ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года»
Статья 1
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; № 49, ст. 6075, № 50, ст. 6245, 6244; 2008 № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2012, № 25, ст. 3268) следующие изменения:
1. Статью 101 дополнить новым пунктом 2.1. следующего содержания:
«2.1. Международная воздушная перевозка, подлежащая осуществлению несколькими последовательными перевозчиками, считается единой перевозкой, если она рассматривалась сторонами как одна операция, вне зависимости от того, была ли она заключена в виде одного договора или ряда договоров, и она не теряет своего международного характера исключительно в силу того, что один или несколько договоров должны быть выполнены полностью на территории одного и того же государства».
2. Статью 105 изложить в следующей редакции:
«Статья 105. Перевозочные документы
1. К перевозочным документам относятся индивидуальный перевозочный документ (билет), групповой перевозочный документ, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области транспорта.
2. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки багажа, договор воздушной перевозки груза и договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно индивидуальным перевозочным документом (билетом) или групповым перевозочным документом, багажной квитанцией, грузовой накладной, почтовой накладной.
3. Индивидуальный перевозочный документ (билет), групповой перевозочный документ, багажная квитанция, грузовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров и грузов, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее – выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. Грузоотправителю по его просьбе перевозчик выдает квитанцию на груз, позволяющую опознать груз и получить доступ к информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
4. Формы индивидуального перевозочного документа (билета), группового перевозочного документа, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются уполномоченным органом в области транспорта.
5. По требованию суда, органов прокуратуры, органов внутренних дел, судебного пристава-исполнителя, налоговых органов, таможенных органов электронный перевозочный документ передается перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком лицом по информационно-телекоммуникационной сети или на материальных носителях либо представляется в виде выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
6. Для учета воздушных перевозок пассажиров и грузов перевозчиком или действующим на основании договора с перевозчиком лицом ведется реестр перевозочных документов (в том числе реестр электронных перевозочных документов) на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
7. Реестр перевозочных документов ведется в электронном виде или на бумажном носителе и должен содержать сведения о плате за воздушные перевозки пассажиров, багажа, груза, о маршрутах воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза с указанием пунктов отправления и пунктов назначения, а также веса груза. Требования к реестру электронных перевозочных документов утверждаются уполномоченным органом в области транспорта.
8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок утверждаются уполномоченным органом в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму».
3. В статье 110:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу, задержать груз в ходе перевозки в любом пункте посадки, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю, требовать возвращения груза в аэропорт отправления.
Грузоотправитель обязан возместить дополнительные расходы, понесенные перевозчиком в связи с исполнением распоряжений грузоотправителя по изменению договора перевозки груза.»;
2) дополнить новым пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. Если выполнить распоряжения грузоотправителя относительно изменения договора перевозки невозможно, перевозчик обязан немедленно уведомить грузоотправителя об этом.».
4. Пункт 2 статьи 116 изложить в следующей редакции:
«2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего.».
5. В статье 117:
1) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
«1.1. Перевозчик обязан, обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан – родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении, в размере ста тысяч установленных по официальному курсу на момент причинения вреда жизни специальных прав заимствования. При этом перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.»;
2) пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
«1.2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. При выплате указанной компенсации в размере до ста тысяч установленных по официальному курсу на момент причинения вреда здоровью специальных прав заимствования, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.»;
3) пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
«1.3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации, если только перевозчик не докажет, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности потерпевшего пассажира, или что перевозчиком были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.».
6. Статью 118 изложить в следующей редакции:
«Статья 118. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире
1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу.
Перевозчик освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате одного или нескольких перечисленных ниже обстоятельств:
1) присущего грузу дефекта, качества или порока;
2) неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;
3) акта войны или вооруженного конфликта;
4) акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза.
2. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру.
Перевозчик освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа явились результатом присущего багажу дефекта, качества или порока.
3. Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) находящихся при пассажире вещей, если докажет, что они не явились результатом умысла или грубой неосторожности самого перевозчика или бездействия перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.».
7. В пункте 1 статьи 119:
1) подпункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) за утрату, недостачу, или повреждение (порчу) груза, принятого к перевозке без объявления ценности, в размере стоимости груза, но не более семнадцати установленных по официальному курсу, существовавшему на дату, когда груз подлежал выдаче специальных прав заимствования за килограмм груза;»;
2) подпункт 3) изложить в следующей редакции:
«3) за утрату, недостачу, или повреждение (порчу) багажа, принятого к перевозке без объявления ценности, а также вещей, находящихся при пассажире, – в размере их стоимости, но не более одной тысячи установленных по официальному курсу, существовавшему на дату, когда багаж или вещи, находящиеся при пассажире подлежали выдаче специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира.».
8. Статью 120 изложить в следующей редакции:
«Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза
1. За просрочку доставки пассажира в пункт назначения, перевозчик несет ответственность в размере причиненного в результате такой просрочки вреда, но не более четырех тысяч ста пятидесяти установленных по официальному курсу, существовавшему на момент окончания просрочки, специальных прав заимствования.
2. За просрочку доставки багажа или груза в пункт назначения, перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.
3. Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.».
9. В статье 129:
1) в названии после слова «Ответственность» дополнить словами «владельцев воздушных судов»;
2) часть 4 исключить.
10. Статью 133 изложить в следующей редакции:
«Статья 133. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна
1. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Правила обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна являются едиными как при выполнении внутренних воздушных перевозок, так и при выполнении международных воздушных перевозок.».
11. Статью 134 изложить в следующей редакции:
«Статья 134. Обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем.
Перевозчик обязан страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на страховую сумму, размер которой не должен быть менее размера установленного международным договором Российской Федерации за каждый килограмм груза.».
Статья 2
Часть 2 статьи 5 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 25, ст. 3257) после слов «имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок» дополнить словами «перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок,».
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации В.М. Окулов
«____» _____________ 2013 г.
Директор ДПО
«____» _____________ 2013 г. А.А.Дружинин
Директор ДГА
«____» _____________ 2013 г. В.Н. Тасун
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года» (далее – законопроект) подготовлен в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 01.04.2012 № Пр-804, и в соответствии пунктом 14 протокола совещания Правительства Российской Федерации от 09.02.2011 № СИ-П9-5пр и направлен на повышение ответственности авиаперевозчиков за предоставляемые ими услуги по перевозке пассажиров и грузов и, соответствнно качества воздушных перевозок в соответствии с международными стандартами, и мер за их несоблюдение, прав потребителей авиационных услуг.
В настоящее время Российская Федерация является участницей Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, принятой в г. Варшаве от 12 октября 1929 г. (далее – Варшавская конвенция). Участниками Варшавской конвенции являются 152 государства.
Действующее законодательство Российской Федерации содержит положения, требующие корректировки в условиях современного развития рынка международных воздушных перевозок, внедрения новых технологических, правовых и экономических отношений в сфере коммерческой гражданской авиации.
В связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года (далее – Монреальская конвенция), возникает необходимость в приведении воздушного законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами указанной Конвенции, что потребует внесение ряда изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ). Это также позволит привести во взаимное соответствие законодательные акты Российской Федерации.
Статьей 1 Монреальской конвенции вводится понятие перевозки, осуществляемой несколькими последовательными перевозчиками. В целях законодательного закрепления в российском воздушном законодательстве понятия перевозки, осуществляемой несколькими последовательными перевозчиками, данное понятие следует внести в статью 101 ВК РФ и изложить ее в соответствующей редакции.
Согласно статье 3 Монреальской конвенции, при перевозке пассажиров выдается индивидуальный или групповой перевозочный документ, однако в соответствии с пунктом 2 статьи 105 ВК РФ, договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом. Употребление в Монреальской конвенции «индивидуального перевозочного документа» должно пониматься в существующем и используемом в пункте 2 статьи 786 ГК РФ, в пункте 2 статьи 105 ВК РФ значении «билет». Групповой же перевозочный документ представляет собой иной, отличный от билета перевозочный документ, который удостоверяет заключение договора перевозки пассажира сразу в отношении нескольких физических лиц. Однако, сам «групповой перевозочный документ» формой договора перевозки пассажира не является. Таким образом, в соответствующей редакции предлагается изложить пункты 1, 2, 3 и 4 статьи 105 ВК РФ.
С учетом приведенной в статье 6 ВК РФ дефиниции «уполномоченный орган», под которым понимаются, в первую очередь – федеральные органы исполнительной власти, считаем избыточным упоминание в пункте 1 статьи 105 ВК РФ «федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта», и необходимым заменить данную формулировку на «уполномоченного органа в области транспорта».
В целях необходимости учета различий между договором перевозки пассажира и договором перевозки багажа, а также относительно перевозочных документов, удостоверяющих данные договоры, считаем необходимым в пункте 3 статьи 105 ВК РФ дополнить после слов «Договор воздушной перевозки пассажира» после запятой словосочетание «договор воздушной перевозки багажа». Также заменить слово «билетом» словосочетанием «индивидуальным перевозочным документом (билетом) или групповым перевозочным документом». Дополнить после слов «индивидуальным перевозочным документом (билетом) или групповым перевозочным документом» после запятой словосочетание «багажной квитанцией». Заменить не подходящий по смыслу при перечислении договоров воздушной перевозки разделительный союз «или» на соединительный союз «и».
Согласно статье 4 Монреальской конвенции при перевозке грузов вместо авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке. По смыслу Конвенции, под выражением «любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке» понимается, в том числе, возможность применения электронной формы грузовой накладной.
В случае использования электронной формы грузовой накладной на перевозчика согласно Монреальской конвенции возлагается обязанность обеспечить доступ отправителя к информации, содержащейся в записи, сохраняемой такими другими средствами.
В статье 105 ВК РФ использование электронной формы перевозочных документов предусмотрено только при перевозке пассажиров и багажа. В связи с этим, предлагается изложить пункты 6 и 7 статьи 105 ВК РФ в соответствующей редакции.
В пункте 1 статьи 110 ВК РФ определены права грузоотправителя по изменению договора воздушной перевозки груза. В пункте 1 статьи 12 Монреальской конвенции предусмотрен более широкий круг прав грузоотправителя по изменению договора перевозки. При этом установлено, что отправитель не должен использовать право распоряжения грузом в ущерб перевозчику или другим отправителям и обязан возместить все расходы, вытекающие из применения этого права.
В связи с изложенным, в целях приведения норм ВК РФ о правах, предоставляемых грузоотправителю, в соответствие с нормами Монреальской конвенции, предлагается распространить данный перечень прав грузоотправителя на отношения, возникающие как из договора международной воздушной перевозки груза, так и из договора внутренней воздушной перевозки груза. В связи с этим, предлагается изложить пункт 1 статьи 110 ВК РФ в соответствующей редакции.
В связи с тем, что грузополучатель не является стороной договора перевозки груза, не выражает свою волю на заключение договора, а следовательно, может оказаться в ситуации, когда груз, прибывший в его адрес по грузовой накладной, фактически адресован другому получателю, считаем целесообразным изменить пункт 2 статьи 111 ВК РФ, удалив из него норму о том, что грузополучатель обязан принять и вывезти груз».
Данное положение противоречит пункту 3 статьи 308 ГК РФ, согласно которому «обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства». Пункт 2 статьи 111 ВК не согласуется также со статьей 112 ВК РФ и Монреальской конвенцией, в части международной воздушной перевозки груза. В связи с этим, предлагается изложить пункт 2 статьи 111 ВК РФ в соответствующей редакции.
Между ВК РФ и Монреальской конвенцией имеются существенные различия в размерах гражданско-правовой ответственности перевозчика за причинения вреда перевозимым грузу, пассажирам и их имуществу, а также за просрочку исполнения обязательств по договору воздушной перевозки.
Пунктами 1.1 и 1.2 статьи 117 ВК РФ определены размеры компенсации, которые обязан выплатить перевозчик в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира:
– в случае причинения смерти пассажира – 2 млн. руб.;
– в случае причинения вреда здоровью – в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации, но не более 2 млн. руб.
Монреальской конвенцией (статья 21) установлен иной подход к определению размера компенсации в порядке возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира: вред, причиненный жизни (смерть) или здоровью пассажира (телесное повреждение пассажира), не превышающий 100 000 СПЗ (около 4,8 млн. руб.), подлежит возмещению независимо от вины перевозчика – перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность; в части, превышающей указанную сумму, вина перевозчика также презюмируется, однако он получает возможность освободиться от ответственности, доказав либо, что такой вред не был причинен из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия перевозчика, или его служащих, или агентов, либо, что такой вред причинен исключительно из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия третьей стороны. Бремя доказывания предусмотренных Монреальской конвенцией обстоятельств лежит на перевозчике. В связи с этим, предлагается изложить пункты 1.1, 1.2 и 1.3 статьи 117 ВК РФ в соответствующей редакции.
Учитывая установленные статьей 21 Монреальской конвенции обстоятельства, при доказательстве которых перевозчик освобождается от ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, а также учитывая норму, содержащуюся в 1083 ГК РФ, ставящая в зависимость от такой формы вины потерпевшего, как грубая неосторожность, размер подлежащей возмещению компенсации владельцем источника повышенной опасности, считаем необходимым внести изменение в пункт 2 статьи 116 ВК РФ и изложить ее в соответствующей редакции.
В пункте 1 статьи 118 ВК РФ закреплен принцип виновной ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза во время воздушной перевозки, то есть такая ответственность наступает только в случае, если перевозчик не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, либо вред не явился результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
По общему правилу, в Монреальской конвенции так же, как и в ВК РФ, ответственность воздушного перевозчика презюмируется, однако:
а) в отношении вреда, причиненного перевозимому грузу, действует вмененная вина перевозчика, за исключением случаев, когда вред (уничтожение, утеря или повреждение) грузу стал следствием следующих (одного или нескольких) обстоятельств (пункт 2 статьи 18 Монреальской конвенции):
– присущего грузу дефекта, качества или порока;
– неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;
– акта войны или вооруженного конфликта;
– акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза;
б) в отношении вреда, причиненного зарегистрированному багажу, также установлена вмененная вина перевозчика, за исключением случая, если вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока (пункт 2 статьи 17 Конвенции);
в) в отношении вреда, причиненного незарегистрированному багажу (вещам, находящимся при пассажире), предусмотрена только виновная ответственность (пункт 2 статьи 17 Конвенции) – в отношении незарегистрированного багажа, включая личные вещи, перевозчик несет ответственность, если вред причинен по его вине или по вине его служащих или агентов. В связи с этим, предлагается изложить статью 118 ВК РФ в соответствующей редакции.
Статьей 119 ВК РФ урегулированы размеры ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире. Размер ответственности дифференцирован в зависимости от веса груза и багажа; объявленной ценности груза и багажа; реальной стоимости груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. При этом определены предельные размеры возмещения вреда.
Монреальской конвенцией предусматриваются иные размеры ответственности перевозчика за вред, причиненный грузу и багажу.
– при перевозке груза без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 17 СПЗ (около 816 руб.) за 1 кг (пункт 3 статьи 22 Монреальской конвенции);
– при перевозке багажа (в том числе незарегистрированного, т.е. вещей, находящихся при пассажире) без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 1000 СПЗ (около 48 тысяч рублей) в отношении каждого пассажира (пункт 2 статьи 22 Монреальской конвенции).
В целях приведения пределов ответственности, предусмотренных законодательством РФ, в соответствие с нормами международного права, предлагается внести в статью 119 ВК РФ соответствующие изменения.
Статьей 120 ВК РФ установлены пределы ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза. Для всех этих видов перевозки предусмотрены единые нормы возмещения вреда, причиненного нарушением сроков доставки пассажира, багажа или груза: перевозчик выплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов минимального размера оплаты труда (МРОТ) (по состоянию на декабрь 2012 года – 25 рублей) за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы.
Монреальской конвенцией (статья 22) предусмотрены следующие размеры ответственности перевозчика за нарушение сроков перевозки (по терминологии Конвенции – «за задержку»):
б) при перевозке пассажиров – не более 4150 СПЗ (около 74 700 руб.);
в) при перевозке груза – не более 17 СПЗ (около 816 руб.) за 1 кг;
г) при перевозке багажа – не более 1 000 СПЗ (около 48 тыс. руб.) в отношении каждого пассажира.
В случае ратификации Российской Федерацией Монреальской конвенции в целях устранения указанного выше несоответствия между национальным законодательством и нормами указанной Конвенции представляется необходимым статью 120 ВК РФ изложить в соответствующей редакции.
Согласно статье 35 Монреальской конвенции срок исковой давности по делам, связанным с перевозкой воздушным транспортом грузов, пассажиров и багажа составляет два года с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки. В то же время согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год.
В этой связи имеется потребность во внесении в статью 128 ВК РФ уточнения, касающегося срока исковой давности, а также предусматривающего применения данного срока не только в отношении исков, связанных с перевозками грузов, но также и с перевозками пассажиров и багажа.
В связи с этим, предлагается изложить пункт 2 статьи 128 ВК РФ в соответствующей редакции.
Монреальская Конвенция устанавливает требование об обязательном страховании, согласно которой авиаперевозчики должны представлять доказательства наличия договоров страхования, гарантирующие получение компенсации, а также обеспечить возмещение ущерба без необходимости длительного судебного процесса (статья 50 Монреальской Конвенции).
Вопросы обязательного страхования ответственности регулируются в главе XVII Воздушного кодекса «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя». Статьи 131-135 Воздушного кодекса предусматривают следующие виды обязательного страхования ответственности: обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами, обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем и обязательное страхование ответственности эксплуатанта при авиационных работах. В связи с ратификацией Монреальской конвенции возникает необходимость приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с ее требованиями обеспечения ответственности перевозчика перед пассажиром и грузоотправителем. Кроме того, с 1 января 2013 г. вступает в силу (за исключением некоторых его положений) Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Федеральный от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ).
Данным Федеральным законом устанавливается детальное регулирование отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, а также определяются правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования. Закон касается перевозок любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, включая Воздушный кодекс Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте Федерального закона изменения и дополнения в вопросах регулирования призваны привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международным договором и согласовать с новым специальным законом, системно и развернуто регулирующим отношения в области обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром. Вместе с тем в рамках концепции обеспечения единых условий возмещения за причиненный перевозчиком вред вне зависимости от вида перевозки (международная или внутренняя) проект Федерального закона в части регулирования обязательного страхования согласовывается с другими положениями об ответственности перевозчика перед пассажирами.
Согласно гражданскому законодательству, обязанность страховать риск своей гражданской ответственности может быть возложена на лицо, если это предусмотрено федеральным законом (ст. ст. 927 и 935 ГК РФ). Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ закрепляет такую обязанность за перевозчиком пассажиров (независимо от вида транспорта). Рассматриваемый Закон вводит обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а не за нарушение договора перевозки (ст. 932 ГК РФ).
Без заключенного договора обязательного страхования ответственности перевозчик не сможет осуществлять свою деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ перевозчику запрещается осуществление перевозок пассажиров (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), если его гражданская ответственность не застрахована.
Исключения предусмотрены для международных перевозок. Предусматривается, что обязанность осуществить обязательное страхование в соответствии с рассматриваемым Законом считается выполненной, если имущественные интересы перевозчика застрахованы согласно положениям международных договоров или в добровольном порядке по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем это указано в Федеральном законе от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ.
В целом принятие законопроекта будет способствовать устранению дисбаланса правового регулирования в области международной гражданской авиации и будет способствовать созданию современной нормативной правовой основы для формирования безопасного и конкурентного рынка международных воздушных перевозок Российской Федерации.
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации В.М. Окулов
«____» _____________ 2012 г.
Директор ДПО
«____» _____________ 2012 г. А.А.Дружинин
Директор ДГА
«____» _____________ 2012 г. В.Н. Тасун
Росавиация
«____» _____________ 2012 г. _________
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Заместитель Министра
Российской Федерации В.М. Окулов
«____» _____________ 2013 г.
Директор ДГА
«____» _____________ 2013 г. В.Н.Тасун
ПЕРЕЧЕНЬ
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года» не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения федеральных законов.
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации В.М. Окулов
«____» _____________ 2012 г.
Директор ДГА
«____» _____________ 2012 г. В.Н.Тасун
Директор ДПО
«____» _____________ 2012 г. А.А. Дружинин
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года»
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года» потребуется внесение изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации:
- от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»;
- от 08 ноября 2006 № 134 (ред. от 18.05.2010) «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.01.2007 № 8835);
- от 18 мая 2010 г. № 116 «Об установлении формы электронного многоцелевого документа» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.06.2010 № 17567).
Срок подготовки: I квартал 2014 года. Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации В.М. Окулов
«____» _____________ 2012 г.
Директор ДГА
«____» _____________ 2012 г. В.Н.Тасун
Директор ДПО
«____» _____________ 2012 г. А.А. Дружинин