Данные правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей соответствующих свидетельств. Кандидату на получение свидетельства установлены такие требования, как ограничение по возрасту, перечни минимальных знаний по областям, которые необходимо продемонстрировать, минимумы практической подготовки и другие.
ФАП-147 не содержит требований, обязующих кандидатов на получение свидетельств иметь среднее профессиональное либо высшее образование, за исключением специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов. При этом к последним данные требования предъявляются лишь для получения соответствующих квалификационных отметок. Данное положение соответствует документам ИКАО и воздушному законодательству Российской Федерации.
Во многих коммерческих авиакомпаниях РФ принята политика по приёму на работу членов экипажей воздушных судов с требованиями наличия среднего профессионального или высшего образования по специальности «лётная эксплуатация летательных аппаратов» и «эксплуатация воздушных судов». Данные условия справедливы, учитывая, что среднего общего образования порой недостаточно для удовлетворения современных требований к специалистам подобного уровня.
В июле 2016 года вступили в действие федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289 (далее – ФАП-289).
Правила, прежде всего, установили следующее:
а) образовательные организации, осуществляющие свою деятельность по лицензиям Минобразования (к примеру УВАУ ГА, СПб ГУ ГА, МГТУ ГА), намеревающиеся проводить подготовку специалистов для выдачи свидетельств и квалификационных отметок, должны получить сертификат АУЦ при соответствии требованиям ФАП-289;
б) организации (юридические лица), намеревающиеся проводить подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации должны получить сертификат АУЦ при соответствии требованиям ФАП-289;
в) ФАП-289 не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
Из воздушного законодательства Российской Федерации следует, что организация имеющая сертификат АУЦ, может проводить подготовку для выдачи свидетельств специалистам по всему перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, при наличии соответствующей утверждённой уполномоченным органом программы.
Документами ИКАО, воздушным законодательством Российской Федерации, предусмотрена не требующая отдельного сертификата АУЦ подготовка членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, имеющих свидетельства и квалификационные отметки, в авиапредприятиях по утверждённым уполномоченным органом гражданской авиации программам, в соответствии федеральных авиационных правил.
Ниже приведена таблица соответствия воздушного законодательства Российской Федерации документам ИКАО.
ИКАО |
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. – 60-ФЗ |
Нормативные документы РФ |
Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу» (далее – Приложение 1 к Конвенции) Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов» |
Статья 52 п. 1 К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, … и включены в перечни специалистов авиационного персонала |
Приказ Минтранса от 04.08.2015 № 240 «Перечень специалистов авиационного персонала ГА РФ» ФАП от 12.09.2008 № 147 «Требования к членам экипажа ВС, специалистов по техническому обслуживанию ВС и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации». |
Приложение 1 к Конвенции п. 1.2.5.1.2 Договаривающееся государство выдавшее свидетельство, даёт гарантию в том, что действительность свидетельства удовлетворяет другие договаривающиеся государства Doc 9379 «Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой». |
Статья 53 п. 1 К выполнению функций членов экипажа, сотрудников по обеспечению полётов ГА, по техническому обслуживанию ВС, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица имеющие соответствующие свидетельства, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации п. 1’ Правила проведения проверки соответствия лиц на получение свидетельств требованиям ФАП, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливается Правительством РФ. Требования предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливается ФАП. |
Постановление Правительства РФ от 06.08.2013 г. № 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, … требованиям ФАП, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала ГА» ФАП от 01.02.2014 № 32 «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации» Приказ МТ РФ от 10.02.2014 № 33 «Об утверждении Порядка образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий Федерального агентства воздушного транспорта, а также требования к их «членам». Приказ МТ РФ от 18.02.2014 № 42 «Об утверждении перечней и содержание вопросов для проведения проверки знаний кандидата на получение свидетельства». |
ИКАО Doc 9841 «Руководство по утверждению организаций по подготовке персонала» Doc 9868, PANS-TRG «Подготовка персонала» |
Статья 54 Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации п. 2 Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются ФАП |
ФАП от 29.09.2015 № 289 «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечнем специалистов авиационного персонала, требованием ФАП». |
Приложение 1 к Конвенции п. 1.2.8.3 Подготовка по утвержденной программе относится главным образом к подготовке для выдачи свидетельства или квалификационной отметки. Она не подразумевает подготовку по утвержденной программе, которая может требоваться летным экипажем, диспетчером УВД для поддержания квалификации или получения эксплуатационного допуска после первоначальной выдачи свидетельства или квалификационной отметки. Приложение 1 к Конвенции Доб. 2 «Утвержденная учебная организация» п. 3.1 Полномочный орган по выдаче свидетельств может утверждать программу подготовки для получения свидетельства пилота-любителя, свидетельства коммерческого пилота, квалификационной отметки о праве полётов по приборам или свидетельства по техническому обслуживанию воздушных судов (техник/инженер/механик). Doc 7192 (B-5-1; B-5-2; D-1; D-3; E-1; E-2; F-1) «Руководство по обучению» |
Статья 54 п. 4 Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения к содержанию указанных программ устанавливаются ФАП |
Проект ФАП на обсуждении. |
Приложение 6 к Конвенции п. 9.3.1 (часть I); п. 7.3.1 (часть III) Эксплуатант составляет и выполняет программу наземной и лётной подготовки, которая утверждается государством эксплуатанта и гарантирует надлежащую подготовку всех членов лётного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей. |
Статья 54 п. 5 Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливаются федеральными авиационными правилами. |
ФАП от 31.07.2009 № 128 «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации РФ» ФАП от 25.09.2015 № 285 «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов» ФАП от 13.08.2015 № 246 «Требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки». |
Всё выглядит достаточно логично, осталось это правильно совершенствовать и поработать над качеством подготовки специалистов.
АЭВТ