Требуемые действия:
a) принять к сведению новый инструктивный материал;
b) регулирующим органам принимать необходимые меры для обеспечения успешного и безопасного распространения вакцин от COVID-19
Имею честь сообщить вам, что Секретариат Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в сотрудничестве с Рабочей группой по безопасности авиагруза Группы экспертов по авиационной безопасности разработал инструктивные указания по распространению вакцин от COVID-19 и безопасности авиагруза, с целью оказать помощь государствам и отрасли в применении мер авиационной безопасности при одновременном содействии бесперебойному перемещению вакцин по всей цепочке поставок до конечного пункта назначения. В связи с постепенным расширением применения вакцин от COVID-19 скорость их доставки имеет ключевое значение для эффективности борьбы с пандемией. Напоминаем государствам о положениях ИКАО по обеспечению безопасности особых категорий авиагруза и почты.
В соответствии с требованиями ИКАО, содержащимися в Приложении 17 "Безопасность", перевозка авиагрузов из пункта вылета осуществляется по защищенной цепи поставок при обеспечении их безопасного хранения до погрузки на борт воздушного судна. При невозможности выполнения этих требований или в случае нарушения защищенной цепи поставок могут применяться альтернативные процедуры и меры безопасности, позволяющие перевозить грузы на коммерческих воздушных судах согласно требованиям соответствующих полномочных органов.
Регулирующим органам во всем мире, возможно, потребуется принимать исключительные меры для успешного распространения вакцин от COVID-19 в поддержку глобальных усилий по восстановлению. Однако альтернативные меры безопасности должны применяться в строго ограниченных масштабах и на временной основе и быть четко определены в национальной программе безопасности гражданской авиации государства.
С учетом ожидаемого большого объема поставок вакцин важно, чтобы государственные органы, включая, в частности, соответствующие полномочные органы по обеспечению авиационной безопасности, таможенные органы и пограничные службы, были готовы содействовать осуществлению и ускорению процесса безопасного распространения вакцин от COVID-19 в соответствии с прилагаемыми инструктивными указаниями.
Примите заверения в моем самом высоком уважении.
Фан Лю
Генеральный секретарь
Приложение:
Распространение вакцин от COVID-19 и безопасность авиагруза
ДОБАВЛЕНИЕ к письму государствам AS8/7-21/6
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВАКЦИН ОТ COVID-19 И БЕЗОПАСНОСТЬ АВИАГРУЗА
- Вакцины от COVID-19 необходимо быстро и эффективно провозить через границы при определенной температуре и в специальной упаковке. Регулирующим органам, возможно, потребуется принимать на временной основе исключительные меры для успешного распространения вакцин от COVID-19 в поддержку глобальных усилий по восстановлению.
Справочные материалы ИКАО по обеспечению безопасности авиагруза
Приложение 17
- В разделе 4.6 Приложения 17 "Безопасность" содержатся требования по обеспечению безопасности авиагруза и почты и их защите от несанкционированного вмешательства до их погрузки на борт коммерческого воздушного судна. Выполнение процедур обеспечения авиационной безопасности для безопасной перевозки вакцин включает: проведение досмотра, если это практически возможно; соблюдение процедур защищенной цепи поставок; и предоставление освобождения от досмотра для биомедицинских материалов (BIOM).
- Государства также, возможно, пожелают принять во внимание другие Стандарты и Рекомендуемую практику (SARPS) Приложения 17, которые могут применяться в сложившихся в них условиях для обеспечения безопасности поставок вакцины от COVID-19 и ее перевозки на борту гражданских воздушных судов, в частности положения о проведении эффективных оценок риска[1], применении мер безопасности в неконтролируемых зонах[2] и соблюдении требований кибербезопасности[3].
Руководство по авиационной безопасности
- В главе 13 Руководства по авиационной безопасности (Doc 8973 - Restricted) ИКАО содержится инструктивный материал о том, каким образом государствам следует создавать защищенную цепь поставок авиагруза и почты. Применение защищенной цепи поставок является надежным методом обеспечения безопасности, позволяющим бесперебойно осуществлять перевозку вакцин от COVID-19 в рамках всей цепи поставок. Соответствующий полномочный орган (АА) государства по авиационной безопасности утверждает зарегистрированных агентов, известных грузоотправителей и/или другие организации и осуществляет контроль за их деятельностью, с тем чтобы перевозимый этими организациями груз можно было считать "известным грузом", разрешенным к погрузке на борт коммерческого воздушного судна без проведения дополнительного досмотра в целях безопасности.
- На случай невозможности обеспечения защищенной цепи поставок в пп. 13.5.5.15 и 13.5.5.16 документа Doc 8973 приводится инструктивный материал по альтернативным мерам безопасности для защиты авиагруза и почты особых категорий в соответствии с положениями Приложения 17 "Безопасность" ИКАО. В связи с необычными условиями хранения, необходимыми для некоторых вакцин от COVID-19, досмотр может не относиться к числу эффективных способов обеспечения безопасности таких партий груза. При невозможности применения процедур досмотра и обеспечения защищенной цепи поставок соответствующий полномочный орган может разрешать применение альтернативных процедур безопасности (например, проверки авиагрузовых накладных; визуального досмотра на наличие каких-либо признаков вскрытия и т. д.) для обеспечения безопасной перевозки партий вакцин от COVID-19[4] на коммерческих воздушных судах. С дополнительной информацией можно ознакомиться в пп. 13.5.5.15 и 13.5.5.16 документа Doc 8973.
Действия, которые предлагается предпринять государствам
- В целях обеспечения безопасной перевозки вакцин от COVID-19 в соответствии с
применимыми положениями ИКАО по авиационной безопасности государствам предлагается предпринимать указанные ниже дальнейшие действия:
а) в целях обеспечения безопасной перевозки вакцин от COVID-19 на основе установленного государством процесса обеспечения безопасности цепи поставок (если такой процесс уже установлен соответствующим полномочным органом государства) государствам следует:
I. определять организации, участвующие в производстве, обработке и перевозке вакцин от COVID-19, и предоставлять им достаточную информацию о том, каким образом они могут быть утверждены в качестве известных грузоотправителей или зарегистрированных агентов в рамках установленного государством процесса обеспечения защищенной цепи поставок, если они еще не утверждены в этом статусе;
II. рассмотреть вопрос о том, чтобы в срочном порядке предоставить статус известного грузоотправителя утвержденным предприятиям по производству вакцин от COVID-19, учитывая, что такие организации могут уже иметь действующие правила и процедуры обеспечения защищенной цепи поставок и могут находиться под надзором других государственных органов, таких как фармацевтические регулирующие органы или таможенные органы[5]. До завершения оформления статуса известного грузоотправителя государства могут рассмотреть возможность предоставления в отношении партий вакцин от COVID-19 временных освобождений от досмотра в целях безопасности в соответствии со своими национальными требованиями по оценке риска.
- в целях обеспечения безопасной перевозки вакцин от COVID-19 путем применения альтернативных процедур безопасности государствам следует:
I. рассмотреть возможность предоставления временного освобождения от досмотра в целях безопасности для должным образом идентифицированных и поступающих от надежных поставщиков партий вакцин от COVID-19 в соответствии со своими национальными требованиями по оценке риска;
II. предоставлять отраслевым заинтересованным сторонам информацию о том, какая сопроводительная документация требуется для признания того, что партия вакцин от COVID-19 поступила от надежного поставщика[6], и какие правила действуют в отношении таких партий, особенно в случае предоставления освобождения от досмотра и/или мер по обеспечению защищенной цепи поставок;
III. обеспечивать, чтобы всем партиям вакцин от COVID-19, перевозимым в соответствии с настоящими инструктивными указаниями, в электронном формате или письменном виде присваивался статус в отношении безопасности, сопровождающий этот груз по всей цепи поставок;
IV. обеспечивать постоянную защиту партий вакцины от COVID-19, даже в том случае, если они освобождены от досмотра (например, обеспечивая, чтобы доступ к партиям вакцин от COVID-19 имел только уполномоченный на это персонал).
- в целях перевозки вакцин от COVID-19 в качестве трансферного и транзитного авиагруза:
I. партии вакцин от COVID-19, перевозимые в качестве трансферного груза, могут быть освобождены от повторного досмотра в пункте трансфера. Государство трансфера обеспечивает применение к такому грузу соответствующих мер контроля в целях безопасности и его последующую защиту в любое время до его погрузки на воздушное судно, вылетающее с территории этого государства. Каждой партии вакцин присваивается сопровождающий ее статус в отношении безопасности с указанием мер контроля в целях безопасности/освобождений, применявшихся в аэропорту отправления;
II. партии вакцин от COVID-19, перевозимые в качестве транзитных грузов (отправляемых на том же воздушном судне, на котором они прибыли), могут быть освобождены от повторного досмотра. Такие партии вакцин должны быть четко указаны в сопроводительной авиагрузовой накладной;
III. в случае возникновения подозрения относительно несанкционированных манипуляций с трансферным или транзитным грузом государствам следует применять соответствующие меры безопасности, указанные в разделе о трансферных/транзитных авиаперевозках национальной программы безопасности гражданской авиации государства.
Прочие соображения
- Вакцины от COVID-19 следует считать особо ценными грузами. В тех случаях, когда этого требуют другие национальные полномочные органы, соответствующий полномочный орган государства должен принимать меры, направленные на защиту таких грузов от угроз, не имеющих отношения к авиационной безопасности (т. е. угроз преступности). В то же время этот орган должен обеспечивать, чтобы это не снижало эффективности мер авиационной безопасности, принимаемых для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. В этой связи различным полномочным органам и заинтересованным сторонам рекомендуется уделять внимание различным рискам в координации друг с другом. При необходимости такую координацию могут обеспечивать национальные комитеты государства по безопасности гражданской авиации/упрощению формальностей. В целях своевременного распространения информации необходимо наладить активное информационное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в поставках вакцин, включая эксплуатантов аэропортов и координаторов деятельности, осуществляемой в аэропортах и в районе аэропортов.
- В этой связи государства также, возможно, пожелают принять во внимание рекомендации других международных организаций и отраслевых органов относительно общих положений по обеспечению безопасности вакцин от COVID-19 во время их перевозки[7].
- В целом государствам также следует тесно координировать свою деятельность с различными оперативными заинтересованными сторонами для упрощения перемещения вакцин от COVID-19 в аэропортах, а также разработать планы действий на случай чрезвычайных ситуаций (например, изменение маршрута следования воздушных судов, осуществляющих перевозку вакцин от COVID-19).
Действия государств
- В целях содействия безопасному, надежному и эффективному распространению вакцин от COVID-19 посредством их перевозок в качестве авиагруза государствам рекомендуется применять инструктивный материал, изложенный в главе 13 документа Doc 8973 и в настоящем документе.
— КОНЕЦ —
[1] Стандарт 3.1.5 и Рекомендуемая практика 3.1.4 Приложения 17.
[2] Стандарты 4.8.1, 4.8.2 и 4.8.3 Приложения 17.
[3] Стандарт 4.9.1 Приложения 17.
[4] Вместо того, чтобы автоматически освобождать от досмотра и/или мер по обеспечению защищенной цепи поставок все вакцины, государства, возможно, пожелают предоставлять такое освобождение только для конкретных вакцин (например, вакцин от COVID-19), в отношении которых такое освобождение является необходимым.
[5] При создании своих защищенных цепей поставок государства также могут использовать инструктивный материал по согласованию требований в отношении режима зарегистрированного агента/известного грузоотправителя и уполномоченного экономического оператора (УЭО). См. добавление 30 к Руководству ИКАО по авиационной безопасности (Doc 8973 - Restricted).
[6] Например, государства могут требовать, чтобы вакцины от COVID-19 были четко указаны в транспортной документации, например в авиагрузовой накладной. При необходимости государства могут также запрашивать дополнительную информацию о вакцинах от COVID-19/их описание, которые должны быть получены из надежных источников, включая сведения об основных свойствах вакцин, контейнерах для их перевозки и возможных мерах контроля в целях безопасности, которые могут применяться без повреждения груза, что может помочь в удостоверении подлинности груза.
[7] Например, ИАТА подготовила инструктивный материал для авиационной отрасли по распространению вакцин, размещенный на веб-сайте по адресу: https://www.iata.org/en/programs/cargo/, а МСА выпустил информационный бюллетень о готовности аэропортов к распространению вакцин от COVID-19, доступ к которому можно получить по следующей ссылке: https://aci.aero/wp-content/uploads/2020/12/201210-Vaccine-Distribution-Bulletin-FINAL.pdf.