Основателями «Первого полета» являются два беззаветно влюбленных в небо человека, ставшие мастерами спорта международного класса по самолетному спорту, Роман Овчинников и Дмитрий Самохвалов. По словам создателей группы, это была их мечта, для осуществления которой потребовалось много времени. В начале 2000-х годов, имея возле Москвы хороший аэродром, у будущих чемпионов была возможность приехать и попробовать полетать и создать в небе что-то новое. Так сложилось, что желания Романа и Дмитрия совпали и привели к созданию пилотажной группы.
Роман Овчинников - основатель пилотажной группы, президент Федерации самолетного спорта города Москвы, мастер спорта международного класса, золотой призер чемпионата Европы в классе Advanced 2019 года, абсолютный чемпион России в классе Advanced, абсолютный чемпион Европы в классе Advanced 2017 года: «Придя в далеком 2002 году на аэродром «Мячково» в аэроклуб «Фланкер», чтобы научиться летать, я познакомился с Дмитрием Самохваловым, и мы с ним решили организовать свой клуб, свою пилотажную группу. И в 2007 году планомерно пошли к этому: приобрели два первых самолета, с которых все начиналось, это Як-52. И так уже постепенно, в 2009 году мы уже создали свой аэроклуб и начали летать групповые полеты. Но до этого, конечно, выступали на соревнованиях по России по высшему пилотажу».
Дмитрий Самохвалов - основатель пилотажной группы «Первый полет», генеральный директор Федерации самолетного спорта города Москвы, мастер спорта международного класса, многократный чемпион мира и Европы в классе ЯК-52 и Advanced, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу в классе Advanced 2016 года: «Это был достаточно длинный путь – нашей группе десять лет, и, наверное, где-то десять лет до этого каждый месяц, каждую неделю мы делали к этому какие-то шаги. И мое личное удивление, что нам хватило терпения этим всем заниматься методично, планомерно и очень долго. Наверное, мы не такие усидчивые люди, как может показаться со стороны, но нам, действительно, это просто искренне нравится, и это приносит удовольствие. Наверное, по этой причине все у нас и получилось. И за прошедшие десять лет я понял, что не такие, как другие пилотажные группы. Это не говорит о том, что мы лучше или хуже, мы просто другие».
С течением времени, пилотажная группа росла не только в сложности показываемых элементов высшего пилотажа, но и по количеству самолетов и участников. Вслед за Романом и Дмитрием в группу «Первый полет» пришел Александр Михайлов, ставший, впоследствии, ведущим группы.
Александр Михайлов - ведущий группы «Первый полет», руководитель вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел», мастер спорта по автомобильному спорту: «Никогда не думал, что стану ведущим пилотажной группы, никогда не планировал этого. Знаете, как водят детей в детский сад? Вот так случайно я попал в группу. Вообще до 30 лет я думал, что летчиков делают в каких-то отдельных специальных пробирках, в отдельных роддомах, и что для простых смертных это недостижимо. И в 30 лет случайно узнал, что можно летать. Я пришел в авиацию мастером спорта России по автомобильному спорту. И лет через пять, будучи уже опытным пилотом, имея за плечами полеты на многодвигательных самолетах, на гидросамолетах, и вообще на всяких разных самолетах, я случайно пролетал мимо аэродрома Большое Грызлово, где ребятам-спортсменам нужно было попасть в соседний город на выступление. И, пока мы летели до Ульяновска, Диме пришли в голову разные мысли о том, что мой самолет можно использовать в качестве ведущего группы. Они подлетали ко мне так близко, ставили на мне такие эксперименты, что у меня первый раз в жизни ножки поджимались».
С каждым годом количество поклонников и популярность пилотажной группы росли все сильнее. «Первый полет» стали завсегдатаями различных массовых мероприятий и авиационных фестивалей в нашей стране: Норильск, Краснодар, Ульяновск, Сургут, Геленджик, Сочи, Пущино, Иваново, Ярославль и др. Помимо России, «Первый полет» отметились выступлениями на Украине, в Китае.
В один прекрасный момент группа «Первый полет» оказалась и на самой главной авиационной площадке нашей страны – авиасалоне МАКС. Вот и 2019 год не стал исключением, и «Первый полет» с оглушительным успехом выступили на прошедшем этим летом авиасалоне в подмосковном Жуковском, на котором показала новую фигуру - «пропеллер». Это одно из главных правил группы – постоянно удивлять зрителей новыми фигурами. Все фигуры пилотажа придумываются и прорабатываются заранее еще на земле. Но бывает и так, что иногда новые фигуры пилотажа участники группы придумывают случайно.
Константин Боровик - мастер спорта, бронзовый призер чемпионата мира на ЯК-52 2017 года, серебряный призер чемпионата мира и России в классе Advanced в командных соревнованиях 2018 года. «У нас достаточно хорошая групповая слетанность, и нам достаточно всего нескольких тренировок перед самим выступлением. И дальше уже – авиашоу. Сейчас мы экспериментируем над разными фигурами, комбинациями фигур. Что будет получаться – увидим на следующих авиашоу. Я думаю, мы чем-то вас удивим. Это будет групповой пилотаж.
Несмотря на некоторую скрытность относительно своих планов, некоторые карты участники группы, всё-таки, раскрыли. В частности специально для расширения показательной программы планируются выступления в вечернее и ночное время. Специально для этого Константин Боровик прошел обучение по работе с пиротехникой. В группе рассчитывают соединить пилотажные возможности самолета Piper и визуальные пиротехнические эффекты.
Также, помимо групповых полетов, «Первый полет» демонстрирует и сольные выступления. Одним из главных «солистов» группы является единственная в «Первом полете» представительница прекрасной половины человечества - мастер спорта по самолетному спорту Ирина Маркова.
Ирина Маркова - мастер спорта, многократный призер и победитель чемпионатов России по высшему пилотажу: «Мне очень комфортно работать в группе, с учетом того, что групповые полеты – очень сложные, поэтому самая сложная часть программы на мужских плечах, а у меня попроще программа, я солист. Чисто технически гораздо сложнее летать в группе, нежели летать одному, потому что в группе каждый пилот несет ответственность не только за себя, но и за того, кто рядом. А когда ты один в самолете – ты один на один с самолетом и с воздушным пространством, ты можешь делать все, что угодно».
В основном Ирина летает на самолете Як-54. Это достаточно серьезный самолет, который требует мужского характера и пилотирования, поэтому мужчины в «Первом полете» удивляются, как эта хрупкая девушка может делать такие фигуры. Самолет достаточно строгий, и на нем сложнее летать, чем на тех самолетах, на которых летают остальные участники группы.
Однако, несмотря на различия в самолетах, стилях пилотирования, каждый из участников группы ставит своей целью не только развлекать зрителей, совершенствовать свое мастерство и выступать на соревнованиях, но и популяризировать самолетный спорт в нашей стране и обучать новых пилотов. Так, в следующем году исполняется 10 лет Федерации самолетного спорта Москвы. С помощью этой организации летчики получили дополнительную возможность заниматься развитием самолетного спорта и пропагандой своей авиационной философии.
«Лично мне очень хотелось бы, чтобы все к самолету относились все же как к средству передвижения, которое может перемещать тебя из одной точки в другую. А все остальное – спорт, демонстрационные полеты и какие-то дополнительные функции – это уже развитие. Но прямая обязанность нашей федерации – на территории Москвы заниматься именно подготовкой спортсменов. Одно дело, когда человек просто научился летать, но какие-то расширенные навыки по владению самолетом и технике пилотирования – это как раз уже наша история. Ежегодно у нас появляется от пяти до десяти новых спортсменов, которые пробуют себя в спорте. С каждым обратившимся к нам пилотом мы делимся всем тем опытом, который у нас есть. В целом, российская школа пилотажа, остается одной из ведущих в мире. И из поколения в поколение мы передаем свои знания. Техника пилотирования – это постоянный процесс обучения. К сожалению, этому невозможно один раз в жизни научиться и потом просто пользоваться. Навыки приходят и уходят. Я не открою секрет, но к нам приезжают даже летчики-испытатели, чтобы постоянно поддерживать свои навыки. У них есть возможность приехать к нам и даже получить ответы на какие-то вопросы», - рассказывает основатель группы, генеральный директор Федерации самолетного спорта города Москвы Дмитрий Самохвалов.
«Мы готовы делиться своим опытом и обучать людей, которые хотят научиться летать. Более того, мы планируем, наверное, набрать в группу новых молодых людей. «Первому полету» нужен второй состав. Мы хотим привлечь молодых пилотов к показательным выступлениям, которые мы выполняем, к авиашоу, чтобы авиашоу в стране проходили чаще и в разных городах», - говорит Роман Овчинников.
«Учиться никогда не поздно. Неважно, пришли вы в двадцать, в тридцать, в пятьдесят или в шестьдесят лет. Путь и в малой авиации, и в большой во всем мире начинается с аэроклуба, с полета на первом вашем двухместном самолете», - считает Александр Михайлов.
У пилотажной группы есть опыт обучения не только российских, но и иностранных пилотов. В группе считают это направление также довольно перспективным.
«Хотелось бы, чтобы это продолжалось. Сейчас мы, к примеру, обучаем пилотированию гражданина Италии. Он увидел наши выступления на авиасалоне МАКС, вдохновился нашим уровнем и понял, что это то место, где его научат летать именно на Як-52, поскольку он приобрел такой самолет и является поклонником яковлевской техники», - рассказывает Ирина Маркова.
Самолет Як-52 считается самым массовым пилотажным самолетом в мире. Их выпущено более тысячи штук, поэтому на любом континенте можно найти этот самолет в достаточно больших количествах. И иногда это позволяет группе приехать с показом в какую-то страну и не перевозить свои самолеты. Это уникальный самолет, в мире аналогов ему нет. Он позволяет обучиться абсолютно всему – от простых полетов по кругу и маршрутных полетов, до всего спектра высшего пилотажа.
Нельзя не отметить не только успешные выступления ее участников на соревнованиях и красивые показательные полеты на авиашоу, но и использование современных технологий и программных продуктов. Результатом их симбиоза стала технология печати текста в воздухе дымами, которую назвали «авиационный принтер».
Дмитрий Самохвалов: «Действительно, у нас получился достаточно интересный эксперимент. Нас все время просили нарисовать что-то новое. Но, когда мы летаем низко, перед зрителями, дым достаточно быстро рассеивается – нужно было приподняться. Мы действительно разработали программное обеспечение, и возможности программирования безграничные. Мы будем и дальше экспериментировать в этом направлении. Возможно, когда-то мы сделаем печать текста не пятеркой самолетов, а шестеркой, семеркой, и даже восьмеркой – чем больше самолетов, тем более детализированное изображение. То, что все видели – это только начало нашего пути. Это в мире не ново, но в первый раз у нас в стране. И самое приятное, что и оборудование, и программное обеспечение, которое стоит очень дорого, полностью разработано нашими программистами, и сделано нашими инженерами. Все, что у нас стоит на бортах – это наш эксклюзив, отечественный, без применения каких-то «мозгов» извне».
В течение всего своего существования «Первый полет» демонстрирует зрителям не только возможности пилотирования легкомоторных самолетов, но и возможности человека, находящегося за ручкой их управления. Начав с обычных полетов и желания летать, за 10 лет пилотажная группа стала визитной карточкой российской авиации, наряду со знаменитыми «Стрижами» и «Русскими Витязями», являясь украшением не только отечественных, но и зарубежных авиасалонов.
Редакция AVIA*RU Network и Aviation EXplorer поздравляет пилотажную группу «Первый полет» с 10-летием и желает ее участникам здоровья, успехов, чистого неба, ярких выступлений и мягких посадок!