- Виртуальный Кубок России – это соревнование, которое проводится с использованием планерного авиасимулятора Condor. Предвижу снисходительную усмешку у пилотов «старой школы», так как в большинстве своём они скептически относятся к полетам в различных авиасимуляторах. Возможно, для других симуляторов эта точка зрения оправдана, но с Кондором история иная.
- Во-первых, основной задачей при полетах в Кондоре является не наработать умение «дергать ручку», а оттачивание тактических и стратегических навыков в маршрутном полёте, в группе планеров, летящих с тобой рядом и управляемых такими же виртуальными пилотами. Кондор предоставляет возможность таких полетов, когда несколько участников присоединяются к единому серверу и летят одновременно по одному и тому же заданию, над одной и той же местностью. Мы предварительно сделали некое подобие электронного описания карт, как в мультфильме – визуализацию рельефа в той местности, в которой будут проходить полеты. Это довольно сложная работа, которую выполнили наши планеристы-программисты. Нынешний виртуальный Кубок России проходит на базе Владикавказского АСК, в горах Кавказа.
Во-вторых, это способ экономить деньги. Да-да, как ни странно – это так. Реальные полеты в России (да и в мире) – довольно дорогое удовольствие. И здесь на помощь приходят тренировки в Кондоре. В некотором смысле тут есть аналогия с тренировками парашютистов в аэродинамических трубах. «Себестоимость» приобретения навыков намного ниже, драгоценное лётное время тратится намного эффективнее, прогресс у пилотов идёт намного быстрее. В разговорах на чемпионатах мира и Европы мы от многих пилотов слышали, что наступает время «кондор-пилотов», спортсменов, которые за 3-5 лет достигают тех же результатов, к которым раньше шли десятилетиями. Это оценка профессионалов-планеристов.
В-третьих, климат у нас тоже сокращает планерный лётный сезон до 4-5 месяцев в году. Полёты в Кондоре позволяют не терять форму в зимний сезон. К слову, сценарий местности, над которой проходят виртуальные соревнования, может быть создан программистами в точном соответствии с реальными местами планерных полетов, а это значит, что виртуальные пилоты получают возможность ещё и «пощупать» потенциальные места проведения реальных соревнований в наступающем сезоне.
Итак, местность – максимально приближенная к реальной, рядом с тобой одновременно «летят» пилоты из разных городов и стран, правила соревнований – практически полностью совпадают с теми, что применяются на реальных соревнованиях. Время старта известно, задание рассылается всем участникам за 2 часа до запуска сервера. Раз-два-три – Погнали!
Следить за виртуальными планерными гонками не менее увлекательно, чем за реальными. Среди «кондор»-пилотов есть как начинающие, так и более чем опытные – члены сборной России по планерному спорту (например, в Виртуальном Кубке России в этом году принимает участие Виталий Быстров, ставший чемпионом России в 2022 году). Зрители из числа опытных планеристов, сразу выделяют сильных пилотов «по почерку» - минимальные отклонения от линии маршрута, понятные и логичные решения при переходах от потока к потоку, использование «маячков» - планеров конкурентов и многое другое. Но как и в реальности, есть и коэффициент случайности и неожиданности, когда погода меняется не в соответствии с прогнозом, на который рассчитывал пилот, когда пилот совершает невынужденную ошибку или кто-то из новичков «подрезает» его в потоке, мешая выбрать максимально возможную высоту. Кто-то, увлекаясь, влетает в запретные воздушные зоны и получает «фотофиниш», кто-то… засыпает дома перед монитором. Одно из отличий виртуальных соревнований от реальных в том, что гонки проходят по вечерам, когда все участники возвращаются с работы или учебы. А длительность упражнения достигает иногда 2-2,5 часов, что не всегда оказывается по силам виртуальным пилотам.
- Получается, что у пилотов есть абсолютное присутствие на реальных соревнованиях?
- Конечно, хотя эмоции от того, что ты находишься непосредственно в воздухе, ничем заменить нельзя. И нервное напряжение в воздухе является дополнительным источником невынужденных ошибок. Но знаю ситуации, когда после напряженного виртуального полета пилоты вылезали из-за монитора выжатые, как лимон. У виртуальных планеристов есть даже свой специальный чат (подобие радиоэфира), где они ведут переговоры во время соревнования, и обстановка там бывает весьма напряженная. Даже виртуальная гонка отнимает много сил и нервов.
- А как «делается погода» на виртуальных соревнованиях?
- Чаще всего за основу мы берем погодные условия какого-то конкретного летного дня в местности, на которой проводятся соревнования. Базовые параметры вводятся в исходные данные дня, но дальше для каждого из параметров задается диапазон возможных отклонений. Таким образом, даже участник, который «рисует погоду» для упражнения, не может на 100% предсказать её развития в течение полета. Собственно, как и в реальности. Сколько прогнозов не смотри, как правило всё равно природа преподносит какие-то сюрпризы даже опытным судьям, ставящим задания на реальных соревнованиях.
- Сколько людей заявились на участие в виртуальных соревнованиях?
- Участвовать собираются 30 человек, из них - один спортсмен из Белоруссии. Такой формат соревнований стал достаточно популярным – пару лет назад мы собирали больше 70 пилотов, включая литовцев, французов и др.
- Что нужно для того, чтобы участвовать в виртуальных соревнованиях?
- Из оборудования вам потребуется достаточно мощный современный компьютер, джойстик ( в идеале – джойстик, педали и виртуальной шлем) – средний ценник около 30 тыс руб. Из программного обеспечения – купить лицензионную программу Condor 2.
Хотя можно не ограничивать себя и пойти путём краснодарских энтузиастов – буквально на днях команда Геннадия Ивахника презентовала свою собственную разработку - полноценный тренажёр с имитацией настоящей кабины планера. Его цена составила около 900 тыс. руб.
- Есть ли возможность у болельщиков подключиться и следить за ходом соревнований?
- Да, такая возможность есть – все, как в настоящих планерных турнирах. Отображение наших полетов - так называемый «трекинг». Принципиально он устроен следующим образом: на каждом планере стоит небольшая «коробочка»-трекер, транслирующая с планера основные параметры полета: координаты, скорость, высоту, скороподъемность. Эти данные принимает базовая станция трекинга – по сути это комплекс из антенны и «приставки» к компьютеру, принимающему и обрабатывающему данные. Дальше вся информация собирается на едином общем сервере и отображается в виде графической картинки на нескольких сайтах. На картинке вы будете схематично видеть фигурки планеров на карте местности и линию маршрута, по которой нужно лететь планеристам. Дополнительно можно увидеть кто на какой высоте, кто набирает, кто снижается, кто у кого «висит на хвосте» и многое другое. До этого года мы пользовались визуализацией исключительно иностранных сайтов, но в этом году начнем тестировать собственную систему отображения трекинга, разработанную одним из наших планеристов.
Так что присоединяйтесь к наблюдению за планерными гонками, это увлекательно и эмоционально! А мы постараемся почаще рассказывать вам о специфике нашего спорта, чтобы сделать его ближе зрителю!