Необходимость разработки нового документа обусловлена, прежде всего, тем, что с момента принятия прошлой Стратегии авиапрома (2006 год) произошли масштабные изменения как в России, так и мире.
Была завершена консолидация авиационной отрасли, модернизирован производственный, конструкторский и научно-исследовательский комплекс, выведена на рынок новая продукция гражданского, военного и специального назначения. Скорректирована и государственная политика в отношении авиационной промышленности. Если в 2006 году она была направлена на проведение НИОКР, техническое и технологическое перевооружение авиационных предприятий, то в современных условиях господдержка смещается в сторону продвижения продукции авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках и создания опережающего научно-технического задела.
В целом стала иной и экономическая ситуация. В современных реалиях авиационная промышленность вынуждена развиваться на фоне затяжного экономического спада и волатильности рынков. При этом изменилось конкурентное и рыночное окружение, появились новые страны-конкуренты и принципиально новые технологические решения в авиастроении.
Геополитические изменения в мире остро ставят вопрос о выстраивании новых международных альянсов и об импортозамещении в отрасли.
Стратегия авиапрома − 2030 продолжает решение задач, выполнение которых было начато в рамках предыдущей Стратегии, и учитывает новые вызовы, стоящие перед отраслью на современном этапе развития:
• текущая модель отрасли требует трансформации: необходимо создание развитой системы отечественных поставщиков, производителям комплектующих надо встроиться в международное разделение труда;
• внутренний рынок якорный, однако в связи с недостаточностью его масштаба предприятиям необходимо параллельно осваивать внешние рынки;
• требуется трансформация сложившихся отношений научных организаций и производственных предприятий: для этого создан НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», образуются инженерные подразделения в интегрированных структурах, формируется институт генеральных конструкторов корпораций;
• ограниченность финансовых ресурсов государства: государство вынуждено экономить, пересматривать приоритеты расходов, отсутствует возможность существенного увеличения бюджетного финансирования, в то время как для построения конкурентоспособной модели отрасли необходим значительный объем финансирования и рост эффективности использования инвестиционных средств.
В новой Стратегии заложены следующие принципы:
• для повышения конкурентоспособности отрасли интегрированные структуры авиационной промышленности при поддержке государства сфокусируются на ключевых компетенциях (НИОКР, интеграции, продажах и послепродажном обслуживании) и развитии системы поставщиков. Должно появиться новое поколение поставщиков, работающих не только на авиационную промышленность, но и на смежные отрасли, способных работать с рыночным заказчиком;
• для увеличения доступного рынка участники отрасли сфокусируются на глобально конкурентоспособных проектах, а государство, опираясь на гособоронзаказ, поддержит встраивание российских поставщиков и финалистов в мировой рынок с использованием в качестве стартовой точки потенциала внутреннего рынка. Так, обеспечивая низкую волатильность, долгосрочный и предсказуемый характер государственного оборонного заказа, государство поддержит стабильный спрос на внутреннем рынке авиационной техники военного и специального назначения. Внутренний рынок гражданских ВС государство поддержит за счет стимулирования авиакомпаний к расширению парка ВС российского производства. Для участников отрасли будут сохранены и расширены действующие меры, направленные на развитие сервисно-логистической поддержки авиационной техники российского производства и поддержку продаж;
• система подготовки кадров за счет изменения программ обучения, обновления материальной базы учебных заведений, усиления взаимодействия системы образования, науки и промышленности должна быть ориентирована на актуальные и перспективные потребности промышленности и науки, в том числе на обеспечение работы в условиях международной кооперации и нового технологического уклада;
• эффективность авиационной науки будет достигаться за счет приоритезации исследований и через вовлечение промышленности в проведение научных исследований и коммерциализацию прав на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также усиление международного взаимодействия в области науки;
• в условиях снижения возможностей федерального бюджета государство поддержит экспортно ориентированные капиталоемкие проекты по созданию авиационной техники гражданского и двойного назначения, находящиеся в высокой стадии готовности; в отрасль будет активно привлекаться частный бизнес в качестве акционера интегрированных структур и участника кооперации: взвешенно, постепенно и планомерно в отрасли будет проведена частичная приватизация интегрированных структур и их дочерних и зависимых обществ ― поставщиков второго–четвертого уровней, доля частных инвестиций будет зависеть от конкретных целей конкретной компании; принимая во внимание критическую важность непрерывного обновления и формирования опережающего научно-технического задела для глобальной конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности, государство предоставит поддержку приоритетным направлениям в области авиационной науки и технологий, в том числе нацеленным на обеспечение технологического суверенитета страны.
В итоге авиационная промышленность должна стать экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной отраслью, встроенной в мировой рынок и международное разделение труда.
Ознакомиться с проектом Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года можно здесь.
Была завершена консолидация авиационной отрасли, модернизирован производственный, конструкторский и научно-исследовательский комплекс, выведена на рынок новая продукция гражданского, военного и специального назначения. Скорректирована и государственная политика в отношении авиационной промышленности. Если в 2006 году она была направлена на проведение НИОКР, техническое и технологическое перевооружение авиационных предприятий, то в современных условиях господдержка смещается в сторону продвижения продукции авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках и создания опережающего научно-технического задела.
В целом стала иной и экономическая ситуация. В современных реалиях авиационная промышленность вынуждена развиваться на фоне затяжного экономического спада и волатильности рынков. При этом изменилось конкурентное и рыночное окружение, появились новые страны-конкуренты и принципиально новые технологические решения в авиастроении.
Геополитические изменения в мире остро ставят вопрос о выстраивании новых международных альянсов и об импортозамещении в отрасли.
Стратегия авиапрома − 2030 продолжает решение задач, выполнение которых было начато в рамках предыдущей Стратегии, и учитывает новые вызовы, стоящие перед отраслью на современном этапе развития:
• текущая модель отрасли требует трансформации: необходимо создание развитой системы отечественных поставщиков, производителям комплектующих надо встроиться в международное разделение труда;
• внутренний рынок якорный, однако в связи с недостаточностью его масштаба предприятиям необходимо параллельно осваивать внешние рынки;
• требуется трансформация сложившихся отношений научных организаций и производственных предприятий: для этого создан НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», образуются инженерные подразделения в интегрированных структурах, формируется институт генеральных конструкторов корпораций;
• ограниченность финансовых ресурсов государства: государство вынуждено экономить, пересматривать приоритеты расходов, отсутствует возможность существенного увеличения бюджетного финансирования, в то время как для построения конкурентоспособной модели отрасли необходим значительный объем финансирования и рост эффективности использования инвестиционных средств.
В новой Стратегии заложены следующие принципы:
• для повышения конкурентоспособности отрасли интегрированные структуры авиационной промышленности при поддержке государства сфокусируются на ключевых компетенциях (НИОКР, интеграции, продажах и послепродажном обслуживании) и развитии системы поставщиков. Должно появиться новое поколение поставщиков, работающих не только на авиационную промышленность, но и на смежные отрасли, способных работать с рыночным заказчиком;
• для увеличения доступного рынка участники отрасли сфокусируются на глобально конкурентоспособных проектах, а государство, опираясь на гособоронзаказ, поддержит встраивание российских поставщиков и финалистов в мировой рынок с использованием в качестве стартовой точки потенциала внутреннего рынка. Так, обеспечивая низкую волатильность, долгосрочный и предсказуемый характер государственного оборонного заказа, государство поддержит стабильный спрос на внутреннем рынке авиационной техники военного и специального назначения. Внутренний рынок гражданских ВС государство поддержит за счет стимулирования авиакомпаний к расширению парка ВС российского производства. Для участников отрасли будут сохранены и расширены действующие меры, направленные на развитие сервисно-логистической поддержки авиационной техники российского производства и поддержку продаж;
• система подготовки кадров за счет изменения программ обучения, обновления материальной базы учебных заведений, усиления взаимодействия системы образования, науки и промышленности должна быть ориентирована на актуальные и перспективные потребности промышленности и науки, в том числе на обеспечение работы в условиях международной кооперации и нового технологического уклада;
• эффективность авиационной науки будет достигаться за счет приоритезации исследований и через вовлечение промышленности в проведение научных исследований и коммерциализацию прав на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также усиление международного взаимодействия в области науки;
• в условиях снижения возможностей федерального бюджета государство поддержит экспортно ориентированные капиталоемкие проекты по созданию авиационной техники гражданского и двойного назначения, находящиеся в высокой стадии готовности; в отрасль будет активно привлекаться частный бизнес в качестве акционера интегрированных структур и участника кооперации: взвешенно, постепенно и планомерно в отрасли будет проведена частичная приватизация интегрированных структур и их дочерних и зависимых обществ ― поставщиков второго–четвертого уровней, доля частных инвестиций будет зависеть от конкретных целей конкретной компании; принимая во внимание критическую важность непрерывного обновления и формирования опережающего научно-технического задела для глобальной конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности, государство предоставит поддержку приоритетным направлениям в области авиационной науки и технологий, в том числе нацеленным на обеспечение технологического суверенитета страны.
В итоге авиационная промышленность должна стать экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной отраслью, встроенной в мировой рынок и международное разделение труда.
Ознакомиться с проектом Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года можно здесь.