Однако летная карьера началась еще в 1989 году, когда он учился в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков. В 2002 году он пришёл в Новосибирский аэроклуб, где освоил Як-52. С 2005 года участвует в спортивных мероприятиях.
- Для развития навыков пилотажа на поршневых самолетах планерная составляющая точно не будет лишней, - уверен Василий Плотников. - Полет на планере – это совсем другие ощущения, непередаваемые, несравнимые. Это совсем другой полет и другая философия. Но, несмотря на эту разность, перестраиваться и привыкать к новому летательному аппарату ему было несложно. В аэроклубе «Сапсан» есть отдельная программа переподготовки для тех, кто уже летает – здесь переучивают вертолетчиков, самолётчиков, поэтому я отнюдь не первооткрыватель. Инструкторы сразу объяснили мне все нюансы, подсказали, на что обратить внимание.
- Какую главную проблему вы видите в самолетном спорте сегодня? Чего вам как спортсмену не хватает?
- Думаю, что рано или поздно мы вернемся к тому, что было в Союзе, а именно к доступности авиационных видов спорта для молодёжи. Многие заграничные страны переняли нашу систему, и сейчас она там прекрасно работает. Суть ее в том, что ребята шаг за шагом, начиная с 7 лет, начинают заниматься сначала в авиамодельных кружках, потом переходят в аэроклубы, где начинают летать на планерах и самолетах. Это правильный подход. Но для того, чтобы подобный путь был доступным для большинства, нужна помощь государства. Авиации нужно помогать или, как минимум, не мешать, потому что есть люди, которые готовы развивать отрасль за свои деньги и на собственном энтузиазме. Я знаю таких людей, которым просто нужно дать возможность делать свое дело. Тогда, возможно, и бизнес потянется в авиацию, и авиация получит массовость.
- На то, что пилотажный спорт пользует старые ресурсы, обращают внимание многие…
- Могу сказать, что на международных соревнованиях класса Advanced и Unlimited (это высшая лига) наша команда действительно смотрится возрастной на фоне остальных команд. К примеру, средний возраст французской сборной в Advanced, наверное, 26-28 лет - это молодые, не обремененные ментально люди, которые летают абсолютно расслабленно и свободно. Средний же возраст российской сборной – 45 плюс. А в Unlimited и того больше, потому что чтобы подготовить такого пилота, времени и сил требуется еще больше.
- Вы тренируетесь за свой счет?
- Да, я тренируюсь за свой счет. Но у нас есть определённые ресурсы, которые выделяет Минспорта РФ на сборную команду. Но, во-первых, эта помощь доходит до нас не каждый год, а во-вторых, эти суммы не покрывают всех расходов.
В этом случае выручают командные спонсоры.
Хотя, конечно, со спонсорами нужно работать серьезно и планомерно, и по идее, в команде должен быть менеджер, который бы плотно занимался этим вопросом.
- А у вас есть спонсор?
- Лично у меня нет. Но, повторюсь, радует, что хоть какие-то затраты компенсируются. Было время, когда мы все делали за свой счет – и летали, и покупали самолеты, и ездили на соревнования.И вообще, в нашей стране авиационные вопросы зарегулированы и дороги, поэтому многие пилоты тренируются за границей, так как часто это проще и организационно, и финансово. Для меня такая логистика выглядит сильно кривой.
- Вы вкладываете так много сил и средств в свое увлечение.
Оно того стоит?
- Люди живут так, как они видят свою жизнь. Я свою жизнь не вижу без полетов. И меня окружают люди, которые вкладывают в это гораздо больше – не только деньги, но и свое время. Я занимаюсь пилотажем как хобби, а есть те, кто этим занимаются профессионально, кто потратили на авиационный спорт всю свою жизнь. И это, конечно, восхищает. Перед глазами стоят и другие примеры, достойные подражания.
Это пилоты, которые выступали за флаг Советского Союза в 80-х годах и оставили после себя такой задел, что его иногда хватает и на нас. Когда мы приезжаем на международные соревнования, на нас смотрят с восхищением, потому что наши старшие товарищи научили и публику, и соперников себя уважать. «О, русские приехали!» - читаю в глазах наших иностранных соперников и стараюсь соответствовать такому восприятию. И даже если случается какой-то срыв или хочется побуксовать, сам себе говорю: «Эй, стоп, ты должен собраться. Тебя будут оценивать как русского пилота».
Зато когда получается сделать что-то эдакое, иностранцы удивляются – вот они какие, русские, оказывается, не медведи сибирские, не лаптем щи хлебают, а ещё что-то умеют...
При этом русский – это не национальность, а принадлежность к стране. Мы для иностранцев все русские. В нашей команде люди разных национальностей, с разным жизненным опытом, разным образованием и т.д. Есть те, кто уже в зрелом возрасте пришел в авиацию, и уже через несколько лет стал выступать за сборную страны.
Не перестаю удивляться и восхищаться такими людьми, теми, кто может воплотить свою мечту.