Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«___»__________________2014
МОСКВА
Об утверждении Порядка определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности.
2. Организациям – балансодержателям имущества аэродромов гражданской авиации, находящегося в федеральной собственности (далее – имущество аэродрома), а в случае, если имущество аэродрома находится в казне Российской Федерации – Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить внесение изменений в действующие договоры аренды имущества аэродромов в течение 14 рабочих дней после утверждения прилагаемого Порядка.
3. Организация - балансодержатель имущества аэродрома, а в случае, если имущество аэродрома находится в казне Российской Федерации – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 10-дневный срок со дня заключения договора аренды имущества аэродрома размещает его на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети Интернет.
5. Организациям-балансодержателям имущества аэродрома, а в случае, если имущество аэродрома находится в казне Российской Федерации – Федеральному агентству по управлению государственным имуществом при заключении договоров аренды имущества аэродромов предусмотреть следующее типовое условие:
арендная плата по договору аренды имущества аэродрома подлежит ежегодному пересмотру в течение I квартала следующего года.».
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.А. Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
«___»______________2014
Порядок определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности
1. Настоящий Порядок утверждает правила определения размера арендной платы за пользование имуществом аэродрома, а также условия и сроки ее внесения.
2. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
имущество аэродрома - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы аэродрома, находящиеся в федеральной собственности и непосредственно используемые в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов;
оператор аэродрома - лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
3. Размер арендной платы на очередной календарный год рассчитывается на основании данных за два предыдущих календарных года (расчетный период) о доходах оператора аэродрома от обслуживания взлет-посадок воздушных судов и уплачивается арендатором ежемесячно равными долями не позднее 10 числа текущего месяца.
4. Расчеты между оператором аэродрома и организацией-балансодержателем имущества аэродрома, а в случае, если имущество аэродрома находится в казне Российской Федерации – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по договору аренды имущества аэродрома производятся в безналичной форме на счет организации – балансодержателя аэродрома, а в случае, если имущество аэродрома находится в казне Российской Федерации – на счет территориального органа Федерального казначейства.
5. Размер арендной платы на очередной календарный год за пользование оператором аэродрома имуществом аэродрома рассчитывается по следующей формуле:
A = S х D, где:
A – арендная плата;
S – ставка арендной платы в процентах от объема доходов оператора аэродрома от обслуживания взлет-посадок воздушных судов за расчетный период с учетом НДС, указанная в приложении;
D – объем доходов оператора аэродрома от обслуживания взлет-посадок воздушных судов, рассчитанный на основании данных, содержащихся в отчете о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта (форма № 67-ГА) как среднее арифметическое совокупности таких доходов за расчетный период.
Приложение к Порядку
определения арендной платы за аэродромы
гражданской авиации, находящиеся
в федеральной собственности
Классификация аэродромов в соответствии с уровнем доходов операторов аэродромов от сбора за взлет-посадку
Объем доходов оператора аэродрома от обслуживания взлет-посадок воздушных судов
|
Ставка арендной платы в процентах от доходов оператора аэродрома от сбора за взлет-посадку за предыдущий год с учетом НДС
|
более 800 млн. рублей
|
10%
|
от 200 до 800 млн. рублей
|
8%
|
от 100 до 200 млн. рублей
|
7%
|
от 20 до 100 млн. рублей
|
6%
|
менее 20 млн. рублей
|
5%
|
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности».
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения арендной платы за аэродромы гражданской авиации, находящиеся в федеральной собственности» (далее – Проект) вносится Минтрансом России. Проект подготовлен во исполнение пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 01.11.2013 АД-П9-212пр и пункта 2.2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 06.02.2015 № АД-П9-33пр.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект постановления. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
В настоящее время около 80% аэропортов в силу объективно низких объемов авиаперевозок не могут стабильно генерировать положительный чистый денежный поток от аэропортовой деятельности и фактически являются не коммерческими, а социально-значимыми объектами транспортной инфраструктуры, в связи с чем способны выплачивать незначительные арендные платежи.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлен единый подход к установлению арендной платы за пользование имуществом аэродромов, находящихся в федеральной собственности. Метод определения ставки арендной платы за имущество аэродромов, находящееся в федеральной собственности, на основании результатов оценки его рыночной стоимости независимым оценщиком является избыточно трудоемким и затратным для массового использования, влечет дополнительные расходы федерального бюджета. Отсутствие единого прозрачного подхода к решению указанного вопроса создает фактор неопределенности для главных операторов и/или частных инвесторов при принятии ими решений об инвестировании средств в развитие инфраструктуры аэропортов, что снижает инвестиционную привлекательность аэропортовой отрасли в целом.
При этом схожая задача определения арендной платы в отношении земельных участков под аэродромами успешно решена посредством внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011 № 597 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов».
Аналогичный подход к определению размера арендной платы следует распространить в отношении имущества аэродромов, находящихся в федеральной собственности, что позволит исключить вариативность расчетов как предпосылку коррупциогенного фактора, обеспечит сопоставимость результатов, прозрачность расчетов и их простоту, а также исключить расходы федерального бюджета в связи с производством оценки.
3. Оценка эффективности предполагаемых решений
Проект направлен на повышение прозрачности и учет реальных экономико-юридических условий использования аэродромных комплексов операторами аэродромов (главными операторами аэропортов). Основными принципами, на которых базируется предлагаемый проект, являются:
- экономическая обоснованность (размер арендной платы базируется на доходах оператора аэродрома - арендатора (главного оператора аэропорта);
- предельная простота расчета арендной платы - арендная плата представляет собой процент от доходов оператора аэродрома (главного оператора аэропорта), указанных в отчете о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта (форма № 67-ГА);
- недопустимости ухудшения текущего экономического состояния аэропортов Российской Федерации, с одной стороны, и недопустимости снижения уровня платежей за пользование федеральным имуществом аэродромов, с другой стороны;
- установление единого подхода для всех участников рынка аэропортовых услуг при определении и финансовой нагрузки по оплате за пользование аэродромными комплексами;
Проектом предлагается внедрить единый подход, который заключается в расчете арендной платы за пользование имуществом аэродромов на базе доходов арендаторов - операторов аэродрома (главных операторов аэропортов) от сбора за взлет-посадку, который в настоящее время является регулируемым сбором, устанавливаемым Федеральной службой по тарифам. Это позволяет учитывать реальные экономические возможности аэропортов.
Проектом предусмотрено разделение всех аэропортов на категории в доходов оператора аэродрома от сбора за взлет-посадку – как наиболее объективного показателя экономического состояния аэропорта (в этом случае учитываются доходы от обслуживания как пассажирских, так и грузовых перевозок).
Для расчета размера арендной платы настоящим проектом предусмотрено использование исходных данных, содержащихся в отчетах о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта (форма № 67-ГА), а также приказах Федеральной службы по тарифам в части установления ставок сбора за взлет-посадку.
Предлагаемые проектом ставки арендной платы в виде процентов (по категориям аэропортов) от доходов арендаторов (операторов аэродромов) от сбора за взлет-посадку в прошедшем году позволяют обеспечить:
- сохранение доходов балансодержателя/собственника объектов аэродромной инфраструктуры от их сдачи в аренду на текущем уровне;
- автоматическое ежегодное увеличение указанных доходов при росте пассажиропотока в соответствующем аэропорту без дополнительных затрат федерального бюджета или средств унитарного предприятия - балансодержателя на переоценку;
- обоснованное и адекватное распределение финансовой нагрузки на аэропорты с различным пассажиропотоком.
- принятие Проекта не повлечет сколько-нибудь значительного роста регулируемых тарифов и сборов на аэропортовые услуги, а значит и роста стоимости воздушных перевозок.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация проекта постановления не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.