Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России на 2007-2009 годы (далее - ОТС-2007-2009) подписано (29 августа 2007 года, Москва), вводится в действие с 16 сентября 2007 года и действует по 31 декабря 2009 года.
В переговорах о подписании ОТС-2006-2007 участвовали:
от представителей работников - председатель ОПАР Кремнев Б.А. и заместитель председателя ОПАР Бунарев А.С.; вице-президенты ПЛС России Пресняков В.В. и Карецкий Ю.В.; председатель ПРИАС ГА России Курочкин В.Д.
От представителя работодателей: МАРАП - президент Ассоциации Ивановский Н.Н., вице-президент, генеральный директор Сулейманов Р.Р. и заместитель генерального директора Захаров В.М.
Заметим, что в переговорах по ОТС-2007-2009 и в его подписании в этот раз не принимали участие ФПАД России и ПАРРиС России, поскольку с 1 апреля 2007 года вступил в силу коллективный договор, подписанный 27 марта с.г. между руководством названных профсоюзов и работодателем - ФГУП 'Госкорпорация по ОрВД'.
В документе подчеркивается, что Соглашение (ОТС-2007-2009) разработано и заключено равноправными сторонами на основе законодательства РФ, полномочности представителей сторон по всем условиям Соглашения, свободы выбора обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принятых на себя обязательств.
ОТС-2007-2009 по сравнению с ОТС-2004-2006, действие которого в соответствии с Трудовым кодексом РФ было продлено до истечения трех календарных лет (ОТС-2004-2006 было подписано 16 сентября 2004 года), претерпело существенные изменения. Эти изменения направлены на повышение социальной защищенности работников, занятых в гражданской авиации. К числу наиболее значительных из них следует отнести:
- обязательство сторон прилагать совместные усилия по развитию социального партнерства и сохранению рабочих мест в гражданской авиации России, исходя из Решений Коллегии авиационной общественности: от 17 апреля 2007 года 'Отечественный парк воздушных судов (самолеты): состояние и перспективы' и от 13 июля 2007 года 'Современное состояние и перспективы развития аэропортовой сети Российской Федерации' (п. 1.7 ОТС);
- признание целесообразным включения в коллективные договоры организаций ГА раздела 'Работа с молодежью (п. 1.8 ОТС);
- предусмотрены надбавки к должностному окладу работников за выслугу лет в зависимости от стажа работы в гражданской авиации: от 3 лет до 5 лет - 5%; от 5 лет до 10 лет - 10%; от 10 лет до 15 лет - 15%; свыше 15 лет - 20%. Размеры и порядок выплаты надбавки устанавливаются в коллективных договорах организаций ГА (п. 5.7 ОТС);
- устанавливаются доплаты к должностному окладу работника за класс квалификации (за 1 класс - 40%; за 2 класс - 20%; п. 8.2.1 ОТС), а также за наличие допуска по минимуму соответствующей категории (10% - за допуск по минимуму 1-й категории; 20% - за допуск по минимуму 2-й категории; 30% - за допуск по минимуму 3-й категории; п. 8.2.2 ОТС);
- гарантируется оплата минимального налета (полетного времени) работникам при отсутствии налета часов. Размеры и порядок оплаты минимального налета закрепляются в коллективных договорах организаций ГА. При выполнении служебных обязанностей в течение неполного календарного месяца гарантированная оплата полетного времени производится пропорционально количеству отработанных дней (смен) (п. 8.2.3 ОТС).
Стороны, подписавшие ОТС-2007-2009, считают, что заключение Соглашения позволит обеспечить стабильную работу организаций гражданской авиации. Введение его в действие будет способствовать повышению уровня безопасности полетов, сохранению уровня социальной защищенности работников отрасли, регулированию вопросов занятости и избежанию/разрешению трудовых споров (конфликтов) на авиапредприятиях на принципах социального партнерства.