Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Документы Программа

Космическая деятельность России до 2020 года

14 января 2013 года / Правительство РФ / Aviation EXplorer
 

Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы».

Основные положения
государственной программы Российской Федерации
«Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы» для открытого опубликования
на сайте Роскосмоса

Основные положения
государственной программы Российской Федерации
«Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы» для открытого опубликования
на сайте Роскосмоса

 

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2594-р
 
Государственная программа Российской Федерации
«Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы»

Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы» разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

Ответственным исполнителем государственной программы являются Федеральное космическое агентство, соисполнителем - Минобороны России. Участниками государственной программы определены МЧС России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минрегион России, Минтранс России, Минфин России, МВД России, Росстандарт, Росгидромет, Росреестр, ФМБА России, ГК «Росатом».

Реализация государственной программы направлена на удовлетворение потребностей страны в результатах космической деятельности, формирование благоприятного имиджа и позиционирование России как страны высоких технологий с целью закрепления Российской Федерации на мировом космическом рынке.

В соответствии с главными целями и приоритетами космической политики Российской Федерации с учетом прогнозов развития, анализа основных проблем и рисков в области космической деятельности целью государственной программы принято обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сферы при сохранении ведущих позиций Российской Федерации в пилотируемых полетах и безусловном выполнении международных обязательств в области космической деятельности.

Для достижения цели государственной программы предусматривается решение следующих основных задач:

развертывание и поддержание необходимого для решения целевых задач состава орбитальных группировок отечественных космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, включая российский сегмент Международной космической станции;

модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома «Восточный»;

создание перспективных и модернизация средств выведения космических аппаратов;

создание научно-технического и технологического задела для разработки перспективных образцов ракетно-космической техники;

обеспечение международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях;

создание условий для расширения предоставляемых услуг с использованием результатов космической деятельности в интересах развития Российской Федерации и её регионов.

В рамках поставленной цели государственная программа объединяет все финансовые ресурсы, возможности и программно-целевые инструменты для выполнения задач отечественной космической деятельности в интересах науки и социально-экономической сферы страны.

Основными программно-целевыми инструментами реализации государственной программы являются входящие в её состав Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы, федеральные целевые программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы» и «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы». Корреляция работ в области космической деятельности между Роскосмосом и смежными отраслями промышленности обеспечена за счет отлаженных механизмов формирования и реализации федеральных целевых программ, включенных в государственную программу.

Наряду с указанными федеральными целевыми программами в государственную программу включены также подпрограммы «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности», «Развитие ракетно-космической промышленности» и «Обеспечение реализации государственной программы».

Государственная программа охватывает горизонт планирования до 2020 года и предусматривает следующие этапы и сроки реализации:

первый этап - с 2013 по 2015 год, который базируется на системе вышеперечисленных федеральных целевых программ;

второй этап - с 2016 по 2020 год, который разработан на базе перспективных направлений национальной космической деятельности, определенных Основами политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также проектом Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.

Государственная программа имеет следующую структуру:

-  паспорт;

-  текстовая часть:

общая характеристика государственной программы;

общая характеристика сферы реализации государственной программы;

приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, показатели, основные конечные результаты, сроки и этапы реализации государственной программы;

развитие ракетно-космической промышленности;

использование результатов космической деятельности;

международная космическая деятельность;

обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы, федеральных целевых программ и подпрограмм государственной программы;

обобщенная характеристика мер государственного регулирования;

прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы;

информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы;

обоснование выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ;

обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;

анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы;

методика оценки эффективности государственной программы;

-        приложения и таблицы, содержащие сведения следующего характера:

о мероприятиях государственной программы;

об алгоритме оценки эффективности государственной программы;

о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ и их значениях;

об основных мероприятиях государственной программы и основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы;

о ресурсном обеспечении реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета и степени влияния выделения дополнительных объёмов ресурсов на показатели (индикаторы) государственной программы.

При определении ресурсного обеспечения, необходимого для решения задач государственной программы, были учтены обязательства, принятые в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации федеральными целевыми программами и их концепциями. Общий объём финансового обеспечения государственной программы составляет 2,1 трлн. рублей, включая и внебюджетные источники. Финансовые ресурсы сконцентрированы на приоритетных направлениях развития космических средств и технологий, фундаментальных и прикладных исследований, космической инфраструктуры и кадрового потенциала.

Реализация мероприятий государственной программы при указанном уровне финансирования предусматривается с учетом следующих приоритетов.

Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.

Приоритетность данного направления работ связана с необходимостью обеспечения максимального вклада разрабатываемых космических средств в повышение эффективности различных отраслей экономики, а также в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Кроме того развитие ракетно-космической промышленности должно обеспечить создание потенциала для реализации в период до 2020 года проектов, связанных с освоением космического пространства за пределами околоземных орбит.

Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки.

Значимость этого направления связана с качественным изменением космической техники, которая становится основным инструментом получения знаний о Вселенной. Развитие работ в этой области обеспечит занятие Россией ведущих позиций в познании закономерностей и механизмов формирования окружающего нас мира, возникновения жизни, а также освоении энергетических и иных ресурсов космоса.

Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов.

Отнесение пилотируемой космонавтики, в которой у России сохраняются весомые конкурентные преимущества, к третьему приоритету связано с тем, что в период до 2020 года основные работы в этой области будут связаны с продолжением эксплуатации Международной космической станции и созданием научно-технического задела по новым пилотируемым средствам для реализации в рамках международной кооперации пилотируемых полетов к планетам и телам Солнечной системы. Мероприятия по развитию новых технологий для полета человека в дальний космос получат весомую практическую реализацию после завершения срока действия государственной программы.

Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением.

В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году.

Для достижения планируемого увеличения доли Российской Федерации на международном космическом рынке ключевое значение имеет повышение конкурентоспособности ракетно-космической техники. Работы, направленные на решение этой задачи, проводятся по следующим основным направлениям:

внедрение перспективных базовых и критических технологий машиностроения, приборостроения и материаловедения;

развитие экспериментальной базы для отработки перспективной космической техники;

освоение технологий создания средств межспутниковой связи, бортовой аппаратуры цифровой обработки сигналов и информации, микроэлектромеханических и робототехнических систем, новых датчиковых систем, транспортно-энергетических систем;

совершенствование системы управления ракетно-космической промышленности, осуществление комплексных мероприятий по её реструктуризации, техническому переоснащению и реконструкции предприятий ракетно-космической промышленности и объектов наземной космической инфраструктуры;

развитие кадрового потенциала отрасли;

расширение государственно-частного партнерства.

Особое внимание планируется уделить развитию сфер деятельности, в которых у России имеются конкурентные преимущества. Прежде всего это касается предоставления услуг по выведению на орбиту полезных нагрузок, ракетного двигателестроения и пилотируемой космонавтики.

Совершенствование организационной структуры ракетно-космической промышленности обусловлено необходимостью решения новых задач, развитием рыночных отношений, а также глобальной конкуренцией на мировом рынке, требующей укрупнения предприятий и интеграции их программ, компетенций и ресурсов в ограниченное число достаточно крупных объединений, включающих в себя исследовательские, разрабатывающие, производящие, сбытовые и обеспечивающие эксплуатацию продуктов подразделения.

Важным аспектом деятельности интегрированных структур является создание условий для оптимизации их производственного потенциала, повышения уровня его загрузки, исключения дублирующих производств, совершенствования ценообразования, снижения издержек, обеспечения возможности проведения самостоятельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышения оперативности заимствований передовых (в том числе зарубежных) технологий.

Совершенствование структуры отечественной ракетно-космической промышленности предусматривает проведение её реорганизации путем формирования 5-7 холдингов и в последующем на их основе - 3-4 многопрофильных структур, а также приборостроительной корпорации-изготовителя систем и агрегатов для ракетно-космической техники.

Одновременно с интеграцией предусмотрено развитие сети средних и малых предприятий, в том числе в рамках создаваемых территориальных кластеров, разрабатывающих и производящих агрегаты, оборудование и прочие комплектующие элементы для ракетно-космической техники.

Расширение государственно-частного партнерства направлено на эффективное решение задач коммерциализации отдельных направлений космической деятельности, в первую очередь связанных с социально-экономической сферой. При этом государство предоставляет, поддерживает и развивает базовую орбитальную и наземную космическую инфраструктуру; решает задачи обеспечения национальной безопасности в сфере космической деятельности; осуществляет нормативно-правовую поддержку проектов, создание технических регламентов и требований к оборудованию.

Частный бизнес в рамках рассматриваемого сотрудничества финансирует создание и эксплуатацию операторской инфраструктуры, задействуемой для оказания услуг потребителям; разрабатывает и представляет на рынке новые коммерческие проекты; проектирует и производит пользовательскую аппаратуру; оказывает услуги конечным потребителям, в том числе – органам государственного и муниципального управления.

Основными направлениями государственно-частного партнерства в области космической деятельности приняты доведение до конечных потребителей результатов космической деятельности в сфере дистанционного зондирования Земли, спутниковой связи, использования навигационных технологий, а также производство материалов и комплектующих для ракетно-космической техники, создание малых космических аппаратов.

Для эффективного привлечения частного капитала предусматривается разработать проект федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности», касающегося использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития экономики России, в том числе за счет привлечения ресурсов частного бизнеса.

Наряду с урегулированием вопросов участия бизнеса в космической деятельности планируется проведение работ по нормативному правовому обеспечению широкого круга вопросов, в том числе по использованию районов падения космических объектов, страхованию рисков при осуществлении космической деятельности, реализации массового внедрения космических технологий для гарантированного предоставления услуг различным категориям потребителей и др.

Предусматривается продолжить работу по совершенствованию порядка создания, производства и эксплуатации (применения) космических систем и комплексов, а также уточнению государственных стандартов и разработке технических регламентов в области ракетно-космической техники, созданию отраслевой системы контроля качества продукции.

Планируется также расширить работу в области международно-правового обеспечения деятельности отечественной ракетно-космической промышленности.

Решение одной из основных проблем, оказывающих негативное влияние на реализацию программ развития отечественной ракетно-космической техники, - её обеспечение современной радиационно-стойкой электронной компонентной базой предусматривается за счет реализации (при координирующей роли Минпромторга России) мероприятий в рамках федеральной целевой программы по развитию радиоэлектронной промышленности.

Независимый доступ в космическое пространство предусматривается обеспечить за счет развития и использования космодрома Плесецк, аренды космодрома Байконур и строительства нового отечественного космодрома «Восточный», создаваемого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. «О космодроме «Восточный».

В результате реализации государственной программы должны быть:

создан и принят в эксплуатацию космический ракетный комплекс «Ангара-А5», модернизированы объекты и обеспечена эффективная эксплуатация космодромов Плесецк и Байконур;

созданы первая (2015 год) и вторая (2018 год) очереди объектов нового российского космодрома «Восточный»;

развернута орбитальная группировка космических аппаратов в интересах удовлетворения государственных нужд в количестве:
95 космических аппаратов в 2015 году, 113 космических аппаратов в 2020 году, в том числе развернутый российский сегмент Международной космической станции в составе 6 модулей - в 2015 году, 7 модулей в 2018 году;

обеспечен необходимый состав орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, обновленный космическими аппаратами «Глонасс-К» с расширенными функциональными возможностями. К 2015 году система будет обеспечивать точность определения местоположения потребителями порядка 1,4 м, а к 2020 году – около 0,6 м;

создан научно-технический задел по перспективным образцам ракетно-космической техники, в том числе обеспечена в 2018 году готовность транспортно-энергетического модуля с перспективной двигательной установкой к летно-конструкторским испытаниям;

разработаны новые конкурентоспособные производственные технологии, технологии спутниковой связи, дистанционного зондирования Земли, навигационного обеспечения, поиска и спасания терпящих бедствие, мониторинга чрезвычайных ситуаций, слежения и мониторинга подвижных объектов с использованием космической автоматической идентификационной системы и персональных радиобуев;

выполнены международные обязательства по пилотируемым полетам и поддержанию сегментов системы КОСПАС-САРСАТ;

модернизирована и переоснащена ракетно-космическая промышленность, что обеспечит увеличение объёма производства по сравнению с 2011 годом более чем в 2 раза.

В области фундаментальных космических исследований будут реализованы проекты, которые позволят преодолеть сложившееся отставание от ведущих космических держав в этой области и обеспечить выход российской науки на ведущие позиции в основных направлениях наук о космосе, а в долгосрочной перспективе – стать одним из мировых лидеров в исследованиях Вселенной.

Планируется:

создание трёх космических обсерваторий - «Спектр-УФ», «Спектр-М» («Миллиметрон») и «Гамма-400» для проведения исследований астрофизических объектов в различных диапазонах электромагнитного спектра и гамма-излучения в диапазоне высоких энергий;

развёртывание программы по углублённому изучению Луны - осуществление миссий орбитального аппарата «Луна-Глоб», посадочных аппаратов «Луна-Ресурс» (этапы 1 и 2), а также миссии по доставке на Землю образцов лунного грунта для детального изучения;

развитие целого класса новых технологий – технологий межпланетных полётов и напланетной деятельности человека;

создание перспективной пилотируемой транспортной системы, способной обеспечить полёты человека к Луне.

К результатам государственной программы, способствующим расширению спектра предоставляемых услуг к 2020 году, относятся:

в части космических средств связи, вещания и ретрансляции –

создание полномасштабной многофункциональной космической системы ретрансляции, что позволит повысить эффективность использования отечественных низкоорбитальных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, средств выведения и российского сегмента Международной космической станции;

наращивание орбитальной группировки систем фиксированной связи, подвижной президентской связи и телерадиовещания космическими аппаратами нового поколения до 39 аппаратов, что позволит осуществлять предоставление указанных услуг связи практически на всей территории Российской Федерации, включая Арктический регион;

в части средств дистанционного зондирования Земли и гидрометеорологического наблюдения –

увеличение до 24 космических аппаратов орбитальной группировки за счет развертывания принципиально новых космических систем, предназначенных для решения задач картографии, контроля состояния природной среды, оперативного мониторинга чрезвычайных ситуаций, инвентаризации природных ресурсов, обеспечения рационального ведения сельскохозяйственной, водной и других видов деятельности, мониторинга Арктического региона.

Успешное выполнение мероприятий государственной программы будет способствовать развитию и использованию отечественной космической техники в интересах социально-экономической сферы, расширению присутствия России на мировом космическом рынке, решению амбициозных задач исследования и освоения космического пространства, обеспечению гарантированного доступа России в космическое пространство со своей территории, сохранению ведущих позиций в пилотируемых полетах.


Правительство РФ



комментарии (0):













Материалы рубрики

Минтранс РФ
Федеральная программа обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта
Минтранс РФ
Требования к членам экипажа ВС, специалистам по техническому обслуживанию и обеспечению полетов
Минтранс РФ
Новые основания для внеплановых проверок авиакомпаний Ространснадзором
Правительство РФ
Изменения в комплексную программу развития авиационной отрасли РФ до 2030 года
Союза авиапроизводителей России
Проект стратегии развития авиационных поставщиков до 2030 года
AVIA.RU
Меморандум о взаимопонимании между авиационными властями Исламской Республики Иран и Российской Федерации
Правительство РФ
Об особенностях разрешительных режимов Федерального агентства воздушного транспорта
Правительство РФ
Правительство запускает специальную кредитную программу поддержки системообразующих организаций транспортного комплекса



Президент РФ
Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения
Росавиация
«О допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или)грузов»
Президент РФ
О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами
Росавиация
Временный алгоритм по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов
Президент РФ
ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"
Правительство РФ
Правительство утвердило Концепцию интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России
Росавиация
Авиакомпании, которым будут предоставлены субсидии на семейные авиаперелёты
Правительство РФ
Правила субсидирования семейных авиаперелетов по России
Росавиация
Изменение правил субсидирования аэропортов Крайнего Севера
Росавиация
О результатах отбора получателей субсидии в рамках реализации постановления Правительства РФ от 27.12.2017 № 1665 (полеты госавиации)
Правительство РФ
О переводе 44 аэродромов гражданской авиации в категорию «посадочная площадка»
Росавиация
Допуск перевозчиков к выполнению международных рейсов
АЭВТ
Протокол заседания экспертов Комитета АЭВТ по аэронавигационному обслуживанию
AVIA.RU
Соглашение о взаимодействии и сотрудничеству Ространснадзора и ООП ГА
Мирослав Бойчук
ПЛС РФ предлагает рассмотреть вопрос предоставления отпусков исключительно на научных принципах
Правительство РФ
Изменения в правила предоставления субсидий российским авиакомпаниям
Росавиация
Отбор авиаперевозчиков на предоставление субсидий
СПК ВТ
Профстандарт "Представитель авиационного предприятия-перевозчика"
ФАВТ
О мерах по сохранению и развитию воздушных перевозок в условиях пандемии
Правительство РФ
Выделение Росавиации 4 млрд рублей
Росавиация
Допуск перевозчиков к выполнению международных рейсов
Росавиация
Обеспечение транспортной безопасности
Правительство РФ
Изменения в правила предоставления субсидий
ICAO
Год культуры авиационной безопасности ICAO
ICAO
Информация для центра осуществления мер по реагированию на COVID-19
Министерство транспорта РФ
Перераспределение средств на субсидии для ГТЛК
ICAO
Содействие выполнению пассажирских авиарейсов
Правительство РФ
Безопасность на воздушном транспорте
Правительство РФ
Авиасообщение с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Кореей
Минтранс РФ
Систематизация обязательных требований в сфере воздушного транспорта
Минтранс РФ
Совершенствование порядка установления и использования приаэродромной территории
Правительство РФ
Субсидии труднодоступным аэропортам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer