Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Безопасность Экспертное мнение

О минимумах на некатегорируемых аэродромах

28 ноября 2017 года / Анатолий Липин / Aviation EXplorer
 

Анатолий Липин
к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» имени Главного маршала авиации А. А. Новикова»

Эксперт "Aviation EXplorer"

Согласно п. 5.17 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждены приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128  (далее - ФАП-128) для установления эксплуатационных минимумов аэродрома рекомендовано использовать Инструктивный материал документа ИКАО «Руководство по всепогодным полетам» (Doc 9365 AN/910 ИКАО). Положения Doc 9365 не учитывают реальности оборудования аэродромов светосигнальным оборудованием (ССО) и  радиомаячной системой (РМС), опубликованные в АИП РФ.

Сколько некатегорированных аэродромов для захода на посадку?

По состоянию на 01.11.2017 г. в АИП РФ (книга 1 и 2) опубликована информация о 123-х аэродромах из них 43 аэродрома (35%) не категорированы (в таблице они выделены) для захода на посадку по РМС категории I по причинам несоответствия светосигнального оборудования и некатегорированности РМС (14 аэродромов):

АИП книга 1 – 75 аэродромов

п/п
Аэродром
№ВПП
Обозначение системы
огней
приближения
Длина
огней
подхода, м
Тип огней
Обозначение
системы
захода
на посадку
Категория
системы
захода
на посадку
Абакан
02П
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
20Л
SALS
420
LIL
ILS/ILS
I
Анадырь
01
HILS
900
LHI
ИЛС/ILS
19
HILS
900
LHI
ИЛС/ILS
Барнаул
06
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
24
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Белгород
29
HILS
900
LHI
ИЛС/ILS
Благовещенск
36
SALS
840
LIL
ИЛС/ILS
I
Братск
30
HILS
900
ИЛС/ILS
Брянск
34
SALS
930
LIL
ИЛС/ILS
Нальчик
24
SALS
900
LIL
ILS/ILS
Омск
07
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
25
SALS
887
LIL
ILS/ILS
II
Орск
25
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Саратов
12
HILS
874
ИЛС/ILS
I
30
SALS
300
LIL
ИЛС/ILS
I
Сыктывкар
01
SALS
430
LIL
ILS/ILS
I
19
PALS
900
LIH
ILS/ILS
I
Тюмень
03
CAT I
899
LIH
ILS/ILS
I
21
CAT I
900
LIH
ILS/ILS
I
12
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
30
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Улан-Удэ
26
CAT I
900
LIH
ИЛС/ILS
Южно-Сахалинск
01
SALS
900
LIL
ИЛС/ILS
I
19
SALS
900
LIL
ИЛС/ILS
I

АИП книга 2 – 48 аэродромов

п/п
Аэродром
№ВПП
Обозначение системы
огней
приближения
Длина
огней
подхода, м
Тип огней
Обозначение
системы
захода
на посадку
Категория
системы
захода
на посадку
Белоярск
16
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
Воронеж
21
SALS
420
LIL
ILS/ILS
I
Геленджик
21
ОВИ
480
LIH
ILS/ILS
II
Горно-Алтайск.
20
ОМИ
SALS
420
LIL
КРМ/LOC
Иваново
29
ОВИ-I
САТ I
870
LIH
ILS/ILS
I
Игарка
12
ОВИ-I
HILS
900
LIH
ILS/ILS
Ижевск
01
ОМИ
SALS
816
LIL
ИЛС/ILS
I
19
ОМИ
SALS
900
LIL
ИЛС/ILS
I
Иркутск-2
(Восточный)
14
ОМИ
SALS
420
LIL
РМС/ILS
I
I
32
ОМИ
SALS
420
LIL
РМС/ILS
I
I
Киров
03
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
21
ОВИ
HILS
900
LIH
ILS/ILS
I
Комсомольск-на-Амуре
01
SALS
420
LIL
РСБН
19
SALS
900
LIL
РСБН
Курган
02
ОМИ
SALS
720
LIL
ILS/ILS
I
29
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Мирный
25
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Надым
14
ОВИ
HILS
900
РМС/ILS
I
32
ОВИ
HILS
900
РМС/ILS
I
Нарьян-Мар
24
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Нерюнгри
08
900
LIL
ILS/ILS
Новосибирск
Ельцовка
19
ОМИ
SALS
900
LIL
КРМ/LOC
Новый Уренгой
27
ОВИ-I
САТ I
870
LIH
РМС/ILS
I
Нягань
34
900
LIL
ILS/ILS
Певек
35
ОМИ
SALS
678
LIL
ILS/ILS
Пенза
11
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
29
ОВИ-I
900
LIH
ILS/ILS
I
Советский
12
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
30
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Стрежевой
15
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Ульяновск
(Баратаевка)
02
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
II
Усинск
24
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Усть-Кут
30
ОМИ
SALS
900
ILS/ILS
Ухта
18
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
36
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Хатанга
06
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
Ямбург
13
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I
31
ОМИ
SALS
900
LIL
ILS/ILS
I

В ФАП-128 представлено:

«Эксплуатационные минимумы аэродромов»

5.17. Эксплуатант устанавливает эксплуатационные минимумы каждого используемого аэродрома на основании методов, изложенных в РПП.

При установлении эксплуатационного минимума аэродрома для конкретного взлета или конкретной посадки, с учетом типа захода на посадку, учитываются:

а) тип воздушного судна;

б) ограничения, предусмотренные пунктом 5.18 настоящих Правил;

в) размеры и особенности ВПП;

г) состав и характеристики наземных средств обеспечения захода на посадку;

д) состав оборудования воздушного судна, применяемого в целях определения положения воздушного судна относительно заданной траектории полета и ее выдерживания в процессе захода на посадку и ухода на второй круг;

е) препятствия в зонах захода на посадку и ухода на второй круг и высота пролета препятствий (OCA/H);

ж) средства, используемые для определения метеорологических условий и способы передачи метеорологической информации;

з) препятствия в зонах набора высоты при взлете и необходимый запас высоты над препятствиями».

Относительно пп. а) – в), д) – з) не возникают вопросы применения, чего не скажешь в отношении п. г).

Светосигнальное оборудование

Наземное средство обеспечения захода на посадку включает светосигнальное оборудование и средство наведения на конечном участке захода на посадку.

Информация о ССО и навигационном средстве наведения публикуется в АИП РФ в разделах:

AД 2.14 ОГНИ ПРИБЛИЖЕНИЯ И ОГНИ ВПП

AD 2.14 APPROACH AND RUNWAY LIGHTING,

AД 2.19 РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И СРЕДСТВА ПОСАДКИ

AD 2.19 RADIO NAVIGATION AND LANDING AIDS.

Более корректный перевод будет:  Средства радионавигации и посадки.

В отношении огней приближения и огней ВПП в АИП РФ в GEN 2.2 СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИЗДАНИЯХ AIP опубликовано:

HIALS
- High intensity approach lighting system
  Система огней приближения высокой интенсивности,
HIRL
- High intensity runway lights
  Огней высокой интенсивности ВПП,
LIH
- Light intensity high
  Огни высокой интенсивности (ОВИ),
LIL
- Light intensity low
  Огни малой интенсивности (ОМИ),
LIM
- Light intensity medium
  Огни средней интенсивности
PALS
- Precision approach lighting system
  Система огней приближения для точного захода на посадку (указать категорию).
SALS
- Simple approach lighting system
  Упрощённая система огней приближения,

В ФАП 262 [1] дано:

4.3. ВПП, используемая в ночное время, а также днем в сложных метеоусловиях, должна быть оборудована системой светосигнального оборудования (далее - ССО) с огнями малой интенсивности (далее - ОМИ), огнями высокой интенсивности (далее - ОВИ) ОВИ-I, ОВИ-II или ОВИ-III в соответствии с приложением N 8 к настоящим Правилам.

Приложение 8 к п. 4.3

Классификация ССО

Таблица 1

ВПП (направление)
Система светосигнального оборудования
ВПП захода на посадку по приборам
ОМИ или выше
ВПП точного захода на посадку I категории
ОВИ- I или выше
ВПП точного захода на посадку II категории
ОВИ- II или выше
ВПП точного захода на посадку III категории
ОВИ- III

Применяемые обозначения ССО в АИП РФ: LIM, PALS и SALS не согласованы с обозначениями в ФАП-262 и поэтому их трудно соотносить с данными в Doc 9365:

Таблица В-1.

Системы огней приближения

Класс оборудования
Протяженность, конфигурация
и интенсивность огней приближения
FALS (полная система огней приближения)
(см. Приложение 14)
Система огней точного захода на посадку
по категории I (HIALS ≥ 720 м). Осевая линия с кодировкой расстояния, линия центрального ряда линейных огней
IALS (промежуточная система огней
приближения) (см. Приложение 14)
Упрощенная система огней приближения
(HIALS от 420 до 719 м).
Отдельный источник, ряд близкорасположенных световых огней
BALS (базовая система огней приближения)
Любая другая система огней приближения
(HIALS, MIALS или ALS от 210 до 419 м)
NALS (система огней приближения
отсутствует)
Любая другая система огней приближения
(HIALS, MIALS или ALS <210 м) или отсутствие огней приближения

В АИП РФ на картах аэродрома представляется символика различных типов ССО, а в разделе GEN 2-3 УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ НА КАРТАХ она отсутствуют.

В этой связи при определении эксплуатационного минимума возникают сложности классификации ССО, представленного в АИП РФ.

Некатегорированная радиомаячная система

В ГОСТ 26121-84 [2], ФАП-297 [3] и НГЭА ЭА [4] отсутствует упоминание об ILS.

В [2] присутствует термин радиотехническая система посадки (РСП), а в [3, 4] ―  радиомаячная система (РМС). Причем содержание понятия в [3 и 4] отличаются от принятой терминологии в Приложении 10 [5]:

Приложение 10, т. I.
ГОСТ 26121-84
ФАП-297
НГЭА ЭА
3.1.2.1 ILS состоит из следующих основных компонентов:
а) курсового ОВЧ-радиомаяка, связанной с ним системы контроля, оборудования дистанционного управления и дистанционного приборного оборудования;
b) глиссадного УВЧ-радиомаяка, связанной с ним системы контроля, оборудования дистанционного управления и дистанционного приборного оборудования;
с) соответствующих средств, позволяющих проводить контрольные проверки глиссады радиомаяков.
Совокупность наземных и бортовых радиотехнических устройств, обеспечивающих самолеты информацией, необходимой для управления ими в процессе захода на посадку и во время посадки.
2.22. РМС состоит из комплекса наземного и бортового радиотехнического оборудования и предназначена для обеспечения получения на борту воздушного судна и выдачи экипажу и в систему автоматического управления информации о значении и знаке отклонения от номинальной траектории снижения, а также для определения моментов пролета характерных точек на траектории захода на посадку.
В состав наземного комплекса РМС входят курсовой радиомаяк (далее - КРМ), глиссадный радиомаяк (далее - ГРМ) и МРМ
6.3.1. В состав РМС посадки должны входить:
курсовой радиомаяк с контрольным устройством;
глиссадный радиомаяк с контрольным устройством;
маркерные радиомаяки - ближний (БМРМ) и дальний (ДМРМ);
ретранслятор дальномера для РМС дециметрового диапазона волн;
устройство дистанционного управления и контроля работы радиомаяков.

В [3, 4] речь идет только о наземном оборудовании РМС и ILS, а в ГОСТ и ФАП-297 о наземном и бортовом оборудовании.

Плохо, когда в нормативных документах термины у регуляторов имеют разное толкование.

В ФАП-297 РМС подразделяются на системы I, II, III категорий ИКАО (далее - РМС-I, РМС-II, РМС-III), а упоминание о некатегорированных РМС отсутствует.

Аббревиатура РМС появилась вследствие того, что в государственной авиации РФ применяются РМС дециметрового диапазона: подвижные посадочные радиомаячные группы ПРМГ-4, ПРМГ-4К (некатегорированные), ПРМГ-4КМ, ПРМГ-5 и ПРМГ-76У (I категория).

Отсутствие единообразия представления информации по РМС в АИП РФ также вызывает вопросы. В качестве примера приведены данные по аэродромам Надым и Братск.

У эксплуатантов, ориентирующихся на Doc 9365, при расчете эксплуатационных минимумов возникают вопросы при определении минимума для захода на посадку по некатегорированным РМС/ILS, т.к. в Приложении 10, а соответственно и в Doc 9365 такое понятие ответствует.

В АИП РФ в AD 4. ПОЛЕТЫ ПО КАТЕГОРИЯМ II/III НА АЭРОДРОМАХ перечислены категории захода на посадку I, II, IIIA (в заголовке пропущена категория I):

«Категории заходов по схеме точного захода на посадку и посадок: Категория I (кат. I) − заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м;

Категория II (кат. II) − заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 300 м;

Категория IIIА (кат. IIIА) − заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 175 м».

Но в AD 4  ничего не говорится относительно захода на посадку по РМС/ILS, которая являются некатегорированной.

Согласно п. 7 ФАП-1 [6] не предусмотрены летные проверки для некатегорированных РМС. В этой связи возникает вопрос: можно ли в гражданской авиации использовать для захода на посадку некатегорированную РМС? Если да, то об этом необходимо представить информацию в АИП РФ с указанием соответствующих ограничений.

Согласно п. 38 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации (приказ Минтранса России от 31.10.2014 №305) в раздел AD 1. ВВЕДЕНИЕ К АЭРОДРОМАМ информацию в ФГУП «ЦАИ» представляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства. Можно сделать вывод, что Управление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (УРТОП) Росавиации не принимает участия в оценке публикуемой информации по применению РМС.

В Положении об Управлении радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации (утверждено приказом Росавиации  05.04.2016) имеется раздел:

 «III. Компетенция»

7. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

7.2. Участвует в обеспечении руководства функционированием Единой системы организации воздушного движения (далее - ЕС ОрВД), а также в осуществлении контроля за состоянием радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - РТОП и связи) в целях устойчивого и безопасного функционирования ЕС ОрВД.

7.6. Оказывает государственную услугу, с выполнением соответствующих организационных работ, по обязательной сертификации радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения».

Из представленной выдержки вытекает, что УРТОП обладает полномочиями информирования пользователей АИП РФ об ограничениях и правилах применения некатегорированных РМС.

Ссылки на источники

  1. Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утверждены приказом Минтранса России от 25.08.2015 г. №262.
  2. Системы инструментального захода самолетов на посадку радиомаячные. Термины и определения. ГОСТ 26121-84.
  3. ФАП «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации». Утверждены приказом  Минтранса России от 20.10.2014 № 297.
  4. Нормы годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации (НГЭА ЭА). Утверждены приказом Минпромторга РФ от 30.12.2009 №1215.
  5. Приложение 10, Том I. Радионавигационные средства. Изд. 6. 2006, изм. 90.
  6. Федеральные авиационные правила «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации». Утверждены приказом Минтранса России от 18.01.2005 г. №1.
  7. Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил». Утверждены приказом Минтранса России 13.08.2015 г. №246.

Анатолий Липин


комментарии (6):

ёпрст      29/11/2017 [13:46:49]#1
Пока авиакомпаниям, производящим расчеты своих минимумов по ИХ методикам везет, дай Бог, чтобы везение это продлилось до приведения в соответствие, как автор правильно отметил, наших терминов и их, использующихся в методиках.

Инквизитор      29/11/2017 [17:14:28]#2
 ФАП-297 РМС подразделяются на системы I, II, III категорий ИКАО (далее - РМС-I, РМС-II, РМС-III), а упоминание о некатегорированных РМС отсутствует.

Может тут собака то и зарыда для автора статьи. Категория, когда и РТС средства и огни соответствуют. Если только раговор про РТС то формально первая не меньше 800, ну так и не меньше. И 2000 метров это не меньше.
Разговор не про категорию ИЛС, а про категорию, которая может быть обеспечена на аэродроме всеми теми средствами, что ее обеспечивают. Поэтому и некатегорированных ИЛС в принципе не может быть

Тупой      30/11/2017 [09:00:00]#3
Doc 9365 п. 6.6.1 гласит:
В настоящее время любой точный заход на посадку при DA/H в 60 м (200 фут) или выше, минимальной видимости RVR 550 м или более считается стандартным полетом по категории I.
Так что при расчёте минимумов на аэродромы, где не указаны категории РМС и/или ССО у нас никаких трудностей не возникает.

ULWC      30/11/2017 [14:30:36]#4
Еще бы про Отделы (территориальных МТУ) и их "компетенцию" бы прописали, было бы вообще шикарно.
А то как не позвонишь туда - один ответ: это не наша компетенция!

Dawdler      01/12/2017 [09:18:44]#5
Тупой

Doc 9365 п. 6.6.1 гласит:
В настоящее время любой точный заход на посадку при DA/H в 60 м (200 фут) или выше, минимальной видимости RVR 550 м или более считается стандартным полетом по категории I.
Так что при расчёте минимумов на аэродромы, где не указаны категории РМС и/или ССО у нас никаких трудностей не возникает.

В Doc 9365 представлена информация для категорированной ILS.
У некатегорированной ILS ширина зоны курса может быть больше 3-х градусов и это может повлиять на значение ОСН.

ёпрст      01/12/2017 [12:36:07]#6
у нас сейчас в России полно аэропортов, где изначально не было категории 1 в силу разных причин, что по нормам ИКАО вообще не мыслимо, а мы, используя ИХ методики, понаделали себе минимумов 60 на 550 и летаем, повергая местных диспетчеров в шок! Кстати, а если на полосе нет осевых огней, RVR 550 это нормально?





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Самолет и холод
Андрей Шнырев
Предложения по совершенствованию государственной системы управления безопасностью полетов (законопроект № 808041-7)
Анатолий Липин
Нужен GNSS NOTAM от Роскосмоса
Виктор Басаргин
На страже безопасности полетов
Андрей Шнырев
О Законопроекте № 808041-7 «О внесении изменений в статью 24-1 Воздушного кодекса Российской Федерации»(об обеспечении безопасности полетов)
А.Книвель, В.Шапкин
К вопросу об оптимизации системы сертификации БАС
Анатолий Липин
В НОТАМ: «ЛККС не работает» - Забудьте про зональную навигацию?
Андрей Максименко
Беспилотная экосистема: единое небо для всех



ICAO
О распространении вакцин от коронавируса и безопасности авиагруза
Министерство транспорта РФ
О порядке использования воздушного пространства РФ беспилотными ВС
Александр Книвель
Безопасность полетов и сертификация типа, разработчиков и изготовителей легких воздушных судов
Александр Книвель
О системе управления безопасностью полетов и неприятностях по МАХимуму
Г.Кулешов, В.Мамай
Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях
Роман Вдовенко
Приоритеты деятельности и меры поддержки гражданской авиации при выходе из пандемии и после нее
Росавиация
Работа аэропортов и авиакомпаний при выходе из режима ограничений
Роман Гусаров
Приключения желтого чемоданчика
Профессиональный союз лётного состава России
Расследование катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Александр Книвель
Управление безопасностью полетов поставщиков обслуживания воздушных судов
Ольга Верба
Меры по восстановлению пассажирских перевозок в условиях коронавируса
Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
О ходе расследования катастрофы SSJ 100 в "Шереметьево"
Анатолий Липин
Приобщение ВВС к QNH
ICAO
Обеспечение безопасности полетов во время пандемии COVID-19
Ф.Мирзаянов, Б.Федоров
Теория и практика СУБП
ICAO
Бюллетень ICAO по коронавирусу
Роберт Тиллес
Психология аварийности и роль летного мастерства
Александр Книвель
ИКАО, безопасность полетов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке
Анатолий Липин
Согласование изменений, вносимых в федеральные авиационные правила
Светлана Гусар
Результаты страхования авиаперевозчиков в рамках 67-ФЗ за 2013-2018 годы
АЭВТ
Технология проведения тренажёрной подготовки членов лётных экипажей
Леонид Кайдалов
Кто сидит за штурвалом в «стеклянной клетке»?
Алексей Зуев
К вопросу о транспортной доступности: что лучше, НЕ полететь или неДОлететь?
Анатолий Липин
Терминологические страдания по аэронавигационной информации
Игорь Плотников
К чему приводят перманентные преобразования
Леонид Щербаков
О проблемных вопросах запасных аэродромов ДФО
Вячеслав Глазунов
Катастрофа Ту-154 на взлете с аэродрома Сочи (Адлер) 25 декабря 2016 года - взгляд авиационного метеоролога
Александр Нерадько
О ситуации с запретом полетов Boeing 737 MAX
Валерий Кудинов
Поддержание летной годности воздушных судов: проблемы и решения
Леонид Кайдалов
Человеческий Фактор в авиации - реальность и мифы
Межгосударственный авиационный комитет
Промежуточный отчет об аварии Boeing 737 авиакомпании Utair в Адлере
Олег Сторчевой
Проблемные вопросы в деятельности АОН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBh5YU
Поможем с ремонтом: http://remont.youdo.com/minor-repair/mirror/, полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer