В соответствии с Федеральным законом 'О лицензировании отдельных видов деятельности' Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23 июня 2007г. № 397 'О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок'.
Данным постановлением утверждены Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, которые вводятся в действие с октября 2007 года. Указанное постановление одновременно отменяет действие постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 года № 85 'О лицензировании деятельности в области гражданской авиации', что означает прекращение выдачи лицензий на конкретные маршруты. Новые положения предусматривают выдачу лицензии, дающей право авиаперевозчику осуществлять перевозки пассажиров и грузов в соответствии с расписанием, формируемым им с учетом спроса на перевозки и выполнения, при этом, требования по обеспеченности воздушными судами на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения указанных перевозок.
Теперь формирование своей внутренней маршрутной сети и выполнение регулярных перевозок по конкретным внутренним маршрутам будет организовываться и осуществляться авиакомпаниями в соответствии с требованиями указанного нормативного правового акта на основании договоров с аэропортами, агентствами по продаже авиаперевозок и другими организациями, обеспечивающими авиаперевозочный процесс.
При выполнении международных перевозок они могут реализовывать свои права в пределах норм (прав на доступ к рынку), заложенных в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении или международных договорах Российской Федерации, имеющих более высокую юридическую силу по сравнению с законодательством Российской Федерации. В целях совершенствования государственного регулирования деятельности перевозчиков постановлением также предусмотрено утверждение Минтрансом России Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии и Порядка допуска Росавиацией перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов.
В настоящее время указанные документы находятся в завершающей стадии внутриминистерского согласования. После утверждения Министром они пройдут процедуру регистрации в Минюсте России.
Осеннее-зимнее расписание 2007-2008 практически сформировано в соответствии с ранее установленным порядком. Новый порядок начнет применяться с весеннее-летнего расписания 2008 года. Порядок допуска находится на стадии разработки.
В документе 'Порядок допуска перевозчиков к международным полетам' предполагается заложить необходимые критерии для выполнения международных регулярных и чартерных авиаперевозок, а также отзыва допуска. Основными критериями при рассмотрении вопроса о предоставлении допуска к международным полетам будут являться:
1. наличие лицензии;
2. соответствие требуемому уровню обеспечения безопасности полетов авиакомпанией. В частности, отсутствие серьезных замечаний со стороны российских и иностранных авиационных властей по итогам рамповых проверок;
3. предоставление письменных обязательств относительно реального выполнения полетов по запрашиваемым маршрутам;
4. наличие плана развития линии, предполагающего максимальное использование прав закрепленных за российской стороной и обеспечение конкурентоспособного участия на конкретной международной авиалинии;
5. соответствие международным и российским требованиям в области гражданской авиации.
При рассмотрении вопроса допуска к международным чартерным перевозкам будет учитываться наличие системных задержек у авиакомпании. Также в указанном документе предполагается предусмотреть критерии для отзыва допуска на выполнение международных перевозок. В частности:
1. прекращение действия сертификата эксплуатанта;
2. прекращение действия лицензии;
3. большое количество обоснованных жалоб и претензий пассажиров;
4. невыполнение полетов или не полное выполнение заявленного расписания полетов по конкретной авиалинии;
5. неспособность обеспечить надлежащую регулярность полетов в;
6. наличие серьезных замечаний по безопасности полетов.