Сколько некатегорированных аэродромов для захода на посадку?
По состоянию на 01.11.2017 г. в АИП РФ (книга 1 и 2) опубликована информация о 123-х аэродромах из них 43 аэродрома (35%) не категорированы (в таблице они выделены) для захода на посадку по РМС категории I по причинам несоответствия светосигнального оборудования и некатегорированности РМС (14 аэродромов):
АИП книга 1 – 75 аэродромов
№
п/п
|
Аэродром
|
№ВПП
|
Обозначение системы
огней
приближения
|
Длина
огней
подхода, м
|
Тип огней
|
Обозначение
системы
захода
на посадку
|
Категория
системы
захода
на посадку
|
|
Абакан
|
02П
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
20Л
|
SALS
|
420
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Анадырь
|
01
|
HILS
|
900
|
LHI
|
ИЛС/ILS
|
|
19
|
HILS
|
900
|
LHI
|
ИЛС/ILS
|
|||
|
Барнаул
|
06
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
24
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Белгород
|
29
|
HILS
|
900
|
LHI
|
ИЛС/ILS
|
|
|
Благовещенск
|
36
|
SALS
|
840
|
LIL
|
ИЛС/ILS
|
I
|
|
Братск
|
30
|
HILS
|
900
|
ИЛС/ILS
|
||
|
Брянск
|
34
|
SALS
|
930
|
LIL
|
ИЛС/ILS
|
|
|
Нальчик
|
24
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
|
|
Омск
|
07
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
25
|
SALS
|
887
|
LIL
|
ILS/ILS
|
II
|
||
|
Орск
|
25
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Саратов
|
12
|
HILS
|
874
|
ИЛС/ILS
|
I
|
|
30
|
SALS
|
300
|
LIL
|
ИЛС/ILS
|
I
|
||
|
Сыктывкар
|
01
|
SALS
|
430
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
19
|
PALS
|
900
|
LIH
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Тюмень
|
03
|
CAT I
|
899
|
LIH
|
ILS/ILS
|
I
|
21
|
CAT I
|
900
|
LIH
|
ILS/ILS
|
I
|
||
12
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
||
30
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Улан-Удэ
|
26
|
CAT I
|
900
|
LIH
|
ИЛС/ILS
|
|
|
Южно-Сахалинск
|
01
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ИЛС/ILS
|
I
|
19
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ИЛС/ILS
|
I
|
АИП книга 2 – 48 аэродромов
№
п/п
|
Аэродром
|
№ВПП
|
Обозначение системы
огней
приближения
|
Длина
огней
подхода, м
|
Тип огней
|
Обозначение
системы
захода
на посадку
|
Категория
системы
захода
на посадку
|
|
Белоярск
|
16
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
|
|
Воронеж
|
21
|
SALS
|
420
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Геленджик
|
21
|
ОВИ
|
480
|
LIH
|
ILS/ILS
|
II
|
|
Горно-Алтайск.
|
20
|
ОМИ
SALS
|
420
|
LIL
|
КРМ/LOC
|
|
|
Иваново
|
29
|
ОВИ-I
САТ I
|
870
|
LIH
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Игарка
|
12
|
ОВИ-I
HILS
|
900
|
LIH
|
ILS/ILS
|
|
|
Ижевск
|
01
|
ОМИ
SALS
|
816
|
LIL
|
ИЛС/ILS
|
I
|
19
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ИЛС/ILS
|
I
|
||
|
Иркутск-2
(Восточный)
|
14
|
ОМИ
SALS
|
420
|
LIL
|
РМС/ILS
|
I
I
|
32
|
ОМИ
SALS
|
420
|
LIL
|
РМС/ILS
|
I
I
|
||
|
Киров
|
03
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
21
|
ОВИ
HILS
|
900
|
LIH
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Комсомольск-на-Амуре
|
01
|
SALS
|
420
|
LIL
|
РСБН
|
|
19
|
SALS
|
900
|
LIL
|
РСБН
|
|||
|
Курган
|
02
|
ОМИ
SALS
|
720
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
29
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Мирный
|
25
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Надым
|
14
|
ОВИ
HILS
|
900
|
РМС/ILS
|
I
|
|
32
|
ОВИ
HILS
|
900
|
РМС/ILS
|
I
|
|||
|
Нарьян-Мар
|
24
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Нерюнгри
|
08
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
||
|
Новосибирск
Ельцовка
|
19
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
КРМ/LOC
|
|
|
Новый Уренгой
|
27
|
ОВИ-I
САТ I
|
870
|
LIH
|
РМС/ILS
|
I
|
|
Нягань
|
34
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
||
|
Певек
|
35
|
ОМИ
SALS
|
678
|
LIL
|
ILS/ILS
|
|
|
Пенза
|
11
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
29
|
ОВИ-I
|
900
|
LIH
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Советский
|
12
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
30
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Стрежевой
|
15
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Ульяновск
(Баратаевка)
|
02
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
II
|
|
Усинск
|
24
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Усть-Кут
|
30
|
ОМИ
SALS
|
900
|
ILS/ILS
|
||
|
Ухта
|
18
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
36
|
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
||
|
Хатанга
|
06
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
|
Ямбург
|
13
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
31
|
ОМИ
SALS
|
900
|
LIL
|
ILS/ILS
|
I
|
В ФАП-128 представлено:
«Эксплуатационные минимумы аэродромов»
5.17. Эксплуатант устанавливает эксплуатационные минимумы каждого используемого аэродрома на основании методов, изложенных в РПП.
При установлении эксплуатационного минимума аэродрома для конкретного взлета или конкретной посадки, с учетом типа захода на посадку, учитываются:
а) тип воздушного судна;
б) ограничения, предусмотренные пунктом 5.18 настоящих Правил;
в) размеры и особенности ВПП;
г) состав и характеристики наземных средств обеспечения захода на посадку;
д) состав оборудования воздушного судна, применяемого в целях определения положения воздушного судна относительно заданной траектории полета и ее выдерживания в процессе захода на посадку и ухода на второй круг;
е) препятствия в зонах захода на посадку и ухода на второй круг и высота пролета препятствий (OCA/H);
ж) средства, используемые для определения метеорологических условий и способы передачи метеорологической информации;
з) препятствия в зонах набора высоты при взлете и необходимый запас высоты над препятствиями».
Относительно пп. а) – в), д) – з) не возникают вопросы применения, чего не скажешь в отношении п. г).
Светосигнальное оборудование
Наземное средство обеспечения захода на посадку включает светосигнальное оборудование и средство наведения на конечном участке захода на посадку.
Информация о ССО и навигационном средстве наведения публикуется в АИП РФ в разделах:
AД 2.14 ОГНИ ПРИБЛИЖЕНИЯ И ОГНИ ВПП
AD 2.14 APPROACH AND RUNWAY LIGHTING,
AД 2.19 РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И СРЕДСТВА ПОСАДКИ
AD 2.19 RADIO NAVIGATION AND LANDING AIDS.
Более корректный перевод будет: Средства радионавигации и посадки.
В отношении огней приближения и огней ВПП в АИП РФ в GEN 2.2 СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИЗДАНИЯХ AIP опубликовано:
HIALS
|
- High intensity approach lighting system
Система огней приближения высокой интенсивности,
|
HIRL
|
- High intensity runway lights
Огней высокой интенсивности ВПП,
|
LIH
|
- Light intensity high
Огни высокой интенсивности (ОВИ),
|
LIL
|
- Light intensity low
Огни малой интенсивности (ОМИ),
|
LIM
|
- Light intensity medium
Огни средней интенсивности
|
PALS
|
- Precision approach lighting system
Система огней приближения для точного захода на посадку (указать категорию).
|
SALS
|
- Simple approach lighting system
Упрощённая система огней приближения,
|
В ФАП 262 [1] дано:
4.3. ВПП, используемая в ночное время, а также днем в сложных метеоусловиях, должна быть оборудована системой светосигнального оборудования (далее - ССО) с огнями малой интенсивности (далее - ОМИ), огнями высокой интенсивности (далее - ОВИ) ОВИ-I, ОВИ-II или ОВИ-III в соответствии с приложением N 8 к настоящим Правилам.
Приложение 8 к п. 4.3
Классификация ССО
Таблица 1
ВПП (направление)
|
Система светосигнального оборудования
|
ВПП захода на посадку по приборам
|
ОМИ или выше
|
ВПП точного захода на посадку I категории
|
ОВИ- I или выше
|
ВПП точного захода на посадку II категории
|
ОВИ- II или выше
|
ВПП точного захода на посадку III категории
|
ОВИ- III
|
Применяемые обозначения ССО в АИП РФ: LIM, PALS и SALS не согласованы с обозначениями в ФАП-262 и поэтому их трудно соотносить с данными в Doc 9365:
Таблица В-1.
Системы огней приближения
Класс оборудования
|
Протяженность, конфигурация
и интенсивность огней приближения
|
FALS (полная система огней приближения)
(см. Приложение 14)
|
Система огней точного захода на посадку
по категории I (HIALS ≥ 720 м). Осевая линия с кодировкой расстояния, линия центрального ряда линейных огней
|
IALS (промежуточная система огней
приближения) (см. Приложение 14)
|
Упрощенная система огней приближения
(HIALS от 420 до 719 м).
Отдельный источник, ряд близкорасположенных световых огней
|
BALS (базовая система огней приближения)
|
Любая другая система огней приближения
(HIALS, MIALS или ALS от 210 до 419 м)
|
NALS (система огней приближения
отсутствует)
|
Любая другая система огней приближения
(HIALS, MIALS или ALS <210 м) или отсутствие огней приближения
|
В АИП РФ на картах аэродрома представляется символика различных типов ССО, а в разделе GEN 2-3 УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ НА КАРТАХ она отсутствуют.
В этой связи при определении эксплуатационного минимума возникают сложности классификации ССО, представленного в АИП РФ.
Некатегорированная радиомаячная система
В ГОСТ 26121-84 [2], ФАП-297 [3] и НГЭА ЭА [4] отсутствует упоминание об ILS.
В [2] присутствует термин радиотехническая система посадки (РСП), а в [3, 4] ― радиомаячная система (РМС). Причем содержание понятия в [3 и 4] отличаются от принятой терминологии в Приложении 10 [5]:
Приложение 10, т. I.
|
ГОСТ 26121-84
|
ФАП-297
|
НГЭА ЭА
|
3.1.2.1 ILS состоит из следующих основных компонентов:
а) курсового ОВЧ-радиомаяка, связанной с ним системы контроля, оборудования дистанционного управления и дистанционного приборного оборудования;
b) глиссадного УВЧ-радиомаяка, связанной с ним системы контроля, оборудования дистанционного управления и дистанционного приборного оборудования;
с) соответствующих средств, позволяющих проводить контрольные проверки глиссады радиомаяков.
|
Совокупность наземных и бортовых радиотехнических устройств, обеспечивающих самолеты информацией, необходимой для управления ими в процессе захода на посадку и во время посадки.
|
2.22. РМС состоит из комплекса наземного и бортового радиотехнического оборудования и предназначена для обеспечения получения на борту воздушного судна и выдачи экипажу и в систему автоматического управления информации о значении и знаке отклонения от номинальной траектории снижения, а также для определения моментов пролета характерных точек на траектории захода на посадку.
В состав наземного комплекса РМС входят курсовой радиомаяк (далее - КРМ), глиссадный радиомаяк (далее - ГРМ) и МРМ
|
6.3.1. В состав РМС посадки должны входить:
курсовой радиомаяк с контрольным устройством;
глиссадный радиомаяк с контрольным устройством;
маркерные радиомаяки - ближний (БМРМ) и дальний (ДМРМ);
устройство дистанционного управления и контроля работы радиомаяков.
|
В [3, 4] речь идет только о наземном оборудовании РМС и ILS, а в ГОСТ и ФАП-297 о наземном и бортовом оборудовании.
Плохо, когда в нормативных документах термины у регуляторов имеют разное толкование.
В ФАП-297 РМС подразделяются на системы I, II, III категорий ИКАО (далее - РМС-I, РМС-II, РМС-III), а упоминание о некатегорированных РМС отсутствует.
Аббревиатура РМС появилась вследствие того, что в государственной авиации РФ применяются РМС дециметрового диапазона: подвижные посадочные радиомаячные группы ПРМГ-4, ПРМГ-4К (некатегорированные), ПРМГ-4КМ, ПРМГ-5 и ПРМГ-76У (I категория).
Отсутствие единообразия представления информации по РМС в АИП РФ также вызывает вопросы. В качестве примера приведены данные по аэродромам Надым и Братск.
У эксплуатантов, ориентирующихся на Doc 9365, при расчете эксплуатационных минимумов возникают вопросы при определении минимума для захода на посадку по некатегорированным РМС/ILS, т.к. в Приложении 10, а соответственно и в Doc 9365 такое понятие ответствует.
В АИП РФ в AD 4. ПОЛЕТЫ ПО КАТЕГОРИЯМ II/III НА АЭРОДРОМАХ перечислены категории захода на посадку I, II, IIIA (в заголовке пропущена категория I):
«Категории заходов по схеме точного захода на посадку и посадок: Категория I (кат. I) − заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м;
Категория II (кат. II) − заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на ВПП не менее 300 м;
Категория IIIА (кат. IIIА) − заход по схеме точного захода на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по относительной высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 175 м».
Но в AD 4 ничего не говорится относительно захода на посадку по РМС/ILS, которая являются некатегорированной.
Согласно п. 7 ФАП-1 [6] не предусмотрены летные проверки для некатегорированных РМС. В этой связи возникает вопрос: можно ли в гражданской авиации использовать для захода на посадку некатегорированную РМС? Если да, то об этом необходимо представить информацию в АИП РФ с указанием соответствующих ограничений.
Согласно п. 38 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации (приказ Минтранса России от 31.10.2014 №305) в раздел AD 1. ВВЕДЕНИЕ К АЭРОДРОМАМ информацию в ФГУП «ЦАИ» представляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства. Можно сделать вывод, что Управление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (УРТОП) Росавиации не принимает участия в оценке публикуемой информации по применению РМС.
В Положении об Управлении радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации (утверждено приказом Росавиации 05.04.2016) имеется раздел:
«III. Компетенция»
7. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
…
7.2. Участвует в обеспечении руководства функционированием Единой системы организации воздушного движения (далее - ЕС ОрВД), а также в осуществлении контроля за состоянием радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - РТОП и связи) в целях устойчивого и безопасного функционирования ЕС ОрВД.
…
7.6. Оказывает государственную услугу, с выполнением соответствующих организационных работ, по обязательной сертификации радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения».
Из представленной выдержки вытекает, что УРТОП обладает полномочиями информирования пользователей АИП РФ об ограничениях и правилах применения некатегорированных РМС.
Ссылки на источники
- Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утверждены приказом Минтранса России от 25.08.2015 г. №262.
- Системы инструментального захода самолетов на посадку радиомаячные. Термины и определения. ГОСТ 26121-84.
- ФАП «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации». Утверждены приказом Минтранса России от 20.10.2014 № 297.
- Нормы годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации (НГЭА ЭА). Утверждены приказом Минпромторга РФ от 30.12.2009 №1215.
- Приложение 10, Том I. Радионавигационные средства. Изд. 6. 2006, изм. 90.
- Федеральные авиационные правила «Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации». Утверждены приказом Минтранса России от 18.01.2005 г. №1.
- Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил». Утверждены приказом Минтранса России 13.08.2015 г. №246.