- На очередной отчетно-выборной Конференции ООО «ФПлС России», которая состоялась 8 марта, вас избрали Президентом ФПлС России. Уже было время ознакомиться с ресурсами, наметить план работ в новом качестве?
- План работы простой. Есть сиюминутные протокольные задачи, которые надо решить, чтобы результаты работы Конференции были утверждены в Минюсте, а деятельность Федерации обрела легитимность.
- План работы простой. Есть сиюминутные протокольные задачи, которые надо решить, чтобы результаты работы Конференции были утверждены в Минюсте, а деятельность Федерации обрела легитимность.
Главные же наши планы и задачи находятся в стадии формирования и определяются Уставом Федерации. Среди них: привлечение молодежи, деятельность по поддержки организации ЮПШ, организация соревновательного процесса (это то, что в настоящий момент не представляет ценности в бюрократическом плане, но требует новых подходов и схем. Наше планерное сообщество давно не пыталось выработать что-то новое в правилах соревнований и способах их проведения. Вплоть до организации ЧР в Кондоре).
Отдельная тема – материальная часть Федерации. Взаимодействие с Росавиацией и ее структурами в части, касающейся поддержания летной годности, разрешительных документов, встраивания планерного спорта в систему Гражданской авиации.
На самом деле задач много, но все упирается в один вопрос – где брать финансы на их осуществление. А для этого надо активизировать работу со спонсорами, меценатами и инвесторами. В идеале хотелось бы разработать алгоритм действий по привлечению средств, который подошел бы не только Федерации, но и любому клубу, заинтересованному в поиске финансовых партнеров.
В целях реализации вышесказанного надо систематизировать и нашу схему взаимоотношений с медийным пространством, активнее пиарить сам спорт и деятельность Федерации.
- Что собой представляет планерный спорт России на сегодняшний день?
- Планерный спорт – это 200-250 планеристов, которые более-менее регулярно участвуют в соревнованиях различного уровня. Сам вид спорта является официально признанным государством в рамках деятельности Минспорта России, а наша Федерация, в соответствии с ФЗ «О спорте», прошла все необходимые процедуры и теперь имеет право проводить как российские, так и международные соревнования.
- Если говорить о спорте высоких достижений, то это такая квинтэссенция всего спортивного движения. Но заслуги российских планеристов пока не слишком заметны. Только ли отсутствие достаточного количества денег мешает спорту развиваться?
- Достижения планерного спорта в Советском Союзе не намного отличаются от того, что мы имеем сейчас, особенно учитывая разницу в финансировании. На сегодня при гораздо меньших затратах мы имеем гораздо лучшие результаты.
Что касается денег в планерном спорте, впрочем, как и в любом другом, зависит многое. Берешь для эксперимента любого талантливого пилота, покупаешь ему лучший планер, обеспечиваешь ему необходимые часы налета в местах проведения соревнований, делаешь это 5 лет подряд, и он автоматически становится чемпионом. Вот такой простой и действенный способ.
А вообще в любом спорте действует формула: «количество переходит в качество». Если взять для примера всемирно известного, многократного чемпиона мира Себастьяна Каву, то достаточно посмотреть на количество соревнований и прочих спортивных мероприятий, в которых он участвует ежегодно. На сегодня он один из немногих профессионалов в планерном спорте.
От количества денег зависит и то, сможем ли мы правильно организовать соревновательный процесс или нет. Потому что Федерация могла бы организовывать, в том числе, и коммерческие чемпионаты и приглашать прославленных спортсменов со всего мира, которые будут автоматически поднимать уровень мастерства других участников. Хочешь летать хорошо – летай с сильнейшими! Поэтому, повторюсь, первостепенная задача Федерации – изыскивать средства и эффективно их использовать.
- Учебно-тренировочные мероприятия сборной страны ведь тоже могут выступать таким способом повышения спортивного мастерства?
- Безусловно. Именно для этого их и проводят. Однако даже те средства, которые выделяются на учебно-тренировочные мероприятия, мы не можем потратить эффективно. Тренировка планериста должна проводиться в том месте, годе предполагается проведение международных соревнований . знать район полета – залог успеха.
Если соревнования проходят в Польше, нужно тренироваться в Польше. Если в Новой Зеландии – то нужно в Новой Зеландии. Но тренировочный бюджет – это только российские рубли. Потратить их на сборы в Новой Зеландии нет никакой возможности. О каком успехе на международных соревнованиях можно тогда говорить?
Как президент Федерации планерного спорта России буду стараться убеждать чиновников Минспорта выделять средства на тренировочные полеты в районе проведения чемпионатов.
- Спортивное движение, как правило, охватывает практику массового спорта. Должен ли, на ваш взгляд, планеризм стремиться стать массовым?
- Обязательно, но только юношеский планерный спорт. Те, кто когда-то придумал ЮПШ, были абсолютно правы в том, что закладывать основы техники пилотирования надо в возрасте 12-14 лет, и тогда к 16-18 годам мы получим пилота, который сконцентрирован на спорте, а не на том, как поддерживать правильные параметры полета. Так что сделать юношеский спорт массовым и доступным – это задача хорошая.
- Можно ли удешевить процесс обучения?
- Удешевить этот процесс можно двумя способами: либо вложить в спорт массу государственных денег, либо сделать его сильно популярным. К сожалению, оба этих варианта пока труднодостижимы. Мы можем лишь дать толчок к росту популярности.
Кроме того, нам сильно мешает бюрократическая нагрузка, которая есть сейчас. Те организации, которые умудрились организовать у себя авиационный центр, столкнулись с изрядным возрастанием теоретической и летной нагрузки по сравнению с советским ДОСААФ. Посудите сами - курс обучения планериста включает в себя более 200 часов теории и примерно 20 часов летного обучения, а для этого нужны оборудованные аудитории, преподаватели, летчики, инструкторы, матчасть. Разве может быть такое обучение дешевым?
Возможно, главный положительный опыт по оптимизации процесса подготовки пилота-планериста сегодня есть у Владимира Кочкина из новосибирского аэроклуба Решеты. Он смог получить права на проведение теоретической, летной подготовки, и он же сможет принять экзамены на получение свидетельства пилота-любителя.
Кстати, такая система широко распространена на Западе и, что интересно, прописана и в наших документах. Формально так можно сделать, но правоприменительной практики у нас нет – Владимир Кочкин вместе с юристами отстоял это право через суды и может дать нам всем неоценимый опыт. Если у него все получится, его система обучения будет дешевле.
Дальше - чтобы летать на планере, его можно брать в аренду в аэроклубе или купить где-нибудь в Европе за цену от полутора тысяч евро. Но здесь возникает другая проблема – как получить СЛГ. Эта процедура сегодня формализована только на бумаге – на самом деле процесс получения СЛГ усложняется из года в год, а стало быть, становится все дороже и дороже. В цифрах это 50-100 тысяч рублей. Вместе со стоимостью планера выходит около полумиллиона. Добавим сюда еще стоимость подъемов, которые априори не могут быть дешевыми, а тем более бесплатными из-за аренды аэродромной земли и прочих накладных расходов, и получается вполне приличная сумма затрат на планерные полеты.
Еще чуть-чуть и она будет сопоставима с теми, что планерист может потратить в европейских странах – с несколько иным комфортом и уровнем услуг. Это привело к тому, что многие наши планеристы предпочитают уезжать летать во Францию или Германию. И, кстати, количество полученных во Франции СЛГ давно уже превысило количество российских СЛГ.
С другой стороны, летать на планере не дороже, чем эксплуатировать дорогую иномарку. Тем более что автомобилем ты пользуешься каждый день, а летаешь на планере не каждый. Ну и в сравнении с другими летательными аппаратами, планер здорово выигрывает в плане доступности.
- Сформирована ли общая карта партнеров и спонсоров – на разовой и стратегической основе для развития и популяризации спорта?
- У Федерации есть давние партнеры, которые в разные годы поддерживали ее начинания. Мы будем стараться взаимодействовать с ними и дальше. И, конечно же, искать пути выхода на финансирование со стороны известных брендов. Будем искать их среди крупных авиационных корпораций, профильных компаний, фондов, частных инвесторов.
- Может ли система грантов стать эффективным инструментом для развития детского спорта?
- Да, конечно. Знаю, что в настоящий момент два аэроклуба подготовили заявки на грант – ждут одобрения. Это, безусловно, ощутимая поддержка, правда, довольно громоздкая и бюрократически обременительная.
- Давайте поговорим про взаимодействие с ДОСААФ России, ведь многие клубы работают под эгидой этой организации…
- Нам друг от друга никуда не деться – большая часть аэроклубов, в которых летают на планерах, является ДОСААФовскими, изрядная часть планеристов имеют свидетельства ДОСААФ. Поэтому мы будем стараться делать все, чтобы наладить рабочие отношения.
- Считается, что современный планер – это верх инженерной мысли и сосредоточение инновационных технологий с применением самых последних разработок в области аэродинамики. Почему в нашей стране так мало производств, где разрабатывают и выпускают планеры?
- Производство планеров в нашей стране есть, и несмотря ни на что оно держится на плаву. Я имею в виду ООО «Авиастроитель» в Пензе. Там сделали такое количество планеров, которому может позавидовать любой самолетный завод. Причем на достаточно высоком уровне. Многие пензенские планеры были проданы за границу, где получили высокие оценки от эксплуатантов.
Единственное, стоит отметить, что это планеры определенного класса. Никто сегодня не будет на них выступать на международных соревнованиях, но в своем классе они имеют вполне приличное качество. К слову, многие наши планеристы летают на планерах пензенского производства.
- Что бы вы хотели посоветовать тем, кто заинтересовался планеризмом? С чего начать?
- Все на самом деле просто. Достаточно зайти в любой интернет-поисковик и найти там Федерацию планерного спорта России. В разделе «аэроклубы» найти ближайший клуб, созвониться с ним на предмет планерной погоды и записаться на полет. Для первого раза советую выбрать теплое время года, чтобы ощутить все прелести парения в воздухе и насладиться видами природы с высоты птичьего полета.
Отдельная тема – материальная часть Федерации. Взаимодействие с Росавиацией и ее структурами в части, касающейся поддержания летной годности, разрешительных документов, встраивания планерного спорта в систему Гражданской авиации.
На самом деле задач много, но все упирается в один вопрос – где брать финансы на их осуществление. А для этого надо активизировать работу со спонсорами, меценатами и инвесторами. В идеале хотелось бы разработать алгоритм действий по привлечению средств, который подошел бы не только Федерации, но и любому клубу, заинтересованному в поиске финансовых партнеров.
В целях реализации вышесказанного надо систематизировать и нашу схему взаимоотношений с медийным пространством, активнее пиарить сам спорт и деятельность Федерации.
- Что собой представляет планерный спорт России на сегодняшний день?
- Планерный спорт – это 200-250 планеристов, которые более-менее регулярно участвуют в соревнованиях различного уровня. Сам вид спорта является официально признанным государством в рамках деятельности Минспорта России, а наша Федерация, в соответствии с ФЗ «О спорте», прошла все необходимые процедуры и теперь имеет право проводить как российские, так и международные соревнования.
- Если говорить о спорте высоких достижений, то это такая квинтэссенция всего спортивного движения. Но заслуги российских планеристов пока не слишком заметны. Только ли отсутствие достаточного количества денег мешает спорту развиваться?
- Достижения планерного спорта в Советском Союзе не намного отличаются от того, что мы имеем сейчас, особенно учитывая разницу в финансировании. На сегодня при гораздо меньших затратах мы имеем гораздо лучшие результаты.
Что касается денег в планерном спорте, впрочем, как и в любом другом, зависит многое. Берешь для эксперимента любого талантливого пилота, покупаешь ему лучший планер, обеспечиваешь ему необходимые часы налета в местах проведения соревнований, делаешь это 5 лет подряд, и он автоматически становится чемпионом. Вот такой простой и действенный способ.
А вообще в любом спорте действует формула: «количество переходит в качество». Если взять для примера всемирно известного, многократного чемпиона мира Себастьяна Каву, то достаточно посмотреть на количество соревнований и прочих спортивных мероприятий, в которых он участвует ежегодно. На сегодня он один из немногих профессионалов в планерном спорте.
От количества денег зависит и то, сможем ли мы правильно организовать соревновательный процесс или нет. Потому что Федерация могла бы организовывать, в том числе, и коммерческие чемпионаты и приглашать прославленных спортсменов со всего мира, которые будут автоматически поднимать уровень мастерства других участников. Хочешь летать хорошо – летай с сильнейшими! Поэтому, повторюсь, первостепенная задача Федерации – изыскивать средства и эффективно их использовать.
- Учебно-тренировочные мероприятия сборной страны ведь тоже могут выступать таким способом повышения спортивного мастерства?
- Безусловно. Именно для этого их и проводят. Однако даже те средства, которые выделяются на учебно-тренировочные мероприятия, мы не можем потратить эффективно. Тренировка планериста должна проводиться в том месте, годе предполагается проведение международных соревнований . знать район полета – залог успеха.
Если соревнования проходят в Польше, нужно тренироваться в Польше. Если в Новой Зеландии – то нужно в Новой Зеландии. Но тренировочный бюджет – это только российские рубли. Потратить их на сборы в Новой Зеландии нет никакой возможности. О каком успехе на международных соревнованиях можно тогда говорить?
Как президент Федерации планерного спорта России буду стараться убеждать чиновников Минспорта выделять средства на тренировочные полеты в районе проведения чемпионатов.
- Спортивное движение, как правило, охватывает практику массового спорта. Должен ли, на ваш взгляд, планеризм стремиться стать массовым?
- Обязательно, но только юношеский планерный спорт. Те, кто когда-то придумал ЮПШ, были абсолютно правы в том, что закладывать основы техники пилотирования надо в возрасте 12-14 лет, и тогда к 16-18 годам мы получим пилота, который сконцентрирован на спорте, а не на том, как поддерживать правильные параметры полета. Так что сделать юношеский спорт массовым и доступным – это задача хорошая.
- Можно ли удешевить процесс обучения?
- Удешевить этот процесс можно двумя способами: либо вложить в спорт массу государственных денег, либо сделать его сильно популярным. К сожалению, оба этих варианта пока труднодостижимы. Мы можем лишь дать толчок к росту популярности.
Кроме того, нам сильно мешает бюрократическая нагрузка, которая есть сейчас. Те организации, которые умудрились организовать у себя авиационный центр, столкнулись с изрядным возрастанием теоретической и летной нагрузки по сравнению с советским ДОСААФ. Посудите сами - курс обучения планериста включает в себя более 200 часов теории и примерно 20 часов летного обучения, а для этого нужны оборудованные аудитории, преподаватели, летчики, инструкторы, матчасть. Разве может быть такое обучение дешевым?
Возможно, главный положительный опыт по оптимизации процесса подготовки пилота-планериста сегодня есть у Владимира Кочкина из новосибирского аэроклуба Решеты. Он смог получить права на проведение теоретической, летной подготовки, и он же сможет принять экзамены на получение свидетельства пилота-любителя.
Кстати, такая система широко распространена на Западе и, что интересно, прописана и в наших документах. Формально так можно сделать, но правоприменительной практики у нас нет – Владимир Кочкин вместе с юристами отстоял это право через суды и может дать нам всем неоценимый опыт. Если у него все получится, его система обучения будет дешевле.
Дальше - чтобы летать на планере, его можно брать в аренду в аэроклубе или купить где-нибудь в Европе за цену от полутора тысяч евро. Но здесь возникает другая проблема – как получить СЛГ. Эта процедура сегодня формализована только на бумаге – на самом деле процесс получения СЛГ усложняется из года в год, а стало быть, становится все дороже и дороже. В цифрах это 50-100 тысяч рублей. Вместе со стоимостью планера выходит около полумиллиона. Добавим сюда еще стоимость подъемов, которые априори не могут быть дешевыми, а тем более бесплатными из-за аренды аэродромной земли и прочих накладных расходов, и получается вполне приличная сумма затрат на планерные полеты.
Еще чуть-чуть и она будет сопоставима с теми, что планерист может потратить в европейских странах – с несколько иным комфортом и уровнем услуг. Это привело к тому, что многие наши планеристы предпочитают уезжать летать во Францию или Германию. И, кстати, количество полученных во Франции СЛГ давно уже превысило количество российских СЛГ.
С другой стороны, летать на планере не дороже, чем эксплуатировать дорогую иномарку. Тем более что автомобилем ты пользуешься каждый день, а летаешь на планере не каждый. Ну и в сравнении с другими летательными аппаратами, планер здорово выигрывает в плане доступности.
- Сформирована ли общая карта партнеров и спонсоров – на разовой и стратегической основе для развития и популяризации спорта?
- У Федерации есть давние партнеры, которые в разные годы поддерживали ее начинания. Мы будем стараться взаимодействовать с ними и дальше. И, конечно же, искать пути выхода на финансирование со стороны известных брендов. Будем искать их среди крупных авиационных корпораций, профильных компаний, фондов, частных инвесторов.
- Может ли система грантов стать эффективным инструментом для развития детского спорта?
- Да, конечно. Знаю, что в настоящий момент два аэроклуба подготовили заявки на грант – ждут одобрения. Это, безусловно, ощутимая поддержка, правда, довольно громоздкая и бюрократически обременительная.
- Давайте поговорим про взаимодействие с ДОСААФ России, ведь многие клубы работают под эгидой этой организации…
- Нам друг от друга никуда не деться – большая часть аэроклубов, в которых летают на планерах, является ДОСААФовскими, изрядная часть планеристов имеют свидетельства ДОСААФ. Поэтому мы будем стараться делать все, чтобы наладить рабочие отношения.
- Считается, что современный планер – это верх инженерной мысли и сосредоточение инновационных технологий с применением самых последних разработок в области аэродинамики. Почему в нашей стране так мало производств, где разрабатывают и выпускают планеры?
- Производство планеров в нашей стране есть, и несмотря ни на что оно держится на плаву. Я имею в виду ООО «Авиастроитель» в Пензе. Там сделали такое количество планеров, которому может позавидовать любой самолетный завод. Причем на достаточно высоком уровне. Многие пензенские планеры были проданы за границу, где получили высокие оценки от эксплуатантов.
Единственное, стоит отметить, что это планеры определенного класса. Никто сегодня не будет на них выступать на международных соревнованиях, но в своем классе они имеют вполне приличное качество. К слову, многие наши планеристы летают на планерах пензенского производства.
- Что бы вы хотели посоветовать тем, кто заинтересовался планеризмом? С чего начать?
- Все на самом деле просто. Достаточно зайти в любой интернет-поисковик и найти там Федерацию планерного спорта России. В разделе «аэроклубы» найти ближайший клуб, созвониться с ним на предмет планерной погоды и записаться на полет. Для первого раза советую выбрать теплое время года, чтобы ощутить все прелести парения в воздухе и насладиться видами природы с высоты птичьего полета.