.Н. - генеральный директор ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии».
От Росавиации:
Заместители руководителя Росавиации, начальники Управлений центрального аппарата Росавиации, заместители начальников Управлений центрального аппарата Росавиации, советники руководителя Росавиации, сотрудники Росавиации. Руководители (начальникам) межрегиональных территориальных управлений Росавиации.
Отсутствовали:
Члены Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта:
В.Н. Забелин, С.К. Крикалев, СЕ. Кузнецов, B.C. Сонин, Н.Б. Уланов.
Повестка дня заседания:
1. О мерах по сохранению и развитию воздушных перевозок внутри России в условиях пандемии (инфраструктура, воздушные суда, кадры, взаимодействие с региональными и местными органами власти). Доступность авиатранспорта населению, проживающему в местных населенных пунктах и отдаленных районах страны.
Доклады:
Дмитрий Викторович Ядров - заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта.
Мирослав Юрьевич Бойчук - заместитель Председателя Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта.
Заслушав и обсудив доклады и выступления участников заседания, Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Общественный совет) констатирует, что ограничения на все виды деятельности, введенные в начале 2020 года в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (далее - Пандемия) в стране и за рубежом, вызвали очень серьезные проблемы и сбои в работе гражданской авиации.
Руководство страны и национальные сообщества обоснованно и незамедлительно поставили отечественный авиатранспорт в разряд отраслей, максимально подверженных воздействию Пандемии.
Начиная с февраля 2020 года, произошло резкое падение международных и внутренних авиаперевозок. В пиковый период Пандемии (апрель, май), когда в прошлые годы гражданская авиация выходила на высокий уровень перевозок, в 2020 году они приближались к нулевой отметке. Пострадали все организации и предприятия гражданской авиации, но в наиболее сложном положении оказались авиакомпании и аэропорты. Самый глубокий спад производственно-экономических показателей произошел в крупных авиакомпаниях и аэропортах, осуществляющих международные авиаперевозки.
Так, за 9 месяцев 2020 года ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» перевезло только 23,1 млн. пассажиров, что на 50,7 % ниже результата аналогичного периода 2020 года, чистый убыток составил 79,4 млрд. руб.
В аэропорту Домодедово в период с 01 по 06 декабря 2020 года объемы работ снизились на 42 % относительно аналогичного периода в 2019 году, а количество «взлет-посадок» международных авиарейсов упало на 88 %.
В целом по отрасли международные авиаперевозки к 01 ноября 2020 года составили всего 12 млн. пассажиров, а в аналогичный период 2019 года они составляли 48 млн. пассажиров.
Законодательной и исполнительной властью страны, Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством воздушного транспорта совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами с февраля 2020 года по настоящее время проводится большая работа, препятствующая остановке производств и направленная на сохранение численности работающих, особенно специалистов.
Правительством Российской Федерации оперативно принимаются решения по введению моратория на подачу заявлений о банкротстве, предоставлению организациям отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, лизинговых платежей за воздушные суда, продлевался срок действия разрешительных документов.
Из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены субсидии для авиакомпаний в размере 23,4 млрд. руб. (20,953 млрд рублей с учетом перераспределения на региональные перевозки), для аэропортов - 10,9 млрд. руб. (10,605 млрд рулей с учетом перераспределения). В результате была обеспечена бесперебойная деятельность авиационных предприятий и сохранена численность авиационного персонала на 90 %, в сравнении с 01 января 2020 года. На заработную плату в авиакомпаниях было израсходовано 77,5 %, а в аэропортах 85 % от объема выделенных субсидий. Остальные средства пошли на поддержание операционной деятельности.
В 2020 году Федеральным агентством воздушного транспорта, как и в предыдущие годы, продолжается реализация двух программ субсидирования авиаперевозок:
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» на осуществление региональных авиаперевозок на территории Российской Федерации выделено 9,4 млрд. руб.;
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» выделено 5,8 млрд. руб.;
- по распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.07.2020 № 1880-р выделено 3 млрд. руб. на осуществление авиаперевозок на современных воздушных судах, произведенных на территории Российской Федерации после 01.09.2009 и др.
Данные меры являются серьезной поддержкой внутренних воздушных перевозок, что привело к оживлению в данном сегменте. Так, бюджетная авиакомпания «Победа» в третьем квартале 2020 года увеличила пассажиропоток на 12 % по сравнению со вторым кварталом ранее. Авиакомпания «Сибирь» в период предстоящих новогодних праздников (декабрь 2020 года - январь 2021 года) запланировала выполнение 130 рейсов в сутки через аэропорт Домодедово (в основном на внутренних линиях), а по состоянию на 10.10.2020 суточная интенсивность составляет 70 рейсов в сутки через данный аэропорт.
В аэропортовых комплексах, на воздушных судах и объектах гражданской авиации осуществляется комплекс защитных мер против Пандемии, предусмотренных требованиями Роспотребнадзора и Росавиации.
Практика показала, что в реальной обстановке сегмент внутренних авиаперевозок подлежит регулированию и развитию при объединении усилий всех уровней государственной власти, бизнеса, общественности.
В сложившейся обстановке Общественный совет считает целесообразным уделить повышенное внимание вопросам авиации общего назначения, как сегменту гражданской авиации, развивающемуся за счет собственных средств, без помощи государственных субсидий, но способной оказать позитивное влияние на авиационную деятельность.
Вызывает большую озабоченность то, что объем субсидирований на 2020 год, установленный первоначально в соответствии с постановлением Правительства № 1242 (9,4 млрд. руб.), был секвестрирован до 4,3 млрд. руб., а авиакомпании уже продали льготные авиационные билеты, возврат которых недопустим.
Дефицит субсидируемых средств составил 1,84 млрд. руб. В связи с этим, Росавиация через Минтранс России обратилась в сентябре 2020 года в Правительство Российской Федерации с просьбой выделить 1,9 млрд. руб. на покрытие вышеуказанного дефицита. Решение по данному вопросу по состоянию на 11.12.2020 не принято.
В борьбе за сохранение численности персонала эксплуатанты -работодатели снизили реальный заработок пилотов в 2 - 2,5 раза, что может привести к выбыванию из отрасли ключевой части авиационного персонала.
В 2019 году начата реализация федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Несмотря на Пандемию, исполнение части проекта, предусмотренного на 2020 год, реализуется в полном объеме. В 2020 году будут введены в эксплуатацию аэропортовые комплексы Челябинска, Хабаровска и Норильска и другие. Досрочно в 2020 году будет введен в эксплуатацию аэропортовый комплекс Великий Устюг, являющийся значимым в развитии внутреннего туризма.
Аэропорты, особенно регионального, местного значения и посадочные площадки, несут повышенные расходы на обеспечение транспортной и авиационной безопасности. Требуется корректировка нормативных документов в данном вопросе.
Общественный совет отмечает, что в настоящее время обстановка в гражданской авиации остается крайне сложной, хотя и наблюдается положительная динамика внутренних пассажирских авиаперевозок. Общий пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году прогнозируется на уровне 50 % от объемов 2019 года. Восстановление авиаперевозок российскими авиакомпаниями в 2021 году прогнозируется в пределах 80 % от объема 2019 года.
Противостояние Пандемии, сохранение и развитие авиаперевозок требует объединения всех уровней власти (федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной), бизнеса и общественности.
Общественный совет решил:
1. Принять к сведению доклады заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Д.В. Ядрова и заместителя Председателя Общественного совета М.Ю. Бойчука.
2. Отметить, что в период Пандемии руководством Государства, Минтранса России, Росавиации, организациями и предприятиями отрасли принимаются серьезные меры, направленные на сохранение и развитие воздушных перевозок с предоставлением приоритетов межрегиональным, внутри региональным и местным авиаперевозкам.
3. Председателю Общественного совета и его заместителям:
- запланировать и организовать проведение в первом квартале 2021 года совместного заседания Общественного совета при Росавиации и Общественного совета при Ростуризме по вопросу развития внутреннего туризма с широким использованием авиатранспорта;
- запланировать и организовать проведение во втором квартале 2021 года совместного заседания Общественного совета при Росавиации и Общественного совета при Минпромторге России по вопросу производства типовой линейки отечественных воздушных судов с целью выполнения внутри региональных и местных воздушных перевозок.
4. Общественному совету обратиться в Правительство Российской Федерации через Министерство транспорта Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации с просьбой оказать содействие в ускорении решения следующих вопросов:
- выделение Росавиации бюджетных субсидий для покрытия дефицита проданных льготных авиабилетов в 2020 году на сумму 1,9 млрд. руб.;
- продление программы субсидирования аэропортов, реализуемой согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.2020 № 813 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским аэропортам и организациям, входящим в одну группу лиц с российским аэропортом, на частичную компенсацию расходов вследствие снижения их доходов в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», до конца 2020 года и на 2021 год с выделением Росавиации необходимых бюджетных средств;
- перенос выплат отложенных льготных кредитов и процентов по ним со второго квартала 2021 года на 2022 год для авиакомпаний и аэропортов гражданской авиации России;
- внесение изменений в нормативные документы с целью снижения аэропортам чрезмерной финансовой нагрузки по обеспечению завышенных требований транспортной и авиационной безопасности;
5. Рекомендовать Федеральному агентству воздушного транспорта своевременно информировать Правительство Российской Федерации об ухудшении экономического состояния авиапредприятий, входящих в системообразующие предприятия гражданской авиации России с целью принятия своевременных мер государственной поддержки.
6. Рекомендовать руководителям аэропортов использовать европейский и американский опыт в части создания на перронах специальных стоянок, а также целевых терминалов для авиации общего назначения в целях развития внутреннего частного и делового авиатуризма.
7. Протокол заседания Общественного совета направить в Общественную палату Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта.
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Н.Н. Ивановский