Презентация Л.Азимова, Директора по развитию бизнеса Консультационной компании "ПАКК" на 29-ой Московской международной конференции "Концессии в аэропортах" 24 мая 2006 г.
Содержание
-
Исходное состояние федерального имущества гражданских аэропортов и потребности в его развитии
-
Проблемы привлечения частных инвестиций в развитие аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры
-
Возможные варианты решения стоящих проблем
-
Правовые и иные механизмы реализации решений
Исходные предпосылки
-
Государство заинтересовано в сохранении контроля над инфраструктурой (в т.ч. аэропортовой)
-
Мерой, обеспечивающей контроль, является исключительное право собственности государства на аэродромные активы (приватизация аэродромов запрещена в соответствии с Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993)
-
Государство не имеет достаточных технических и финансовых возможностей для эффективного осуществления прав и обязанностей собственника имущества.
-
Необходим либо механизм передачи активов эффективному управляющему и инвестору, либо отказ от права государственной собственности на эти активы.
Почему частные инвесторы не вкладывают средства в инфраструктуру аэродрома?
1. Многие аэропорты имеют статус ФГУП. Многие АО - в госсобственности
2. Не урегулированы отношения по использованию аэродрома, а запрет на его приватизацию в сегодняшнем правовом поле означает, что государство на себя взяло обязанность инвестировать
3. Затруднены государственные инвестиции в аэродромную инфраструктуру на региональном (муниципальном) уровне (в соответствии с Пост. ВС РСФСР №3020-1 от 27.12.1991)
Не оформлены отношения по использованию неприватизируемого имущества
Объект |
Как оформлены права? |
Аэровокзал и имущество аэропорта |
В собственности (у АО) или
в хоз. ведении (у ФГУП) |
Земля под аэропортом |
В собственности или в аренде |
Земля под аэродромом |
В аренде или в бессрочном безвозмездном пользовании |
Аэродром (ВПП, РД и т.д.) |
До последнего времени, как правило, никак |
Появление возможностей применения договора аренды и концессионных соглашений для урегулирования отношений по использованию неприватизируемого имущества после принятия поправок в НК РФ в июне 2005 г.
Базовые принципы выработки решений
-
Разные решения для разных типов аэропортов (ФГУП, ОАО)
-
Отдельное рассмотрение ситуации с аэропортами совместного базирования с участием Минобороны РФ
-
Допускается возможность снятия запрета на приватизацию аэродромов
-
Предполагается скорейшее создание правовых основ для заключения концессионных соглашений
-
Предполагается, что приватизация аэродромов целесообразна во всех случаях, кроме:
-
активного использования аэродрома военной авиацией при совместном базировании;
-
заведомой убыточности аэропорта, имеющего социальные обременения
Что делать с ФГУП?
Что делать с ОАО?
Как быть с активами (бизнесами), которые принадлежат третьим лицам?
Правовые механизмы реализации решений
Урегулировать отношения, связанные с использованием аэродрома, возможно с применением следующих договоров:
- аренды;
- доверительного управления;
- агентский договор, договор комиссии;
- возмездное оказание услуг и т.п. ('смешанные' типы договоров)
Урегулировать отношения, связанные с привлечением частных инвестиций в аэродром, на сегодняшний день возможно только используя договор аренды.
Более перспективной формой урегулирования отношений является концессионное соглашение, но возможности его использования пока не проработаны
Общая схема реализации предлагаемых изменений
Принципиальные изменения в законодательстве
Суть изменения |
Нормативные акты, требующие пересмотра (принятия) |
Снятие запрета на приватизацию аэродромов и земли |
- Указ Президента №2284
- Постановление ВС РФСР №3020-1
- Особые условия акционирования и приватизации аэропортов |
Создание механизма концессии |
- Нормативная база по реализации положений Закона № 115-ФЗ 'О концессионных соглашениях' |
Исключение аэропортов из перечня стратегических предприятий |
- Указ Президента №1009 |
Иные нормативные акты, принятие которых необходимо для реализации изменений
Нормативный акт |
Суть изменения |
Постановление Правительства РФ на основе предложений Минтранса РФ, Минэкономразвития РФ, Росавиации и Росимущества |
Разделение объединенных авиаотрядов |
Постановление Правительства или Указ Президента (на основе предложений заинтересованных федеральных ведомств, администраций субъектов РФ) |
Формирование перечня аэропортов, имеющих социальное (стратегическое) значение |
Постановление Правительства РФ на основе предложений Минтранса РФ, Минэкономразвития РФ, Росавиации и Росимущества |
Приватизация и/или преобразование в казенные предприятия |
Приложение 1. Варианты решений
-
Создание казенных предприятий
-
Передача активов в аренду
-
Продажа всех активов
-
Передача активов в концессию
Приложение 1.1. Управление активами через казенное предприятие
Суть варианта:
Передача активов в оперативное управление казенному предприятию (КП). Преобразование ГУП в КП.
-
Преимущества:
-
Прямой контроль со стороны государства.
-
Решение проблем в административном порядке.
-
Возможность немедленной реализации схемы.
-
Недостатки:
-
Низкое качество государственного управления бизнесом.
-
Недостаток бюджетного финансирования.
-
Высокая стоимость заемных средств.
Приложение 1.2. Передача активов на условиях договора аренды и отдельного инвестиционного соглашения
Заключение договора аренды и инвестиционного договора между частной компанией и государством (в лице ГУП, КП или иного государственного органа).
-
Преимущества:
-
Простота заключения и исполнения договора.
-
Возможность аренды отдельных активов.
-
Возможность немедленной реализации схемы.
-
Недостатки:
-
Затруднена консолидация активов аэропорта.
-
Затруднена связь между договором аренды и инвестиционным договором.
-
Нет разделения рисков и ответственности.
Приложение 1.3. Приватизация активов (продажа частному инвестору)
Приватизация имущества с определением требований к собственнику по управлению и воспроизводству активов.
-
Преимущества:
-
Государство снимает с себя все инвестиционные обязательства.
-
Государство сохраняет контроль за состоянием, целевым использованием и воспроизводством активов.
-
Инвестор получает исключительные коммерческие права и гарантии.
-
Недостатки:
-
Схема неприменима в ряде случаев.
-
Требуется проведение серьезных изменений законодательства.
Приложение 1.4. Передача активов на условиях концессии
Инвестор получает в концессию аэропорт на 'n' лет, при этом:
- обязуется осуществлять инвестиции (равные либо больше минимального уровня);
- обязуется выплачивать вознаграждение;
- предполагает возместить свои затраты на осуществление инвестиций за счет доходов от эксплуатации аэропорта;
- обязуется вернуть аэропорт со всеми улучшениями через 'n' лет;
- получает право на компенсацию.
Заключение договора концессии между частным инвестором и государством (в лице уполномоченных органов).
-
Преимущества:
-
Защита государственных стратегических интересов.
-
Распределены все права и обязанности.
-
Применимость схемы в условиях обременений.
-
Возможность частных инвестиций.
-
Недостатки:
-
Организационная сложность.
-
Требуется проработка нормативной базы применения концессионных соглашений
Приложение 2.1. Международный опыт
-
Американская модель
-
Государственная собственность на аэродром.
-
Государственные инвестиции около 1 млрд.$ в год
-
Европейская модель
-
Различные формы собственности, преимущественно - частная собственность.
-
Наилучшие результаты у частных аэропортов.
Приложение 2.2. Международный опыт
Страна |
Аэропорт |
Федеральная (национальная) собственность |
Региональная (муниципальная) собственность |
Частная собственность |
Австрия |
Вена |
|
40% |
60% |
Бельгия |
Брюссель |
64% |
|
36% |
Дания |
Копенгаген |
34% |
|
66% |
Финляндия |
Хельсинки |
100% |
|
|
Франция |
Париж |
100% |
|
|
|
Лион |
100%* |
|
|
Германия |
Берлин |
26% |
74% |
|
|
Дюссельдорф |
|
50% |
50% |
|
Франкфурт |
18% |
53% |
29% |
|
Мюнхен |
26% |
74% |
|
Италия |
Рим |
|
|
100% |
|
Венеция |
29% |
38% |
33% |
Испания |
Мадрид |
100% |
|
|
Швеция |
Стокгольм |
100% |
|
|
Швейцария |
Цюрих |
|
100% |
|
Великобритания |
Лондон |
|
|
100% |
|
Бирмингем |
|
49% |
51% |
|
Манчестер |
|
100% |
|
Приложение 3. Существующие обременения
-
Аэродромы совместного базирования
-
Необходимо детальное изучение особенностей эксплуатации аэродромов совместно с Минобороны для выработки механизмов совмещения государственных и частных интересов.
-
Мобилизационные мощности
-
Мобилизационные заказы возможны на предприятии любой формы собственности.
-
Размещают и финансируют заказы федеральные органы власти.
-
Социальные обременения
-
Определяют и финансируют социальные потребности регионов региональные органы власти.