Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Экспертное мнение

Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса

15 мая 2023 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer
 

Анатолий Липин
к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Эксперт "Aviation EXplorer"

Эксперты Ассоциации воздушного транспорта после длительного обсуждения по e-mail статьи «В НОТАМ: «ЛККС не работает» – Забудьте про зональную навигацию» подготовили и представили в Росавиацию два запроса: 14.02.2023 г. и 23.03.2023 r., т. к. на первый запрос ответ был не полный. На второй запрос получен расширенный ответ в письме ГК ОрВД от 31.03.202З. Вроде бы ситуация должна измениться к лучшему. Однако, по причине нечеткого изложения в Приложении к письму правил издания GNSS NOTAM, ситуация не улучшилась.

В качестве примера представлены 3 NOTAM, изданные после 31.03.202З. Для сокращения поле Щ/Q) удалено.

(Г0124/23 НОТАМН
А)УУОБ Б)2304111000 Ц)2309012059
Е)ВПП 11/29:ЛККС СН 22313,СН 20669/21080
НЕ ОБЕСПЕ4ИВАЮТСЯ ПРОЦЕДУРЫ SID/STAR
RNAV (GNSS), RNP, GLS.)

(G0124/23 NOTAMN
A)UUOB B)2304111000 C)2309012059
E)RWY 11/29: GBAS CH 22313, CH 20669/21080 SID/STAR RNAV (GNSS), RNP, GLS PROC NOT PROVIDED.)

(Г0143/23 НОТАМР Г0140/23
А)УИТТ Б)2304140830 Ц)2307140600 РАС4
Е)ВПП 30: ЛККС CH 22293 (565124.4N
1054431.7E) НЕ РАБОТАЕТ.
НЕ ОБЕСПЕ4ИВАЮТСЯ ПРОЦЕДУРЫ SID/STAR RNAV(GNSS), RNAV(GNSS).)

(G0143/23 NOTAMR G0140/23
A)UITT B)2304140830 C)2307140600 EST
E)RWY 30: GBAS CH 22293 (565124.4N
1054431.7E) U/S. SID/STAR RNAV(GNSS), RNAV(GNSS) PROC NOT AVBL.)

(Г0164/23 НОТАМН
А)УСТР Б)2305040700 Ц)2305311900
Е)ЛККС СН 21898/20665, СН 21487/21076, СН 22309 НЕ РАБОТАЕТ.
НЕ ОБЕСПЕ4ИВАЮТСЯ ПРОЦЕДУРЫ SID RNAV(GNSS)/STAR GLS, RNAV(GNSS),RNP.
(AIP AD 2.1 СТР. USTR 139,140,141,
142, 147,148,149,150,155,156,157,158,
159,160,161,162).)

(G0164/23 NOTAMN
A)USTR B)2305040700 C)2305311900
E)GBAS CH 21898/20665, CH 21487/21076,
CH 22309 U/S.SID RNAV(GNSS)/STAR GLS,
RNAV(GNSS), RNP PROC NOT PROVIDED
(AIP AD 2.1 PAGE USTR-139,140,141,142,
147,148,149,150,155,156,157,158,159,
160,161,162).)

Изданные NOTAM блокируют применение зональной навигации. Касаясь NOTAM Г0124/23, длительность блокировки будет с 10 ч. 11.04.2023 до 20 ч. 59 мин 01.09.2023. Согласно [1] срок действия NOTAM 3 месяца, а после этого он может быть переиздан.

В Doc 8126 в образцах GNSS NOTAM в поле Е) представлены следующие варианты качества сигналов GNSS на ограничения применения [1]:

E) BASIC GNSS NOT AVAILABLE FOR NPA 1723-1754);

E) SBAS NOT AVAILABLE FOR APV);

E) BASIC GNSS SBAS AND GBAS NOT AVAILABLE).

В содержаниях поля Е) отсутствует информация о блокировании использования зональной навигации. Указанные ограничения использования GNSS NOTAM вполне достаточно для пилота, чтобы принять решения о невозможности применения конкретной процедуры захода на посадку с применением зональной навигации с применяем прогноза RAIM.

В США GPS NOTAMs размещаются на сайте [2], что является очень удобным для пользователей. При этом публикуются отдельно NOTAM по ограничениям GPS и отдельно по WAAS, GBAS и ADS-B. Типичные варианты GPS NOTAM:

KGPS   GLOBAL POSITIONINGТ SYSTEM  

01/059 (A0002/23) - GPS NAV GLOBAL POSITION SYSTEM PSEUDO RANDOM NOISE 22 U/S. 23 JAN 18:00 2023 UNTIL

31 MAY 23:59 2023. CREATED: 20 JAN 13:51 2023

02/035 (A0007/23) - GPS NAV GLOBAL POSITION SYSTEM PSEUDO RANDOM NOISE 28 U/S. 21 FEB 20:20 2023 UNTIL

31 MAY 23:59 2023. CREATED: 21 FEB 14:24 2023

Информация о неисправных спутниках 22 и 28. Следует отметить, что информация предоставляется о номере спутника с указанием псевдослучайного шума (PSEUDO RANDOM NOISE). Указанный номер спутника может быть выведен пилотом во время полета из приема с целью повышения точности определения места ВС. Кроме того, указываются интервал ограничений по времени. В GNSS NOTAM, издаваемых в России, данная информация не публикуется.  

Информация об ограничениях использования WAAS, GBAS и ADS-B:

KZHU   HOUSTON (ARTCC), TX.

04/065 - NAV GPS (FTHDTX1 GPS 23-33) (INCLUDING WAAS, GBAS,

AND ADS-B)MAY NOT BE AVBL WI A 254NM RADIUS CENTERED

AT 311034N0974341W (AGJ0890212) FL400-UNL,

209NM RADIUS AT FL250,

143NM RADIUS AT 10000FT,

102NM RADIUS AT 4000FT AGL,

55NM RADIUS AT 50FT AGL.

DLY 2300-2359. 02 MAY 23:00 2023 UNTIL 04 MAY 23:59 2023. CREATED:

28 APR 16:32 2023

1 FTHDTX – FT – Fort, HD - Hood, TX – штат Texas.

2 AGJ089021 – AGJ – позывной маяка VOR, R089°, расстояние по DME – 021 м. миль, см. рис.

 
Рисунок

KZAU   CHICAGO (ARTCC),IL.

04/066 - NAV GPS (FTMCWI GPS 23-29) (INCLUDING WAAS, GBAS,

AND ADS-B) MAY NOT BE AVBL WI A 261NM RADIUS CENTERED AT

440209N0904002W (ODIO77035) FL400-UNL,

213NM RADIUS AT FL250,

143NM RADIUS AT 10000FT,

108NM RADIUS AT 4000FT AGL,

47NM RADIUS AT 50FT AGL.

DLY 0401-1059. 02 MAY 04:01 2023 UNTIL 06 MAY 10:59 2023. CREATED: 28 APR 16:40 2023

Информация о районе ограничения использования GBAS и ADS-B для навигации по удалению и высоте является важной при осуществлении навигации не только ВС, но и для управления беспилотниками. В GNSS NOTAM, издаваемых в России, данная информация не предоставляется. При полетах за пределами РФ нет возможности получить GNSS NOTAM, т. к. автоматическое рабочее место (АРМ) оператора NOTAM, являющееся частью программно-аппаратного комплекса Центра мониторинга (ЦМ) GNSS ГК «ОрВД», предназначено для публикации GNSS NOTAM только для территории России [3]. Данная ситуация является неприемлемой при полетах за рубежом.

В России Прикладной потребительский центр Государственной корпорации Роскосмоса (далее – ППЦ ГК «Роскосмос») предоставляет оперативную информационную и методическую поддержку гражданским потребителям системы ГЛОНАСС/GPS/GALILEO [4]. ППЦ ГК «Роскосмос» функционирует на базе средств Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения (далее – ИАЦ КВНО) Акционерного общества «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» и обеспечивает оперативную информационную и методическую поддержку гражданских потребителей системы ГЛОНАСС/GPS в интересах социально-экономического развития России, расширения международного сотрудничества, а также в научных целях.

Оценка функциональных характеристик ГЛОНАСС/GPS/Galileo проводится специалистами в ИАЦ КВНО в режиме регулярной службы на основе измерений глобальной сети станций ИАЦ КВНО. Значительная часть оценок получается с использованием эталонных данных, рассчитанных с помощью программного комплекса Системы контроля и подтверждения характеристик (СКПХ).

ППЦ ГК «Роскосмос» отслеживает состояние космических группировок путем проведения часового и суточного мониторингов. На основании мониторинга делается оценка состояния спутников с представлением графика (пример для ГЛОНАСС) с учетом цветового обозначения:

Применяемые обозначения на графике:

Здоров

По данным глобальной сети станций сигнал аппарата пригоден для использования

Болен 

По данным глобальной сети станций зафиксирована передача признака непригодности НКА.  Признак может быть уточнен по результатам постобработки

Недостаточно данных

Анализ состояния аппарата не производится из-за ограниченного набора данных

Некорректные данные

Анализ состояния аппарата не производится из-за получения некорректных данных от глобальной сети станций

Большая ошиб-ка потребителя

Ошибка определения координат потребителя UERE более 50 м

Согласно Методики расчета эксплуатационных характеристик осуществляется расчет точности Канала сигнала стандартной точности – ошибка пользовательского диапазона в пространстве (Channel of Standard Accuracy signal-in-space user range error (CSA SIS URE)) [5]. Для целей навигации данная информация имеет важное значение при производстве полетов с применением зональной навигации.

Одним из ценных свойств мониторинга специалистами ИАЦ КВНО является предоставление информации о нездоровом спутнике и ошибке определения координат потребителя более 50 м, что отсутствует в программно-аппаратном комплексе ЦМ GNSS ГК «ОрВД». Предоставление информации пилоту о нездоровом спутнике и большой ошибке позволит потребителю деселектировать конкретный номер спутника и тем самым повысить точность определения места ВС.

В программно-аппаратном комплексе ЦМ GNSS ГК «ОрВД», отчёт о недоступности функции RAIM формируется за период с 96-го по 72-ой час и накапливается на АРМ оператора НОТАМ для отправки массива сообщений прогноза событий за указанный период ежесуточно: в 00 ч. 00 м по UTC на следующий 72-часовой период. Это позволяет издавать GNSS NOTAM за 3 дня, что очень удобно при планировании и производстве полетов.

Прогноз доступности функции RAIM рассчитывается по данным альманахов ГЛОНАСС/GPS с учетом информационных уведомлений для ГЛОНАСС/GPS пользователей. Получившийся прогноз анализируется на наличие 15 минутных интервалов недоступности RAIM.

В отличии от программно-аппаратного комплекса ЦМ GNSS ГК «ОрВД», предназначенного для информирования оператора NOTAM о формировании сообщений по недоступности функции RAIM, ППЦ отслеживает состояние космических группировок при часовом и суточном мониторинге с учетом интегральной доступности навигации потребителя ГЛОНАСС/ GPS/Galileo на всей территории Земного шара. Это приемлемо для наземного транспорта, но не отвечает потребностям воздушного транспорта. Для воздушного транспорта необходимо иметь прогноз интегральной доступности навигации не менее 72 часов.

Учитывая, что недружественные страны, отвечающие за космические группировки, могут отказать в предоставлении информации о качестве навигационного сигнала российским пользователям за пределами России, то ППЦ возможно потребуется расширение интервала интегральной доступности до трех суток.

Федеральный закон от 14.02.2009 г. № 22-ФЗ "О навигационной деятельности" в статье 9 и 10 декларирует:

«Статья 9. Условия предоставления навигационных сигналов с открытым доступом. Навигационные сигналы с открытым доступом предоставляются субъектам правовых отношений в сфере навигационной деятельности на безвозмездной основе и без ограничений.

Статья 10. Информационное обеспечение навигационной деятельности.

В целях информационного обеспечения навигационной деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает сведения об услугах в сфере навигационной деятельности, оказываемых в соответствии со стандартами государственных услуг, и данные стандарты» [6].

На сайте Роскосмоса (https://www.roscosmos.ru/22363/) имеется раздел: Государственные услуги, однако услуга по точности определения местоположения транспортного средства отсутствует. Пользователи транспортных средств однозначно оценят такую услугу с учетом представления точности определения местоположения относительно конкретного пункта с указанием радиуса ограничения, а для ВС дополнительно и по вертикали, как это представляется в [2]. Это не будет противоречить информации, представляемой на основе программно-аппаратном комплексе ЦМ GNSS ГК «ОрВД», для захода на посадку по GLS.

В связи с планируемой реализацией Пяти федеральных проектов, которые составят нацпроект по развитию Беспилотной авиационной системы (БАС) в России, важным является проект по аэронавигации [7]. В этой связи необходимой является публикация NOTAM ГЛОНАСС/GPS не только для производства полетов ВС, но и для беспилотников. ЦМ GNSS ГК «ОрВД» информацию для внешнего пилота БПЛА не предоставляет. Организация представления федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет" GNSS NOTAM с применение технологий ППЦ ГК «Роскосмос» позволит получать информацию при суточном мониторинге о состоянии GNSS с прогнозом на 72 часа по всей территории Российской Федерации и за ее пределами. А GNSS NOTAMs, формируемые ЦМ GNSS ГК «ОрВД» с учетом корректной публикации, будут как и раньше применимы для района аэродрома.

Источники:

  1. Dос 8126. Aeronautical Information Services Manual. Изд. 7, 2022. 714 с.
  2. GPS NOTAM [Электронный ресурс] // Defense Internet NOTAM Service (DINS). URL:  https://www.notams.faa.gov/dinsQueryWeb/displayGPSWAASNotamAction.do (дата обращения: 28.04.2023).
  3. Руководство оператора автоматизированного рабочего места НОТАМ ЦМ КАС СИДИМ. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». 2018.
  4. Прикладной потребительский центр ГЛОНАСС. Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения. URL: https://glonass-iac.ru/about/index.php (дата обращения: 28.03.2023).
  5. Стандарт эксплуатационных характеристик открытого сервиса (СТЭХОС). Приложение A.  Методики расчета эксплуатационных характеристик. Редакция 2.2 (6.2019). Королев. 2019.
  6. Федеральный закон от 14.02.2009 г. № 22-ФЗ "О навигационной деятельности" с учетом последнего изменения опубликованного в Федеральном законе от 17.02.2023 г. № 35-ФЗ.
  7. Пять федеральных проектов составят нацпроект по развитию БАС в России. URL: http://vestnik-glonass.ru/news/intro/pyat-federalnykh-proektov-sostavyat-natsproekt-po-razvitiyu-bas-v-rossii/ (дата обращения: 25.04.2023).

Анатолий Липин



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer