Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Рекомендации

Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее

28 июля 2020 года / Роман Вдовенко / Aviation EXplorer
 

8 июля 2020 г. Межгосударственный авиационный комитет совместно с ИКАО и в рамках Проекта ИКАО-МАК провели видеоконференцию «Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее».

Вдовенко Роман
заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета, координатор Проекта ИКАО-МАК

В 2020 г. мировая авиатранспортная отрасль столкнулась с беспрецедентным вызовом – по сути, необходимостью выживания в условиях пандемии нового и чрезвычайно опасного коронавирусного заболевания COVID-19.

Власти всех государств, в т. ч. и государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, с марта-апреля этого года начали предпринимать меры по поддержке предприятий гражданской авиации.

Текущий кризис, скорее всего, первый, когда власти предпринимают широкомасштабные практические меры по поддержке своих авиапредприятий, и это есть основное положительное отличие настоящего времени.

Учитывая глубину кризиса, величину потерь отрасли, неопределенность во времени и темпах восстановления рынков, нет сомнений, что поддержка государством отрасли должна быть максимально возможной, комплексной и корректируемой в зависимости от изменения ситуации.

Понимая ценность опыта по прохождению кризисов и их преодоления, накопленного авиационными властями и руководителями авиапредприятий, и с целью выработки практических предложений по поддержке авиационных индустрий государств-участников Соглашения в условиях преодоления кризиса, вызванного пандемией, и была организована международная видеоконференция «Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее».

В ней приняли участие: руководители МАК, Межгосударственного Совета по авиации и использованию воздушного пространства, Регионального Бюро ИКАО, представители ИАТА и компании Airbus, руководители авиационных администраций государств-участников Соглашения, ведущие специалисты авиакомпаний, аэропортов, а также Авиационных центров, учебных заведений и аэронавигационных служб.

Для осознания всей глубины кризиса необходим краткий обзор динамики развития авиатранспортной отрасли в последние годы.

Гражданская авиация в нашем регионе до 2020 г. развивалась динамичными темпами. Только в 2015-2019 гг. совокупный пассажирооборот государств-участников Соглашения возрос в 1,5 раза и превысил 400 млрд пасс.-км. Объем перевозок пассажиров за эти годы возрос на 43% и составил 167 млн человек. В регионе год за годом наблюдался устойчивый рост авиационной подвижности населения.

В последние годы происходило интенсивное обновление парка ВС, развитие перевозок пассажиров авиакомпаниями-лоукостерами, проводилась комплексная модернизация авиатранспортной инфраструктуры. Эти позитивные тенденции сохранялись и в январе-феврале 2020 г. (рис. 1).
 

Начавшаяся пандемия коронавируса COVID-19 по-разному затронула страны региона. Специфика предпринятых мер по предотвращению распространения заболевания различалась от страны к стране – от жесткого карантина, как в Республике Казахстан, до режима самоизоляции, как в России, и до использования «шведской» модели, как в Республике Беларусь и Республике Таджикистан.

Однако степень ущерба сектору авиаперевозок во всех без исключения государствах-участниках Соглашения оказалась внушительной.

Предварительно, в первом полугодии 2020 г. ожидается двукратное сокращение пассажирооборота гражданской авиации государств-участников Соглашения, при этом на международных авиалиниях он может сократиться втрое. Почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. снизился коэффициент занятости пассажирских кресел (рис. 2).
 

Для преодоления всех последствий пандемии очевидно и важно, как подчеркнул Виктор Рухлинский, первый заместитель Председателя МАК, осуществлять совместную слаженную и системную работу во всех областях, особенно в сферах безопасности полетов, медицинской безопасности и эпидемиологической защиты, а также необходим ответственный подход всех участников авиатранспортного процесса, включая пассажиров.

Значительную роль играет позитивное взаимодействие различных субъектов отрасли: авиакомпаний, аэропортов, топливных компаний, производителей самолетов, кейтеринговых, хэндлинговых компаний, центров технического обслуживания. Консолидированные действия позволят уменьшить будущие финансовые потери в условиях сжавшегося рынка.

В.Рухлинский обратил особое внимание на исключительную важность сохранения квалифицированных кадров предприятий авиатранспортной отрасли государств-частников Соглашения, что является социальной ответственностью авиационных властей.

Учитывая сложность и высокую затратность восстановительных мероприятий, ясно, что авиатранспортная отрасль не сможет выжить в условиях глубокого кризиса без помощи государства. Эту позицию поддержали все участники видеоконференции.

Отметим следующие обоснованные и реальные меры государственной и внутриотраслевой поддержки:

Финансовая поддержка:

-        выделение денежных средств в виде прямых невозвратных субсидий в капитал. Представляется, что в нынешних и будущих условиях кредиты даже под небольшие проценты – значительная нагрузка на предприятия, они могут лишь трансформировать финансовые проблемы в будущее;
-         отсрочки по любым платежам государству и снижение их размеров. Это касается налогов и социальных взносов, платежей за аэронавигационное обслуживание, платежей за самолеты, если есть государственное финансирование;
-         возмещение из бюджетов субъектам авиационной деятельности затрат на специальные или эпидемиологические мероприятия;
-         субсидирование авиаперевозок по значимым маршрутам или расширение географии/объемов такого субсидирования.
Ограничительные меры, приведшие к потерям авиапредприятий, были введены государствами. В связи с этим поддержка авиапредприятий со стороны государств и их бюджетов (с учетом располагаемых возможностей) представляется справедливой.

Регулятивная поддержка:

-         предотвращение ценового демпинга в погоне за любым денежным потоком. В первую очередь, это касается авиакомпаний. Возможно, как минимум в межгосударственном (а, возможно, и во внутреннем) сообщении регулятивно установить нижние ценовые границы на уровне аналогичном 2019 г. Такой подход позволит снизить общие потери авиакомпаний и других организаций;
-         проведение авиационными властями, при участии авиакомпаний, онлайн-консультаций для заблаговременного согласования дат открытия рейсов межгосударственного сообщения и выставляемых на них емкостей;
-         временное ограничение (например, на 6 месяцев) расширения парков воздушных судов авиакомпаний (замена самолет на самолет допускается) и открытия новых сертификатов эксплуатантов;
-         компенсация расходов на консервацию и расконсервацию избыточных воздушных судов как вынужденной меры.

Внутриотраслевая поддержка:

-         учет фактора дистанцирования в аэропортах (особенно в пиковое время) при планировании и согласовании расписания рейсов. Мы уже видим в некоторых аэропортах скопление пассажиров с нарушением санитарных требований. Это, кроме того, позволит аэропортам и обслуживающим компаниям оптимизировать численность персонала за счет выравнивания расписания;
-         предоставление обслуживающими компаниями (топливозаправочные, хэндлинговые, по техническому обслуживанию) максимальных для их возможностей скидок как минимум на сентябрь-октябрь 2020 г. Традиционно существовавшая до пандемии система скидок за объемы ведет к неоправданному наращиванию емкостей, ценовому демпингу и потерям;
-         реструктуризация обязательств различных предприятий, естественно с учетом их возможностей с процентами ниже банковских кредитов.

Поддержка со стороны смежных организаций и предприятий, направленная на сохранение многолетних клиентов, и их экономическая поддержка.

Основные смежники отрасли – поставщики воздушных судов, их компонентов и оборудования, а также топлива и энергетических ресурсов. Сегодня они также испытывают значительные сложности. Тем не менее, мерами поддержки могли бы быть:
-         системное увеличение сроков календарных форм технического обслуживания, если воздушные суда не эксплуатировались в период эпидемии;
-        смягчение условий по поставкам запчастей, программам типа Total care support;
-         более гибкое по срокам ценообразование на авиационное топливо, отражающее динамику мировых цен.

Кроме активной деятельности авиационных властей государств-участников Соглашения по устранению последствий пандемии, безусловно, важной является поддержка и содействие со стороны международных авиационных организаций, таких как ИКАО и ИАТА.

Аркадий Меркулов, Региональный менеджер по безопасности полетов Европейского и Северо-Антантического Бюро ИКАО, признал, что только совместная работа различных авиационных отраслей поможет преодолеть сложившийся кризис из-за пандемии COVID-19. Он представил доклад целевой группы Совета по восстановлению авиации и дальнейшим действиям. По его мнению, безопасное и устойчивое возобновление и восстановление глобального авиационного сектора нуждаются в международном гармонизированном подходе на основе следующих принципов:

-         защита людей: единообразные, но гибкие меры;
-         работа в качестве единой авиационной команды и проявление солидарности;
-         обеспечение базовой связности;
-         активное управление рисками, связанными с безопасностью полетов, авиационной безопасностью и здравоохранением;
-         интеграция авиационных мер по охране здоровья населения в системы обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;
-         укрепление общественного доверия;
-         проведение различия между возобновлением авиационной деятельности и восстановлением авиационного сектора;
-         поддержка стратегий оказания финансовой помощи в интересах авиационной отрасли;
-         обеспечение устойчивости;
-         извлечение уроков для улучшения способности к восстановлению.

Аркадий Меркулов представил План по возобновлению и восстановлению деятельности международной гражданской авиации, разработанный ИКАО. В нем предложены инициативы ИКАО в таких областях как авиационная безопасность и безопасность полетов, охрана окружающей среды и эпидемиологическая безопасность, государственное регулирование в условиях пандемии и при выходе из нее.

Основной посыл выступления таков: государствам-членам следует рассмотреть вопрос о внедрении целесообразных комплексных, адресных, соразмерных, прозрачных, временных и соответствующих политике ИКАО мер реагирования на чрезвычайные ситуации. Целью таких мер является обеспечение финансовой устойчивости и поддержания необходимого уровня безопасности, надежности и эффективности деятельности при соблюдении надлежащего баланса соответствующих интересов без ущерба для добросовестной конкуренции и эффективности мер по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и охраны окружающей среды.

В презентации «Восстановление авиационной отрасли» Татьяна Александрова, менеджер ИАТА по безопасности полетов, Европа, кроме основных задач по восстановлению авиатранспортной области, обратила особое внимание на следующие:

-         предотвращение восприятия авиации как серьезного фактора распространения пандемии;
-         восстановление уверенности пассажиров в безопасности авиаперевозок.

Она выразила твердую уверенность в том, что авиация станет одним из важных движущих факторов восстановления мировой экономики.

В подтверждение безопасности авиаперевозок для пассажиров Юрий Чеканов, директор по безопасности полетов компании-производителя воздушных судов Airbus, познакомил участников видеоконференции с методами очистки воздуха в пассажирской кабине воздушного судна, благодаря которым пассажиры могут безопасно находиться в салоне без рисков для их здоровья, не соблюдая при этом социальную дистанцию. Это поможет авиакомпаниям перевозить пассажиров при полной загрузке, уменьшив финансовые потери.

Особую роль в сохранении здоровья в области гражданской авиации играет программа ИКАО, осуществляемая при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения – CAPSCA. МАК является координатором программы CAPSCA государств Восточной Европы.

Сарантис Полименакос, Региональный координатор CAPSCA Европейского и Северо-Атлантического бюро, в своем докладе осветил вопросы международного, межгосударственного и межведомственного взаимодействиям, рассматриваемые программой CAPSCA.

Он также высоко оценил работу МАК в качестве координатора программы CAPSCA государств Восточной Европы и отметил, что работа по подготовке нормативных документов и активизации противоэпидемической настороженности в государствах экспертами ККАМС Межгоссовета/МАК и Рабочей группой при Совете по здравоохранению Исполкома СНГ во взаимодействии с CAPSCA сыграла положительную роль по снижению эпидемиологического уровня COVID-19 в авиации.

Межгосударственному авиационному комитету, как международному партнеру ИКАО по проекту CAPSCA–EUR и координатору проекта с авиационными администрациями государств Содружества, рекомендовано продолжить проведение мероприятий по консолидации государств и международных организаций в разработке и введению единообразных или взаимоприемлемых мер с учетом факторов риска для защиты пассажиров, авиаперсонала в соответствии со Стандартами, планами и политикой ИКАО и ВОЗ, принятию мер по выходу из пандемии, обеспечению дальнейшей благополучной эпидемиологической устойчивости в авиации.

При обсуждении актуальных вопросов на видеоконференции активное участие приняли руководители авиационных администраций государств региона, акцентировав свое внимание на опыте выхода из кризиса в своих государствах.

Так, с рекомендациями по выходу из кризиса выступил заместитель директора Агентства гражданской авиации Республики Азербайджан Гаджи-ага Алиев. Он выделил три основных направления в работе по улучшению сложившейся ситуации:

-        восстановление профессиональных навыков летного состава после выхода из пандемии. По его мнению, следует максимально сократить перерывы в обучении летного состава на тренажерах;
-        надзор за соблюдением рекомендаций авиационных властей работниками авиационной отрасли;
-        восстановление доверия пассажиров.

Заместитель директора Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр Апет рассказал, что его страна придерживалась «шведской» модели поведения во время пандемии COVID-19. Авиационные власти Республики Беларусь настаивают на скорейшем возобновлении авиасообщения, соблюдая при этом все рекомендации по обеспечению безопасности пассажиров и сотрудников авиационной отрасли.

Генеральный директор ГП «Кыргызаэронавигация» Улукбек Айтбаевич Рахманов отметил особую важность беспрерывной работы аэронавигационных провайдеров в сложившейся ситуации. Он сообщил о том, что во время пандемии провайдеры продолжали работу в формате 24/7 и после выхода из нее понизить уровень безопасности полетов не представляется возможным.

Большой интерес в этой связи вызвал доклад Константина Клещева, заместителя председателя МАК, председателя Комиссии по международным программам ОРВД на тему «Меры поддержки национальных систем ОрВД по сохранению бесшовного и безопасного обслуживания воздушного движения».

С учетом принимаемых мер в настоящее время существуют три сценария посткризисного восстановления экономики и авиатранспортного рынка в государствах-участниках Соглашения.

«Оптимистический» сценарий – предполагает относительно быстрое восстановление мировой экономики после пандемии, переход ее к устойчивому росту уже в 2021 г., что будет сопряжено с ростом деловой активности, потребительского доверия, международного туризма и фондовых индексов.

«Базовый» – предполагает постепенное восстановление мировой экономики и мирового туризма, стабилизацию рынка авиаперевозок в 2021 г. с переходом с 2022 г. к устойчивому росту. Этот сценарий исходит из того, что гражданская авиация уже вынесла из пандемии COVID-19 все необходимые уроки. Совместными усилиями национальных авиационных властей, международных организаций и авиатранспортного бизнеса будет внедрена полностью безопасная эпидемиологическая модель развития авиасообщений, которая полностью вернет доверие пассажиров к авиаперелетам. «Базовый» сценарий исходит из того, что в третьем десятилетии XXI века потребности людей в устойчивой мобильности не могут быть реализованы без авиации.

И, наконец, «пессимистический» сценарий – предполагает длительную экономическую депрессию из-за падения реальных располагаемых доходов на фоне рекордной безработицы, что будет сдерживать совокупный спрос на товары и услуги, изменит потребительскую парадигму во многих странах, как минимум в ближайшие 2-3 года.

В этом случае мы можем увидеть существенный передел рынка авиаперевозок, банкротство малых и средних авиакомпаний, особенно игроков чартерных туристических перевозок.

Какой бы сценарий не был реализован, так или иначе авиатранспортная отрасль не сможет выжить без помощи государства.

Очевидно также и то, что рынок и тенденции развития авиационных перевозок после кризиса кардинально изменятся. Новые преимущества получат низкобюджетные перевозчики, что является важным фактором для пассажиров в условиях серьезного падения доходов.

Станет иной структура бизнес-деятельности всей индустрии, связанной с авиацией – туроператоров, агентств по продаже авиаперевозок и др.

Итоги конференции подвела Татьяна Анодина, Президент Меж-госсовета, Председатель МАК, доктор технических наук, профессор, лауреат Премии ИКАО им. Эдварда Уорнера. Она поблагодарила все государства-участники Соглашения, ИКАО, ИАТА, а также компанию Airbus за активную работу по решению вопросов выхода из кризиса, отметила особую важность содействия государств и всех секторов авиационной деятельности в сложившейся сложной ситуации. Кроме того, было подчеркнуто, что все секторы взаимосвязаны, все аспекты едины, и если возникнет кризис в одном секторе, то, безусловно, это отразится и на других секторах, ведь сложная система авиационной индустрии включает в себя: промышленность, аэропорты, провайдеров аэронавигационного обслуживания, летную и техническую подготовку персонала и т. д.

Видеоконференция получила высокую оценку участников, была отмечена ее важность и значимость для развития нашего региона.

По ее результатам будет сформирован пакет инициатив и практических мер, адресованных Правительствам, авиационным властям, субъектам авиатранспортной отрасли нашего региона для решения задач, стоящих перед гражданской авиацией в таких областях, как безопасность полетов, медико-эпидемиологическая безопасность, экономика и финансы, в условиях продолжающейся пандемии коронавируса COVID-19.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"

Роман Вдовенко



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer