В целях совершенствования Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 15, ст. 1795; 1997, № 17, ст. 2011; 1998, № 11, ст. 1293; 2003, № 20, ст. 1911; 2006, № 52 (часть III), ст. 5587), и реализации требований международных стандартов в области авиационной безопасности п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемую Программу контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.
Министр И.Е. Левитин
Бесфамильный Сергей Викторович
(499) 231 68 66
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от _______________ № ___
ПРОГРАММА
контроля качества обеспечения авиационной безопасности
гражданской авиации Российской Федерации
Общие положения
Настоящая Программа определяет мероприятия по контролю за осуществлением комплекса мер, предусмотренных Федеральной системой обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система авиационной безопасности), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 15, ст. 1795).
Настоящая Программа обязательна для выполнения заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, руководителями аэропортов (аэродромов), авиационных предприятий и эксплуатантами, а также иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации.
Цели настоящей Программы:
повышение эффективности реализации мероприятий по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;
создание и внедрение системы контроля качества авиационной безопасности.
Задачами настоящей Программы являются:
контроль выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере авиационной безопасности;
организация проверок качества выполнения мероприятий по обеспечению авиационной безопасности аэропортами, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в области гражданской авиации;
анализ эффективности мер авиационной безопасности;
координация выполнения задач по контролю качества обеспечения авиационной безопасности.
Система контроля качества авиационной безопасности включает:
создание системы контролируемых параметров, определение и контроль характеристик (показателей), влияющих на состояние авиационной безопасности;
выполнение последовательных, стандартных и целенаправленных процедур проверок и испытаний систем авиационной безопасности;
определение готовности задействованных в обеспечении авиационной безопасности сил и средств к действиям по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
обеспечение расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
контроль устранения выявленных нарушений требований авиационной безопасности;
проведение переоценки мер авиационной безопасности и разработку последующих корректирующих действий в целях повышения уровня авиационной безопасности.
На территории иностранных государств меры, предусмотренные настоящей Программой, применяются в той части, в какой это не противоречит законодательству иностранного государства.
Требования настоящей Программы регламентируются законодательством Российской Федерации, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации в сфере авиационной безопасности.
Министерство транспорта Российской Федерации является полномочным органом, ответственным за разработку, выполнение настоящей Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными стандартами.
Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль качества выполнения мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Структура настоящей Программы соответствует типовой структуре национальной программы контроля качества в сфере обеспечения безопасности гражданской авиации, рекомендуемой Международной организацией гражданской авиации.
Настоящая Программа размещается на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации, а также рассылается заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации.
II. Обязанности
Министерство транспорта Российской Федерации:
организует разработку настоящей Программы и определяет задачи подведомственных органов и организаций гражданской авиации по ее реализации;
проводит анализ и обеспечивает поддержание эффективности настоящей Программы, включая корректировку мер обеспечения авиационной безопасности;
организует информационное обеспечение функционирования настоящей Программы;
организует координацию и взаимодействие участников системы контроля качества авиационной безопасности, а также международное сотрудничество по вопросам авиационной безопасности;
обеспечивает обмен информацией с Международной организацией гражданской авиации в сфере качества обеспечения авиационной безопасности.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта:
участвует в планировании и организации выполнения настоящей Программы;
осуществляет лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению авиационной безопасности;
проводит инспекторские проверки юридических лиц за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров в сфере авиационной безопасности;
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими и физическими лицами обязательных требований по обеспечению авиационной безопасности;
проводит анализ и оценку качества обеспечения авиационной безопасности;
готовит предложения по совершенствованию системы контроля качества авиационной безопасности.
Федеральное агентство воздушного транспорта:
организует и проводит обязательную сертификацию юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
разрабатывает, проводит и корректирует мероприятия по обеспечению контроля качества авиационной безопасности;
проводит обзоры и исследования с целью выявления потребностей в сфере авиационной безопасности;
проводит проверки соответствия сертификационным требованиям к специальным техническим средствам обеспечения авиационной безопасности технических средств авиационной безопасности (инженерно-технические средства охраны, технические и специальные средства досмотра), их тестирование;
организует выполнение корректирующих мероприятий обеспечения авиационной безопасности по результатам проверок юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации;
проводит анализ и обобщает данные по вопросам качества обеспечения авиационной безопасности, готовит предложения по ее совершенствованию.
Межведомственная комиссия по авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации (далее – Межведомственная комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, организаций и авиационных предприятий по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Межведомственная комиссия действует на основании положения.
Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности обеспечивает координацию деятельности по осуществлению мер авиационной безопасности в аэропортах (на аэродромах).
Руководители аэропортов (аэродромов), авиационных предприятий и эксплуатантов и иные юридические лица, осуществляющие деятельность в области гражданской авиации:
разрабатывают и внедряют внутреннюю систему контроля качества обеспечения авиационной безопасности, отвечающую требованиям настоящей Программы, нормам, правилам и процедурам по авиационной безопасности;
назначают лиц, ответственных за качество обеспечения авиационной безопасности, определяют их полномочия по выполнения функций по внутреннему контролю качества;
анализируют и обобщают данные по контролю качества обеспечения авиационной безопасности и координируют действия по его совершенствованию;
согласовывают планы испытаний систем авиационной безопасности и участвуют в их проведении.
Организации, привлекаемые к выполнению работ по оценке соответствия требованиям воздушного законодательства Российской Федерации:
принимают участие в работе по оценке соответствия требованиям воздушного законодательства Российской Федерации аэропортов (аэродромов), авиапредприятий и эксплуатантов;
принимают участие в проведении сертификации (оценке соответствия) технических средств авиационной безопасности;
оказывают консультационные и экспертные услуги по вопросам обеспечения авиационной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти для проведения мероприятий по реализации настоящей Программы определяют необходимое количество материально-технических и людских ресурсов.
III. Персонал
Требования по приему на работу, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, профессиональной подготовке и аттестации персонала, осуществляющего функции по контролю качества обеспечения авиационной безопасности, установлены законодательством Российской Федерации.
Полномочия, права и ответственность государственных транспортных инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 25, ст. 3170).
Подготовка экспертов организаций, привлекаемых для проведения обязательной сертификации юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, специалистов по контролю качества в сфере авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов проводится в специализированных сертифицированных учебных центрах гражданской авиации.
IV. Мероприятия по контролю качества
Мероприятия по контролю качества обеспечения авиационной безопасности включают:
инспекторские проверки;
проверки при проведении лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению авиационной безопасности;
инспекционные проверки при проведении сертификации юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность;
инспекционный контроль;
обзор состояния авиационной безопасности;
испытание;
проведение расследований;
внутреннюю инспекцию (аудит) контроля качества обеспечения авиационной безопасности.
Инспекторские проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению авиационной безопасности проводятся Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспекторские проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые инспекторские проверки (выездные и документарные) проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодного плана проверок, разработанного Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Внеплановые инспекторские проверки (выездные и документарные) проводятся с целью оценки готовности субъектов гражданской авиации к защите от актов незаконного вмешательства в случае поступления информации о нарушениях требований норм, правил и процедур обеспечения авиационной безопасности, а также после совершения акта незаконного вмешательства в отношении субъектов гражданской авиации.
Проверки при проведении лицензирования и лицензионный контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению авиационной безопасности осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249).
Инспекционные проверки и контроль соответствия мер авиационной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации в сфере авиационной безопасности юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, осуществляются в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. № 98 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2000 г., регистрационный № 2370), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07 сентября 2007 г. № 131 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2007 г., регистрационный № 10304).
Инспекционные проверки проводятся Федеральным агентством воздушного транспорта и/или его территориальными органами с участием организаций, привлекаемых к выполнению работ по оценке соответствия требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.
В течение срока действия сертификата соответствия юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, не реже одного раза в год проводится плановый инспекционный контроль.
Сроки планового инспекционного контроля устанавливаются Федеральным агентством воздушного транспорта или его соответствующим территориальным органом.
Внеплановый инспекционный контроль проводится по решению Федерального агентства воздушного транспорта или его соответствующего территориального органа в случаях получения информации о снижении требований к обеспечению безопасности полетов, снижения требований к профессиональной подготовке авиационного персонала, нарушении сертификационных требований и невыполнении требований специальных положений по эксплуатации аэропорта.
Обзоры состояния авиационной безопасности проводятся заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, уполномоченными экспертными организациями в целях выявления уязвимости аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов к актам незаконного вмешательства в их деятельность, а также:
при строительстве и реконструкции аэровокзальных комплексов и других объектов гражданской авиации;
при оснащении объектов гражданской авиации техническими средствами авиационной безопасности;
при разработке концепции и эксплуатационных процедур по обеспечению авиационной безопасности.
На основе результатов обзора могут быть предприняты дополнительные меры авиационной безопасности, соответствующие характеру угрозы гражданской авиации.
При проведении проверок контроля качества обеспечения авиационной безопасности каждый участник проверки отвечает за конфиденциальность полученной информации и результатах проверки.
В целях определения готовности и отработки действий аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации проводятся испытания (учебные тревоги, специальные тренировки и тактико-специальные учения) в процессе которых отрабатываются действия:
при угоне (попытке угона) воздушного судна;
при несанкционированном проникновении на объекты организации гражданской авиации;
при угрозе взрыва;
при обнаружении в контролируемой зоне аэропорта, аэровокзальном комплексе или на бору воздушных судов подозрительных предметов;
при выявлении подозрительных пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, или обнаружении запрещенных к перевозке на борту воздушного судна предметов.
Расследование обстоятельств, при которых произошли нарушения требований авиационной безопасности, проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченными на проведение расследования.
Внутренняя инспекция (аудит) контроля качества обеспечения авиационной безопасности организуется руководителями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантами на основании программы внутреннего контроля качества в области авиационной безопасности в соответствии с ежегодным планом проверок контроля качества авиационной безопасности.
Методика проведения проверки включает:
анализ имеющейся документации по авиационной безопасности, включая аудио и видеозаписи с технических средств авиационной безопасности;
проведение опроса (собеседование) персонала;
наблюдение за выполнением операционных процедур авиационной безопасности;
подведение итогов;
подготовка отчета, включая рекомендации по повышению уровня авиационной безопасности.
V. Планирование мероприятий по контролю качества обеспечения авиационной безопасности.
Ежегодный план проверок по обеспечению авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным проводить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подготовке ежегодного плана проверок учитываются следующие факторы:
оценка уровня угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и управление риском;
показатели деятельности аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации;
наличие рейсов повышенного риска;
результаты проведенных проверок контроля качества обеспечения авиационной безопасности за предыдущий год;
новые и возникающие угрозы в области авиационной безопасности;
информация о попытках или совершении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
По результатам проверки аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта и иного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, составляется акт проверки с указанием недостатков и сроков их устранения.
Один экземпляр акта проверки направляется руководителю или уполномоченному представителю юридического лица.
В целях эффективного выполнения мероприятий по осуществлению комплекса мер, предусмотренных Федеральной системой авиационной безопасности, и принятия корректирующих действий федеральные органы исполнительной власти в установленном порядке организуют сбор и анализ информации по итогам проведенных проверок. Оформляется ежегодный обобщенный отчет.
Ежегодный обобщенный отчет содержит следующую информацию:
количество и тип мероприятий, проведенных за отчетный год;
общий обзор выявленных недостатков по результатам проверок;
предложения по корректировке мер авиационной безопасности.
Ежегодный отчет направляется в Министерство транспорта Российской Федерации.
VI. Категории соблюдения/несоблюдения требований авиационной безопасности. Правоприменительные действия
При проведении оценки качества в области обеспечения безопасности в процессе проверки (аудита), несоответствия классифицируются по следующим категориям:
категория 1 - отвечает требованиям Федеральной системы авиационной безопасности;
категория 2 - не отвечает требованиям Федеральной системы авиационной безопасности. Имеют место отдельные некритичные недостатки, не оказывающие прямого воздействия на обеспечение авиационной безопасности;
категория 3 - не отвечает требованиям Федеральной системы авиационной безопасности. Имеют место серьезные нарушения, которые непосредственно влияют на обеспечение авиационной безопасности;
категория НИ (не используется) - меры или процедуры по обеспечению авиационной безопасности не используются или не применяются в данной организации гражданской авиации;
категория НП (не подтверждено) - мера или процедура по обеспечению авиационной безопасности по объективным причинам не подвергалась проверке.
В случае выявления при проведении проверки нарушений требований авиационной безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
выдают юридическим, должностным и физическим лицам в установленной сфере деятельности обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
осуществляют контроль за устранением выявленных нарушений, а также, принимают меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
в случае, если при проведении проверки установлено, что в результате выявленных нарушений мер обеспечения авиационной безопасности возникает непосредственная угроза акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, незамедлительно принимают меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В зависимости от категорий обнаруженных несоответствий и серьезности их влияния на уровень обеспечения авиационной безопасности осуществляются:
срочные корректирующие действия, выполняемые непосредственно с момента обнаружения недостатков группой проверки;
плановые корректирующие действия в соответствии с планом устранения недостатков.
В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере авиационной безопасности к юридическим лицам, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, могут применяться следующие меры:
приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности;
приостановление или прекращение действия сертификата соответствия по авиационной безопасности.
Юридические, должностные и физические лица, виновные в нарушении требований авиационной безопасности, могут привлекаться к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.